Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и принципы исследования личности в отечественной психологии.




В отечественной психологии существуют различные воззрения на проблему личности.

Исследование личности как системы отношений было начато А.Ф.Лазурским и продолжено В.Н.Мясищевым и его учениками и последователями. А.Ф.Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т.е. основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему миру и самому себе).

А.Ф.Лазурский также отмечает переход отношений в черты характера. В его программе исследований, проведенных с целью классификации личностей, были выделены 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. В.Н.Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности. Отношение – это сознательная, основанная на опыте, избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас – уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Отношение человека к самому себе – наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и, в целом, системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, вследствие чего они выступают в качестве движущей силы личности.

Б.Г.Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т.д. положения в обществе), равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.

Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности – с другой. Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.

С позиций психологии деятельности рассматривает личность А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития. В качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом, по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям – как личность. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей.

Вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Личность характеризуется сформированностью иерархии мотивов, их широтой, динамикой, а также содержанием ведущей деятельности.

Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Д.Н.Узнадзе стало понятие установки. Установка – это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опоср. звено между физическим и сознательным миром.

В школе Узнадзе разработано положение, согласно которому, возникающие при встрече, потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие затруднения привлекают внимание и, благодаря этому, осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь переводится на режим управления подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Установки, по мнению Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему, как к существующему объективно и независимо от него.

Принципы исследования личности

• Принцип системности

• Субординационный или иерархический принцип

• Принцип активности.

• Принцип развития

• Принцип субъекта

• Принцип детерминизма

• Принцип единства методологии, теории и эксперимента

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...