Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно - правовая основа стандартизации




Начавшиеся в стране в 90-е годы прошлого века и продолжающиеся до настоящего времени реформы создали исходный базис для построения рыночной модели экономики: формируется класс собственников средств производства и других видов экономических активов; реформируются банковская, страховая, судебная, пенсионная системы; на принципиально новой основе создается блок социальных услуг, включая образование и медицинское обслуживание; формируется законодательство по использованию природных ресурсов и защите окружающей среды; реформируется структура и функции государственного аппарата с разделением функций на федеральной и региональном уровнях. Перечень направлений вводимых новаций можно было бы продолжить.

Достигнутый в последнее десятилетие высокий уровень технологий, прежде всего транспортных и информационных, привел к принципиально новым тенденциям в организации мирового сообщества:

· "сжатию" земного пространства по расстояниям и времени перемещения по нему, показав ограниченность природных ресурсов для существующих объемов и темпов роста их потребления, а также уязвимость среды обитания человека по экологии;

· формированию единой телекоммуникационной среды в виде глобальных информационных сетей;

· формированию цифрового пространства формализованного описания, разработки, производства и применения средств труда и продуктов труда;

· формированию единой среды накопления знаний с возможностью доступа к ним на задаваемых условиях.

Все это в целом характеризует переход от индустриального общества ХIХ - ХХ в. к информационному обществу знаний ХХI в. Как следствие этого имеет место достаточно явное проявление тенденции к глобализации экономики с принципиально иными требованиями к субъектам экономики и деятельности по управлению экономическими и социальными процессами.

Поэтому закономерно, что необходимо изменить, совершенствовать взгляды на национальную систему стандартизации, рассматривать новые подходы к национальной системе стандартизации исходя из рыночной экономики. Национальная система стандартизации должна подстроиться под происходящие изменения в экономическом механизме страны, адекватно реагировать на общественные запросы.

В этих целях был разработан Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании". Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательство о техническом регулировании не ограничивается только этим законом, в настоящее время имеется более сотни действующих федеральных законов, регулирующих отношения в связанных сферах. В первую очередь здесь следует отметить Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "О защите прав потребителей", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "Об информации, информатизации и защите информации", а также Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение 1958 г.) и др.

Федеральный закон "О техническом регулировании" является стратегическим, поскольку из него вытекают все дальнейшие действия по нормативно-техническому обеспечению создания и эксплуатации продукции. Он является важнейшей составной частью механизма, с использованием которого осуществляется реформирование всей системы технического регулирования.

Данный Федеральный закон с изменениями и дополнениями от 1 мая 2007 г., как известно, регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии и применении обязательных и добровольных требований к продукции и процессам ее создания и эксплуатации, а также при оценке соответствия продукции предъявленным требованиям. Он определяет основные принципы осуществления технического регулирования, а именно:

· применение единых правил установления требований к продукции;

· соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики и материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

· независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

· единые система и правила аккредитации;

· единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

· единство применения требований технических регламентов, независимо от видов или особенностей сделок;

· недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

· недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и надзора и органа по сертификации;

· недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

· недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Обязательные требования, содержащиеся в государственных стандартах, законом предлагается вынести в сферу технического законодательства, а именно в федеральные законы. Это придает большую весомость принятым техническим требованиям, а с другой стороны способно предостеречь от принятия федеральными органами исполнительной власти субъективных и зачастую необоснованно жестких решений. К обязательным требованиям в законе относятся только требования к безопасности продукции и процессов, что не может быть приемлемо для оборонной продукции, поскольку за рамками остаются вопросы совместимости, взаимозаменяемости и унификации продукции, гарантированного технического уровня продукции и др.

В настоящее время в государственных стандартах одновременно присутствуют как обязательные, так и добровольные требования. В этой связи и возникла задача создания двухуровневой структуры нормативно-правовых и нормативно-технических документов:

на верхнем уровне — технические регламенты, а ниже — гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты.

Добровольные в применении национальные стандарты призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов, то есть добровольные стандарты являются поддержкой для обеспечения выполнения требований документов обязательных - регламентов. Такова международная практика, основанная на директивах Европейского союза, которые, которые, как известно, вводятся через национальные законодательные акты. Директивы "нового подхода" предоставляют производителю выбор путей выполнения требований технических регламентов.

