Стандартизация и качество продукции
В результате производственной деятельности человека создаются материальные ценности, предназначенные для удовлетворения его определенных потребностей. Эти материальные ценности принято называть продукцией. Продукция может быть изделиями или продуктами. Изделия — результат работы производственного предприятия, характеризуемый дискретной величиной, исчисляемой в штуках, экземплярах и других счетных единицах. К изделиям относятся машины и приборы, а также их элементы (детали, агрегаты), швейные изделия и обувь, торты и ювелирные изделия и т. п. Продукты — результат работы производственного предприятия (металлы, лес, нефтепродукты, краски, ткани, овощи, зерно и др.), характеризуемый непрерывной величиной, исчисляемой в килограммах, литрах, метрах, квадратных или кубических метрах и т. п. По способу использования продукция может быть разделена на два класса: первый — потребляемая продукция, второй — эксплуатируемая продукция. Потребляемая продукция при использовании расходуется сама: топливо сгорает, материалы перерабатывают в изделие, продукты питания употребляют в пищу. Эксплуатируемая продукция расходует свой ресурс, а масса продукции практически не уменьшается. К этому классу относятся все машины, приборы, оборудование. Физическая сущность и закономерности процесса расходования ресурса изучаются наукой о надежности машин. В указанных классах продукция подразделяется на пять групп: 1) сырье и природное топливо: полезные ископаемые, нефть, газ, уголь, строительные материалы; 2) материалы и продукты: искусственное топливо, пластмассы, прокат, ткани, пищевые продукты, не вошедшие в первую группу;
3) расходные изделия: дозированные продукты в упаковке, консервы, жидкое топливо и смазочные материалы в бочках, кабель в бобинах и др.; 4) неремонтируемые изделия: электровакуумные и полупроводниковые элементы приборов, клиновые ремни, крепежные изделия и др. 5) ремонтируемые изделия: машины, механизмы, приборы и оборудование длительного использования, в том числе тракторы, автомобили, сельскохозяйственные и гидромелиоративные машины, оборудование животноводческих ферм. Каждый вид продукции обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить его от любого другого. Свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Признак продукции — качественная или количественная характеристика ее свойств. Качественные признаки характеризуют цвет, форму, способ крепления деталей (сварка, клепка, свинчивание), способ настройки или регулировки (ручной, полуавтоматический, автоматический) изделия. Количественный признак, или параметр продукции, дает численную характеристику отдельных свойств. Например, химический состав материала, угол заточки резца, грузоподъемность автомобиля и т.д. Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость: одни являются важнейшими, другие второстепенными, а третьи могут не иметь никакого значения и никак не отражаться на эффективности использования данной продукции. Например, для грузового автомобиля важнейшими являются такие его свойства, как грузоподъемность, удельный расход топлива, пробег до капитального ремонта. А такие свойства, как электрическая проводимость, растворимость в азотной кислоте, не имеют значения, не отражают способности автомобиля выполнять его основные функции и поэтому не входят в состав качества изделия. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Из этой формулировки следует, что, не все свойства изделия входят в понятие “качество”, а только те, которые определяются потребностью общества в соответствии с назначением этого изделия. Качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции, и если по каким-либо причинам потребность в этом виде продукции полностью исчезла, то и качество ее будет равно нулю. Для оценки качества машин и других изделий разработана система показателей качества и методы их определения. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества продукции, называется квалиметрией. Задачи квалиметрии состоят в определении номенклатуры необходимых показателей качества изделия и их оптимальных значений, разработке методов количественной оценки качества, создании методики учета изменения качества с течением времени. Номенклатурой показателей качества промышленной продукции установлены десять групп показателей качества любых видов продукции, то есть количественные характеристики свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Различают следующие группы показателей качества: назначения; надежности; технологичности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; эргономические; эстетические; показатели транспортабельности; безопасности; экологические показатели. В каждую группу входят как единичные, так и комплексные показатели качества. Единичный показатель качества продукции отражает одно свойство (производительность, грузоподъемность, энергоемкость, ресурс и др.). Комплексный показатель качества продукции характеризует несколько ее свойств. Таким показателем является, например, коэффициент готовности изделия, характеризующий одновременно его безотказность и ремонтопригодность. Обобщенные показатели качества, которые представляют собой сумму единичных показателей, имеющих одну размерность, либо выражается в относительных безразмерных единицах или в баллах с учетом коэффициента значимости каждого показателя, также относят к комплексным.
