Законы организации, их характеристика
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
«Ситема» - греч. слово, означающее составленное из частей, соединение. Существует опДедеп^ние системы как совокупности взаимосвязанных и рзаимодейстаующих элементов, свойства которой качесвтеит» ттгл^чяштсц of суммы свойств этих элементов, под ~илемшщм Понимается минимальныйтле-дслимый компонент системы. Все, что не входит в систему и воздействует на нееГ~ШШ На "что воздейтсвует она, называется средой. Деление объекта на систему и окружающую среду относительно. В зависимости от степени взаимодействия системы со гряппй рыделяют открытую систему^ по характеристике системы со средой веществом, энергией, информацией, и закрытую систему - наличие или отсутствие в системе обратной связи. Системы разделяются по степени сложности на большие и сложные. К сложным относятся построенные для решения многоцелевых задач, отражающие разные аспекты характеристики объекта. Важным системным понятием является организация, с лат, означает - стройный вид, устраивание. С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований. Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке данных и в результатах решения.
Современный взгляд на орг. связан с пониманием ее как открытой системы. В основе подхода лежат основные идеи общей теории систем. Термин "система" происходит от греч. слова sastema, что означает организованное, упорядоченное отношение между компонентами. В наиболее общем смысле система - это некая совокупность внутренне взаимосвязанных частей. При этом целое не сводимо к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Стало быть, организационная система - это определенная совокупность взаимосвязанных частей орг., формирующая некую целостность. Организационная система есть упорядоченная целостность частей, компонентов, подсистем, связанных в соответствии с определенным планом для достижения заранее поставленных целей. Л Деятельность организации подчиняется ряду законов: заупн синдг»" - я*«гп^Дпй организации существует такой набор элементов, при котором ее рптештяп р^егда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людской ресурс, материальный ресурс, организационный ресурс), либо существенно меныде\Чтобы его реализовать, руководитель должен создать в своей организации систему, и одним из элементов этой системы являются связи (коммуникации): административные, функциональные и межличностные. Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов: Вопросы и ответы. Конференция идей. Мозговая атака. Кейс-метод. £ Еще один закон организации - закон самосохранение, в соответствии с которым каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). В жизни почтя каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась награни банкротства или даже становилась недееспособной. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом
Рынке. Реакция организации на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся: философия организации; принципы ее деятельности; использование ресурсов и технологии; качество и уровень реализации маркетинга. К внешним факторам относятся: демографические; экономические и политические; развитие науки и техники; развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями. Они могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен: иметь "в запасе" новую технологию; постоянно повышать профессионализм персонала; иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми; иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных служащих; создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями; иметь дополнительный источник существования. Для анализа положения организации очень важен показатель "уровень самосохранения" (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания. Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то ее специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности. Американские ученые выделяют две явно выраженные фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года(2 -12,5), подъем, продолжающийся втечение 3 лет(1,1 - 7,7). У руководителей организации при своевременном распознавании отрицательных тенденций в своей организации есть достаточно времени для реализации необходимых решений (время подъема или время спада). Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организации.
До тех пор, пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. „3 Третьим законом организации является эдупп ротднтии в гпт-аатгттш г гптрым каждая материальнаясистема стремится достичь iinHfinrrt.mrrnryjjiriinpnoro птгнпшшп при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие" - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы: ~ • эволюционную, связанную с постепенными количественными и качестпптцми тмгпптгшгн (изменение сознания сочетается с изменениями материи); соц. отношений. Таким образом, проблема функционирования отношений М на микроуровне общества предстает как проблема, во-первых, эффективного взаимодействия формальных и неформальных гр., во-вторых, эффективного функционирования всей системы соц. связей в их совокупности. Эффективность деятельности организации как сообщества людей зависит от эффективности функционирования различных формальных гр., составляющих ее официальную структуру, от того, насколько слаженно организовано сотрудничество индивидов в гр.х и гр. м\у собой. Чем эффективнее деятельность каждой гр. и функционирования межгрупповых связей, тем эффективнее деятельность всей организации. Правильно организованное взаимодействие в коллективной работе рождает эффект синергии, эффект творческой коллективной результативности. Причина не только в организационной стороне дела - разделении и кооперации трудовых усилий, не только в социально-экономической стороне проблемы - условиях согласования и реализации экономических интересов, но еще и в личностном аспекте человеческого общения.