Добровольные стандарты помогают производителям правильно трактовать обязательные требования технических регламентов, задают методы их выполнения. Стандарты не обязательны, но если их требования исполняются, то тем самым обеспечивается выполнение соответствующего технического регламента (федерального закона) и производитель (поставщик) действует в рамках закона. В том случае, если производитель отказывается применять добровольный стандарт, то он должен доказать государственным контролирующим органам соответствие данного изделия техническому регламенту.

При этом на стандарты ложится основная функциональная нагрузка по заданиям количественных требований к объектам и субъектам экономики и социальной сферы. Действующие в стране стандарты являются одним из объективных критериев уровня развития национальной экономики и ее места в системе международного разделения труда.

Определение понятия "стандартизация" уточняется в процессе развития человеческого общества.

В Российской Федерации определение стандартизации дано на законодательном уровне. В ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" приведено, что "стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг".

Согласно данному закону в качестве важнейших результатов деятельности по стандартизации должны рассматриваться повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Стандартизация осуществляется в целях:

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Цели деятельности по стандартизации определяют принципы, функции, структуру построения и взаимодействие с внешней средой национальной системы стандартизации.

Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в Российской Федерации, учитывают принципов, провозглашенные международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, и заключаются в:

· добровольности применения национальных стандартов;

· максимальном учете при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применении международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим различиям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· недопустимости создания препятствий для производства и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в ст. 11 Федерального закона "О техническом регулировании";

· недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечении условий для единообразного применения стандартов;

· открытости процессов разработки стандартов;

· обеспечении права участия всех заинтересованных лиц в разработке стандартов;

· доступности стандартов и информации о них для пользователей;

· общем согласии (консенсусе) при принятии стандартов;

· целесообразности разработки стандартов;

· однозначности понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов;

· прогрессивности и оптимальности требований, включаемых в стандарты;

· преемственность стандартов;

· комплексности.

Рассмотрим содержание указанных принципов национальной стандартизации.

Добровольность применения российских национальных стандартов. Российский национальный стандарт в соответствии с действующим законодательством применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Вызывает интерес вопрос о том, в каких случаях исполнение национального стандарта является обязательным? Здесь следует различать добровольность решения об использовании стандарта и обязательность соблюдения стандарта в случае принятия решения о его применении. Ответ достаточно прост: стандарт обязателен, если производитель продукции (услуги) сам заявил о применении этого стандарта путем ссылки на него в конструкторской или эксплуатационной документации. Действительно, если поставщик принял решение об использовании стандарта и зафиксировал это решение путем ссылок в конструкторской и (или) эксплуатационной документации, то Гражданский кодекс и закон "О защите прав потребителей" требуют соблюдения заявленных стандартов.

Другим вариантом обязательности стандарта служит упоминание об этом в договоре на поставку продукции между поставщиком и заказчиком продукции (услуги).

Одновременно следует указать, что являются обязательными для применения, разработанные до введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании" (01.07. 2003), государственные стандарты, устанавливающие требования по безопасности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Обязательность применения таких стандартов прекращается после введения в действие соответствующих технических регламентов или истечению семилетнего переходного периода внедрения Федерального закона "О техническом регулировании".

Гармонизация требований российских национальных стандартов с международными и региональными стандартами. Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.

Соответствие российских национальных стандартов международным, европейским и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

Открытость процессов разработки стандартов. Открытость процессов разработки российских национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается:

· публикацией программы разработки российских национальных стандартов и уведомлений об их разработке;

· публичностью обсуждения проектов российских национальных стандартов;

· единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения российских национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов в технических комитетах по стандартизации.

Обеспечение права участия всех заинтересованных сторон в разработке стандартов. Разработка стандартов должна выполняться открыто с участием и(или) под руководством технических комитетов по стандартизации, объединяющими на добровольной основе все юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Доступность стандартов и информации о них для пользователей. Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных российских национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей. Достигаемое согласие (консенсус) при разработке стандартов. Российские национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, т.е. при достигаемого согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны.

Целесообразность разработки стандарта. Целесообразность разработки российского национального стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью при применении. При этом до принятия решения о разработке российского национального стандарта должна быть оценена возможность непосредственного внедрения в стране действующего международного или регионального стандарта, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных российских национальных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству Российской Федерации и потребностям национальной экономики.