Показатели качества определяются при помощи объективного (инструментальный) и субъективного (экспертный) методов. Инструментальный метод включает в себя определение показателей качества продукции с помощью измерительных средств: весов, спидометров, расходомеров и т. д. Разновидностью инструментального метода можно считать расчетный метод определения показателей качества. Он основан на вычислениях с использованием значений параметров, найденных другими методами (например, расход топлива на 1 км пробега, коэффициент полезного действия, производительность машины). Экспертный метод — определение показателей качества продукции на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. Данный метод часто применяют для определения комплексных показателей качества. По возможности следует пользоваться объективными методами определения показателей качества продукции и отдавать им предпочтение по сравнению с показателями, полученными субъективными методами. Разновидности экспертного метода – органолептический и социологический методы. Органолептический метод — определение показателей качества продукции (в баллах) на основе анализа восприятии органов чувств человека — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкусабез применения технических измерительных или регистрационных средств. Этим методом определяют, например, эстетические показатели, оказывающие воздействие на потребителя, вкусовые качества фруктов и т. д. Социологический метод основан на сборе и учете мнений фактических или возможных потребителей продукции. Этим методом определяются в основном показатели качества товаров народного потребления. Методы оценки качества продукции. Систематическое проведение мероприятий по оценке уровня качества — один из основных элементов системы управления качеством продукции. Уровень качества продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Базовый показатель — показатель качества продукции, принятой за исходную при сравнительных оценках качества. За базовые принимают показатели продукции, выбранной в качестве эталона. Эталоном могут служить лучшие отечественные или зарубежные образцы, вновь проектируемые или намечаемые к производству. При анализе изменения качества продукции в процессе ее производства за базовые показатели принимают значения уже достигнутые ранее. Уровень качества однородной продукции может быть определен дифференциальным, комплексным и смешанным методами. Дифференциальный метод оценки уровня качества заключается в раздельном сопоставлении единичных показателей качества рассматриваемого изделия с аналогичными базовыми, показателями. Этот метод не позволяет получить однозначное численное значение уровня качества продукции, однако благодаря простоте и доступности применяется довольно широко. Метод применяют для тех показателей, увеличение которых свидетельствует об улучшении качества изделия (производительность, мощность, ресурс), а также для показателей, уменьшение которых свидетельствует об улучшении качества изделий (себестоимость, материалоемкость, энергоемкость). Если уровень качества рассматриваемого изделия превышает уровень эталона или соответствует ему, то все относительные показатели будут больше единицы или равны ей. Если же часть из них окажется меньше единицы, то заключение об уровне качества изделия дифференциальным методом сделать нельзя, и надо использовать комплексный метод. Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает применение обобщенных показателей качества. Этот метод позволяет получить однозначную численную оценку уровня качества продукции. Если единичные показатели качества рассматриваемой продукции выражаются в баллах и им присваиваются некоторые коэффициенты весомости, то обобщенный показатель качества можно определить как сумму единичных показателей качества умноженных на коэффициент весомости. Уровень качества, при комплексном методе оценки, равен отношению вычисленного обобщенного показателя к установленному заранее базовому обобщенному показателю. Смешанный метод оценки уровня качества применяют в тех случаях, когда обобщенный показатель качества, используемый при комплексном методе, недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции, например эргономические, эстетические и патентно-правовые.