Впервые опытным путем взаимосвязь между эффективностью трудовых усилий работников и межличностным общением была выявлена Элтоном МэЙо и его коллегами в ходе "хотторнских экспериментов". Фундаментальным является понимание, что соц. связи базируются на системе экономических отношений, отношений собственности, а, следовательно, на системе экономических интересов. Объективно возможные типы соц. отношений, присущие внутригрупповому (межличностному) взаимодействию, связаны с объективно возможными способами разрешения возникающих в группе соц. противоречий - интересов, статусов, ценностей, настроений и т.д.: 1. Внутригрупловое соперничество, подавление интересов одной части членов гр. другой частью, ориентация одних членов гр. на достижение индивидуальных целей (интересов) м счет интересов других членов гр. - обстановка недоверия, даже вражды. 2. Компромиссная кооперация, сотрудничество-соперничество в рамках позитивных в целом взаимоотношений, приводящее к компромиссам интересов, ценностей и т.д. -сотрудничество, но неустойчивое. 3. Сотрудничество, товарищеская кооперация, достижение общегрупповых целей за счет сознательного и инициативного сложения совместных усилий, за счет обеспечения гармонии (взаимореализации) интересов - обстановка полного доверия, синергетнче-ское сотрудничество. Возможен еще один тип соц. отношений - дистанцирование членов гр. друг от друга, "невмешательство" в дела других, гр. существует номинально, фактически отсутствует само социальное взаимодействие eg членов. Третий тип соц. отношений обеспечивает подлинно синергетический эффект. Построить такой тип взаимодействия сложнее всего, так как в этом случае для каждого члена гр. должна быть обеспечена реализация принципа "выигрыш - выигрыш" (WinVWin). Осуществление интересов каждого члена гр. в максимально возможном объеме одновременно должно обеспечивать максимально возможную степень реализации интересов всех членов гр., и наоборот. В области групповой динамики в более "сжатой", концентрированной форме проявляются общие закономерности кооперации, координации деятельности людей, составляющие суть отношений М. Дело состоит в эффективном разрешении противоречий между относительным обособлением членов гр. и их групповым единством, иначе говоря, между автономностью действий каждого и централизмом (единством) действий коллектива. Максимальный организационный (синергетический) эффект достигается в том случае, когда найден оптимальный способ согласованных действий разнородных (специализированных) элементов. В этом случае образуется целостная связь.
Наиболее прочные отношения существуют в "диадах" и "триадах", т. е. в гр.х с 2 и 3 участниками, которые обособляются в рамках более крупных гр. Размер гр. должен проистекать из выполняемых ими задач и необходимого для этого относительно обособленного набора функций, который закрепляется за группой. Появление дробных подгрупп внутри гр. - образование новых субъектов противоречий, следовательно, новых потенциальных источников развития. Если гр- не способна использовать эти противоречия продуктивно, то они для нее угроза, если же способна, то они для неб - новые возможности. • революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Регрессивное развитие - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Развитие организаций обусловлено следующими факторами: • изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.); • изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии); • потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); • старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); • изменениями экологии (загрязнение, очищение среды); • техническим прогрессом; • глобальным состоянием мировой цивилизации. Существуют законы организации второго уровня. К ним относятся: 1. Закон информированности - чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Следствие закона: информированность работника, после того как она достигает критического уровня, переходит в его компетентность. Организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результатепостоянного изменения своей структуры или функций.Эти изменения идут в цикле: разделение - преобразование, преобразование - объединение.Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. 1 уровень -предварительный анализ с позиции стороннего наблюдателя. 2 уровень - проведение мозговой атаки на совещании основных специалистов организации. 3 уровень - создание группы развития и формирование стратегии развития организации. 3...Закон к^"пп'*и1|ИН и 1фоппр"ипняп!.дпсти- каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Сознательная реализация этого закона в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты. Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития. Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций, методов, принципов управления в системе управления. Перечисленные выше законы организации будут эффективно работать, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации. Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением. Структура У конкретной организации должна отвечать ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность. Оптимальной структурой может считаться та, которая будет закреплять наиболее целесообразные связи и взаимосвязи ступеней, звеньев управления, реализуемых в процессе воздействия на объект управления, и обеспечивать эффективность его функционирования. Исходя из этого можно определить некоторые критерии оптимума: • наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого (от источника команды до объекта управления); • оптимальное число ступеней и звеньев; • наименьшее число "входов" и "выходов" каждого звена; • обеспечение реального участия каждого звена в процессе управления; • четкий состав видов работ по управлению для каждого звена
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|