В российских национальных стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация – не самоцель. Однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов. Изложение стандартов должно быть четким и ясным в целях обеспечения однозначного понимания их требований:

· содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих стандартов;

· при выборе метода ссылки на другие стандарты должны быть учтены возможности изменения, пересмотра и отмены ссылочных стандартов;

· принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации.

Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты. Требования российских национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.

Преемственность в национальной системе стандартизации Российской Федерации стандартов, разработанных ранее в Советском Союзе.

В настоящее время действует более 21 тыс. государственных и 47 тыс. отраслевых стандартов СССР. В них воплощен опыт и научно-технические достижения многих поколений наших ученых и специалистов.

Научно-технический потенциал существующих стандартов является национальным достоянием отечественной инженерной мысли. Они могут и должны использоваться при разработке и производстве продукции, при проведении научных исследований, в системе образования и в других областях.

В работах по стандартизации в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" участвуют следующие субъекты:

· федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (в настоящее время – Минпромэнерго России);

· другие федеральные в иные органы исполнительной власти;

· национальный орган Российской Федерации по стандартизации (в настоящее время – Ростехрегулирование);

· субъекты хозяйственной деятельности и их объединения;

· технические комитеты по стандартизации;

· иные общественные и научные организации;

· заинтересованные физические лица.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию осуществляет управление стандартизацией на федеральном уровне и ее взаимосвязь с техническими регламентами.

Национальный орган по стандартизации координирует деятельность в области стандартизации всех заинтересованных в ее результатах сторон, а также создает Технические комитеты (ТК) и осуществляет методическое руководство ими, утверждает и публикует национальные стандарты, обеспечивает соответствие национальных стандартов интересам отечественной экономики, участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов России при их принятии, представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии, услуг. В состав ТК на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти научных и общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей.

Развитие работ по стандартизации в стране осуществляется на следующих уровнях:

· международном (в рамках ИСО и МЭК и других занимающихся стандартизацией международных организаций, членами которых является Российская Федерация);

· региональном (в рамках Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН);

· национальном;

· организаций.

На международном уровне Российская Федерация участвует в проведении работ по разработке проектов международных стандартов или анализирует их научно-технический уровень, определяет свою позицию при голосовании по принимаемым стандартам ИСО и МЭК.

Процесс разработки стандартов включает несколько этапов, начиная с мониторинга существующих стандартов и до утверждения и публикации нового стандарта.

На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам ЕЭК ООН.

На национальном уровне стандартизации осуществляется:

· обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;

· совершенствование деятельности в области стандартизации;

· развитие и совершенствование системы технических комитетов по стандартизации;

· формирование программы разработки российских национальных стандартов, координация ее реализации, организация их разработки;

· рассмотрение и утверждение программ работ по стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных различными организациями (объединениями);

· установление порядка разработки, оформления, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены российских национальных стандартов, требований к их обозначению;

· проведение работ по гармонизации разрабатываемых российских национальных стандартов с международными (региональными) стандартами;

· рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве российских национальных стандартов;

· разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена российских национальных стандартов, межгосударственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

· издание, распространение российских национальных стандартов и введение в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов, а также обеспечение пользователей информацией о них;

· формирование и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

· предоставление информационных услуг в области стандартизации.

На уровне организаций осуществляется:

· подготовка предложений по разработке российских национальных стандартов, межгосударственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве российских национальных стандартов;

· организация применения российских национальных стандартов и действующих в России в этом качестве межгосударственных стандартов;

· подготовка замечаний и предложений по проектам международных и межгосударственных стандартов;

· разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов организаций, установление особенностей их разработки;

· проведение работ по унификации и рациональному сокращению номенклатуры применяемых материалов и(или) комплектующих изделий;

· формирование и ведение в организации информационных фондов нормативных документов.

Рассмотрим возможные трактовки понятия "национальная система стандартизации".

Федеральным законом "О техническом регулировании" определено, что национальная система стандартизации состоит из национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и правил их разработки и применения.

Вместе с тем, основываясь на методе системного анализа, национальную систему стандартизации можно трактовать в более широком смысле как организационно-техническую систему, состоящую из органов и служб стандартизации, фондов нормативных документов по стандартизации, правил и методов проведения работ, автоматизированных банков данных, технических средств и каналов связи, обеспечивающую на основе использования принципов системности и комплексности, эффективное проведение работ по стандартизации в стране и при международном сотрудничестве в области стандартизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...