Уровень качества продукции оценивают смешанным методом следующим образом: - объединяют в группы единичные показатели качества и для каждой группы определяют соответствующий ей комплексный показатель (наиболее важные показатели качества, как правило, не объединяют в группы и используют как единичные); - рассматривают полученные комплексные показатели качества по группам и выделенные единичные показатели, применяя дифференциальный метод оценки. В том случае, когда оценивают качество разнородной продукции, что часто бывает необходимым при сравнении деятельности различных предприятий, используют индексы качества. Индекс качества продукции — комплексный показатель качества разнородной продукции. При определении индексов качества продукции учитывают ее качество и цена, причем уровни качества продукции каждого вида берут изменяющимися, а цену для базового и рассматриваемого периодов принимают неизменной. Управление качеством. Управление качеством промышленной продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла: разработке, производстве, эксплуатации (или потреблении) и утилизации, осуществляемое путем систематического контроля за качеством и целенаправленным воздействием на условия и факторы, влияющие на качество продукции. В марте 1987 г. ИСО приняла целый пакет международных стандартов серии 9000, в которых отражен международный опыт по управлению качеством продукции. Пакет принятых международных и отечественных стандартов на системы качества (по управлению качеством) в настоящее время состоит из: СТ ИСО 8402—86. «Качество. Словарь» ГОСТ Р ИСО 9000—2001. «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» ГОСТ Р ИСО 9001 – 96 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании» ГОСТ Р ИСО 9001—2001. «Система менеджмента качества. Требования» ГОСТ Р ИСО 9002—96 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» ГОСТ Р ИСО 9004—2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению» В этих стандартах задачи, стоящие перед организацией в области качества, сформулированы следующим образом: · организация должна достигать и поддерживать качество продукции или услуги на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленным или предполагаемым требованиям; · организация должна обеспечивать своему руководству уверенность в том, что намеченное качество достигается и поддерживается на заданном уровне; · организация должна обеспечивать потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции или предоставляемой услуги достигается или будет достигнуто. Ориентация на удовлетворение требований потребителя является главным отличием указанных стандартов. Особенно отчетливо это отражено в стандарте ИСО 9004, где рассмотрены технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции или услуги на всех этапах петли качества от выявления потребности до удовлетворения потребителя. В рекомендациях по применению стандартов рассмотрены область распространения и сфера действия стандартов, правила их выбора, основные принципы системы качества, документация системы качества, порядок проведения на предприятии работ по применению указанных стандартов, проверка, анализ и оценка системы качества. Указанные стандарты действуют в условиях, когда осуществляется проверка системы обеспечения качества продукции на предприятии. Системой обеспечения качества принято называть совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (услуга) удовлетворяет определенным требованиям к качеству. Поскольку каждый стандарт содержат нормы, следование которым необходимо для обеспечения качества, то цель проверки состоит в установлении соответствия фактического положения дел указанным нормам. Обязательная проверка системы обеспечения качества может быть частью более общей процедуры (например, сертификации продукции, аттестации продукции, официальной оценки системы качества и т. Д.). Правила выбора стандартов. Каждый государственный стандарт содержит нормы, выполнение которых обеспечивает качество в определенных конкретных условиях. Например, ГОСТ Р ИСО 9001—2001 используют, когда необходимо обеспечить качество на всех стадиях жизненного цикла, ГОСТ Р ИСО 9002—96 — при необходимости обеспечить качество в процессе производства и монтажа, ГОСТ Р ИСО 9003—96 используют, когда качество должно быть обеспечено в процессе окончательного контроля и испытаний. Все указанные критерии выбора называют функциональными. Кроме них при выборе стандарта учитывают еще ряд факторов: сложность процесса проектирования; обоснованность проектов; сложность производственного процесса; характеристики продукции; безопасность продукции; экономический фактор. Основные принципы системы качества. Системы управления качеством (или просто системы качества) создаются и внедряются на предприятии для того, чтобы обеспечить проведение определенной политики в области качества и достижение целей, сформулированных в области качества. Из этого следует, что первично в создании системы качества формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества. Политика в области качества может быть сформулирована по-разному: либо в виде принципа деятельности но поддержанию качества продукции на определенном техническом уровне, либо в виде конкретной долгосрочной цели (например, к 2010 г. за счет повышения качества продукции выйти на зарубежный рынок). Система управления качеством разрабатывается для каждого конкретного вида продукции отдельно. По этой причине на одном предприятии, выпускающем разные виды продукции, может быть несколько систем (подсистем) качества.
Контрольные вопросы: 1. Перечислите и раскройте основные функции стандартизации. 2. Какие методы используются в стандартизации? 3. Какими показателями оцениваются результаты унификации? 4. По каким принципам строятся параметрические ряды? 5. Какова основная цель стандартизации? 6. Какие национальные органы по стандартизации Вы знаете? 7. Какие выгоды можно получить от введения стандартизации? 8. Что является объектом стандартизации? 9. Какие законодательные акты формируют основу стандартизации в Российской Федерации? 10. Какие принципы технического регулирования определены Законом о техническом регулирован? 11. Что означает принцип «добровольного применения стандартов»? 12. Какие требования стандартов являются обязательными? 13. Что относится к документам по стандартизации? 14. Что такое «система стандартов»? 15. Какие основные системы стандартов Вы знаете? 16. Что такое ЕСКД? 17. Сколько и каких групп включает в себя ЕСТД? 18. Какова структура обозначения стандартов, входящих в комплекс стандартов? 19. Сколько групп показателей качества установлено? Перечислите их. 20. Какими методами можно определить уровень качества продукции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|