Государственный долг: внутренний и внешний. Управление государственным долгом.
Государственный долг в Российской Федерации формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов) и включает следующие составляющие: ü задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; ü задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней; ü государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте; ü задолженность государства перед гражданами по заработной плате, товарным обязательствам ü сумму выданных государственных гарантий. Государственная гарантия – это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Государственный долг бывает двух типов: ü Внутренний – задолженность государства владельцам ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте; ü Внешний – задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. В течение трех последних лет внутренний долг России показывает устойчивый рост – в среднем он увеличивается на 40% ежегодно. Между тем у руководства страны эта динамика не вызывает опасений. В январе 2012 года Владимир Путин заявил, что общий госдолг России по состоянию на конец 2011г. составлял 10,4% от ВВП, причем 7,9% приходится именно на займы внутри страны, 2,5% - на внешние. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"предполагает дальнейший рост внутреннего госдолга: на конец 2012г. он должен увеличиться до 6,33 трлн руб., в следующем году - до 7,87 трлн руб., а в 2014г. - и вовсе до 9,22 трлн руб. Таким образом, госдолг России вырастет до 15,5% от ВВП.
Динамический рост внутренних долгов в перспективе оказывает существенное давление на российский фондовый рынок, снижая инвестиционную привлекательность страны в целом. Но планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов. Однако, за первые 4 месяца 2012 года и внешний долг показал рост на 20%. Что касается США, то долг Америки в январе 2012 года превысил годовой ВВП страны. Прогноз – дальнейший рост в среднем на 3% в год. Для уменьшения государственного долга используются следующие механизмы: ü Реструктуризация долга – изменение в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество (льготу): кредитор может согласиться на увеличение сроков погашения, временно отсрочить некоторые очередные платежи или принять меньший платеж, чем положено; ü Конверсия долга – обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции (своп – обмен долга на собственность/различные активы); ü Консолидация долга – изменений условий относительно сроков погашения долга (обычно сроки увеличиваются); ü Аннулирование долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех своих долговых обязательств. Бюджетная система страны: понятие и структура. Государственный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды. Основные источники доходов государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая бюджетным правом Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы страны состоит из 3 уровней: I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень – местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Государственный бюджет – централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционны прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. На данный момент в РФ существует три государственных внебюджетных фонда: ü Пенсионный фонд РФ; ü Фонд социального страхования РФ; ü Фонд обязательного медицинского образования. Фонд занятости упразднен, и часть его функции теперь исполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд). Источники доходов государственного бюджета: ü Налоговые доходы: · Федеральные (НДС, акцизы); · Региональные (налоги на игорный бизнес, транспортный налог); · Местные налоги (гостиничный сбор); · Пени и штрафы по ним. ü Неналоговые доходы: · Доходы от государственного и муниципального имущества; · Доходы от продажи государственного имущества; · Доходы от внешнеэкономической деятельности; · Доходы от продажи ценных бумаг. Направления расходов государственного бюджета: ü Военные и внешне-политические расходы;
ü Социально-экономические расходы; ü Расходынагосударственноеуправление и охрану правопорядка; ü Процентыпогосударственному долгу. Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники финансирования дефицита бюджета: ü средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте; ü поступления от продажи государственного имущества; ü бюджетные кредиты; ü кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями; ü иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета: · поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона; · поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; · курсовая разница (валюты) по средствам бюджета. Внешние источники финансирования дефицита бюджета: ü средства, поступившие от размещения государственных займов, номинированных в иностранной валюте; ü кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования); ü кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. После нулевого дефицита в 2011 году бюджет РФ становится вновь дефицитным, соответственно финансирование дефицита бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|