Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура способностей. Проблема соотношения общих и специальных способностей.




Проблема способностей в психологии. Вклад различных представлений о природе способностей в современные исследования способностей.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

 

Предпосылки и факторы развития способностей. Соотношение способностей и задатков.

Способности – св-ва и качества (инд. особенности) чел-ка, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами историч. развития. Развитие происх. по спирали: реализация возможности, кот. предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности – внутр. условия развития, кот. формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

П ризнаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

¾ Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

¾ Наличие благопр. соц. среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

¾ В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: простая деятельность - снижение интересов; очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

¾ исходная предпосылка - врожденные задатки;

¾ время выявления;

¾ развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

¾ всестороннее развитие интересов и способностей;

¾ соперничество и сотрудничество.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Соотношение способностей и задатков: хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией; задатки — это предпосылки развития способностей, но они не являются неразвитыми, потенциальными способностями.

Структура способностей. Проблема соотношения общих и специальных способностей.

Способности бывают: общие, специальные способности.

СПОСОБНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЛОЖНЫЕ
ОБЩИЕ присущие всем людям основные формы психического отражения ощущать воспринимать запоминать переживать мыслить в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре учению труду общению
СПЕЦИАЛЬНЫЕ присущие не всем людям способности: музыкальный слух точный глазомер настойчивость смысловая память присущие не всем людям способности: профессиональные специфические особенные

 

Общие способности - обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, их человек реализует во многих видах деятельности - прежде всего свойства ума. Общие способности часто называют общими умственными способностями (зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания).

Специальные способности - рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.).

Классифицикация специальных способностей:

· по видам психических функций (моторные, сенсорные),

· по видам деятельности (технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные и пр.).

Общие способности отождествляются с интеллектом и до сих пор рассматриваются некоторыми западными психологами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении профессией.

Интеллект - составная способность, включающая в себя относительно независимые вербальные, математические, пространственные, мнемические и другие виды способностей.

Креативность - (лат. создание, сотворение), аналог понятия «творческие способности», неразрывно связана с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (для творца, или общества).

Дивергентное мышление условия мышления, если проблема только еще не определена, не раскрыта, не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (конвергентное мышление ориентируется на известное или подходящее решение проблемы).

Интеллектуальные параметры, характеризующие креативность ( Дж.Гилфорд):

· беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

· гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

· оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

· любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

· способность к разработке гипотезы;

· иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

· фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Тесты способностей - оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.

В психологической диагностике выделяют: методы изучения общих способностей, методы изучения специальных способностей.

 

 

53. Проблема одаренности, таланта, гениальности в психологии.

Одаренность человека опр-ся диапазоном возможностей, кот. открывает реализация наличных возможностей. Опр-ся качеством (к чему) и масштабом. О. связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. О. - «качественно-своеобразное сочетание способностей, от кот. зависит возможность достижения ↑ или ↓ успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного вып-ния деят-ти чел-ку необходимо обладать опр. знаниями, умениями или навыками.

О. м б специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, кот. говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала; широта переноса; время проявления; соотношение результатов с условиями.

Талант - это способность к достижению высшего порядка, является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается постепенно, с приобр. опр. навыков или опыта. Совр. учёные выделяют опр. типы таланта, кот. обладают люди в той или иной степени. восемь типов таланта, интеллекта:

§ вербально-лингвистический (способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

§ цифровой (характерен для математиков, программистов);

§ слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

§ пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

§ физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

§ личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

§ межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

§ талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; осознание способности; включенность способности в характер. Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...