Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомогательные средства языка




Цель.

Раскрыть развитие языковой личности с точки зрения психологии и педагогики,   и показать их роль в межкультурном общении.

Гипотеза.    По окончанию исследования я предполагаю, что  своевр разв

 и изучение данной проблемы, позволит сформировать прочные знания и навыки по изученной теме, чтобы в дальнейшем применять их на практике.

 

ГЛАВА I. ЯЗЫК  И РЕЧЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.

Речь и язык.

«Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого,

 дей­ствительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

К. Маркс и Ф. Энгельс

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявле­ниями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целост­ного образа зависит от задачи восприятия, поставленной сло­весно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материаль­ного мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выра­жаются в слове. Особенно тесная связь существует между мыш­лением и речью.

Понятие о языке и речи.

 Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык опре­деляют как систему знаков, функционирующих в качестве сред­ства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И. М. Се­ченов отмечал, что у всех народов мысль имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения   специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на  другой мысль остается инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от понятия (логической ка­тегории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными зна­чениями и свою определенность приобретает в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык — музей мысли». Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жиз­ненные ценности, созданные предшествующими поколениями. Овладевая языком, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достиг­нутому человечеством, получает возможность закреплять в сло­ве личный опыт и передавать его окружающим.

Речь — процесс общения посредством языка. Предметом пси­хологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чем же отличие речи от языка, и какие функции выполняет речь как психическое явле­ние? Для ответа на поставленный вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида. Развитие речи ребенка или, как говорят в психологии, его вербального поведения, пред­ставлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овла­дением языком.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и форми­рование навыков произнесения фонем родного языка. Его начало связано с гулением и лепетом — речевыми сигналами, сменяю­щими плач и крик на третьем месяце жизни. В начале доречевого фонетического периода все дети издают речеподобные звуки, которые одинаковы у всех народов, поскольку их организация опирается на механизм сосания и глотания. Эти звуки и образуют в дальнейшем основу для возникновения первых слов, и поэтому они сходны в различных языках (мама, папа, баба, деда). В дальнейшем ребенок овладевает специфическими зву­ками, присущими языку окружающих его людей. Развитие фонема­тического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекает интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.

Второй — овладение словарным запасом и правилами син­таксиса. Он начинается со второго года жизни, когда ребенок начинает произносить отдельные слова в целях общения. Не­сколько позже, примерно с 3 лет, начинается активное овладение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7 годам закан­чивается практическое овладение лексическими и синтаксически­ми правилами в устной речи. В школьном обучении лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи, обуче­ния иностранному языку и любому другому предмету.

Третий — овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Второй и третий аспекты языкового развития возникают одно­временно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучения, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значе­ние слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.

Язык — объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. Речь — психическое яв­ление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного от­ражения ивыражения данным индивидом объективной реально­сти и отношения к ней. В общении человек использует незначи­тельную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного чело­века обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность. Так, анализ словарного состава и структуры предло­жений в произведениях В. Шекспира и Ф. Бэкона позволил сделать обоснованный вывод о том, что Ф. Бэкон не был авто­ром шекспировских произведений, т. е. опровергнуть предложение, которое высказывалось в литературоведении. По особенностям речи в следственной практике идентифицируется личность.

Виды речи.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внут­реннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологи­ческую) и письменную. Как подчеркивает само значение слова, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Она была выделена и описана первоначально как «голос совести». Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна.

Диалогическая речь.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек. Диалог — обмен репликами. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мне­ниями друг с другом по поводу происходящих событий. Психо­логически диалог является наиболее простой формой речи.

. 1.2.2. Монологическая речь.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сооб­щаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию — монологиче­ской речи.

Письменная речь.

Письменная речь появилась позже устной. Но уже на заре развития человеческой культуры люди стали испытывать потребность закрепить на более долгий срок, пере­дать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Первые шаги развития письменной речи связывают с попыт­ками передать происшедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма получил название идеографической речи. Пси­хологически идеографическая речь не столько передает знания, сколько служит напоминанием о том, что можно рассказать.

1.3. Речевые свойства личности.

1.3.1. Направленность личности и стиль речи.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих инте­ресов человек возвращается многократно и в мыслях и в об­щении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается целый ряд особен­ностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большой обоб­щенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. За­дача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических фор­мах шлифует формы выражения мышления в слове. Привычка обдумывать вопрос «про себя», т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль, совершенно ясная для самого говорящего, не восприни­мается аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не рас­крывает мысль, а «закрывает» ее.

Вспомогательные средства языка

Надежность речевого общения людей повышается с по­мощью вспомогательных (паралингвистических) средств: темпа речи, акцентирования части высказывания, эмоцио­нальной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики.

Таким образом, для того чтобы понять содержание речи, нужно проанализировать, что было сказано, т. е. семантический состав высказывания, и затем, как было сказано. Только после этого речь может быть воспринята достаточно однозначно.

1.3.3. Па­мять и речь.

Очень отчетливо проявляется влияние речи на па­мять. Приведём один пример — обозначение в разных языках цветка, именуемого в русском языке «подснежником», в немецком — «Schneeglockchen», в английском — «snow­drop», во французском — «perce-niege». Происхождение названия связано в русском языке с ранним появлением цветка весной (под снегом), т. е. название обращает внимание на фактор времени, в немецком — слово озна­чает «снежный колокольчик», указывая на его форму. В основе английского названия «snowdrop» (снежная капля) также лежит форма. Французское название — «perce-niege» (просверливающий снег) ассоциируется с движением. Хотя все эти наименования подснежника имеют в виду один и тот же цветок, говорящий на русском языке сообщает дополнительное сведение о времени появления этого цветка, на немецком и ан­глийском — о его форме, на французском — о спосо­бе его появления. Этот пример еще раз показывает, что слово оказывает существенное влияние на содер­жание информации об объекте, хранящейся в памя­ти.

Как показали специальные исследования, каждое слово в памяти закономерно связано с другими словами более или менее прочными связями (ассоциациями). Структура, где прослеживаются даже слабые связи, на­зывается смысловым полем данного слова. Предпола­гается, что центр поля характеризуется более тесными связями — более высокими вероятностями сочетания дан­ных слов, а периферия содержит слова, образующие, редко встречающиеся сочетания. Такая организация смыслового поля слова проявляется, например, в понима­нии переносного смысла слова и юмора. Известно, что употребление маловероятных сочетаний слов часто вы­зывает смех, однако только активное владение всем смыс­ловым полем слова позволяет понять соль шутки, ощутить малую вероятность сочетания слов. Отсюда вытекает значимость изучения обширной лексики (а не только грамматики) при овладении иностранными языками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...