Культурное самоопределение
Под культурным самоопределением индивида мы понимаем определенные черты групповых образований, проявляющие себя в конкретной ситуации и тем самым относящие индивида к числу их представителей, а также осознание личностью своего места в спектре культур и деятельность, направленную на причисление себя к тому или иному групповому образованию. Культурное самоопределение проявляется по мере вхождения индивида в социокультурное пространство и его расширения: от семьи, школы, города (или поселения), региона, страны до мира. Чем больше опыт межкультурного общения и шире социокультурное пространство, в котором определяет свое место человек (Я — ученик лицея —> Я — россиянин ->Я — гражданин мира), тем лучше он осознает свою роль, место, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. Кроме того, язык — это феномен культуры. Именно в языке находит свое отражение культура и через него она передается от поколения к поколению. Поэтому можно утверждать, что существует природная связь между языком представителей определенного социального класса или культуры и культурным самоопределением данного социального класса или группового образования. Произношением, акцентом, лексикой, выбором слов, использованием грамматических структур, темой разговора (отношением), взглядом и т. п. можно попытаться определить или участник коммуникации определяет себя в качестве представителя определенной социальной, культурной, политической, этнической и другой группы. Культурное самоопределение может рассматриваться в качестве мини-подхода к обучению культуре страны изучаемого языка в рамках социокультурного подхода. Главной задачей культурного самоопределения как подхода будет обеспечение учащихся знаниями об основных групповых образованиях страны изучаемого языка, когнитивное осмысление собственного культурного самоопределения и самоопределения участников межкультурной коммуникации, а также технология изменения собственного культурного самоопределения в процессе диалога культур. Внедрение приемов социализации в учебный процесс на всех этапах обучения иностранному языку не только поможет учащимся осознать свою роль и функцию в качестве субъектов диалога культур, но и будет направлено на развитие навыков определения своего места и значения в общечеловеческих процессах.
Осознание учащимися того, что культурное самоопределение способно изменяться от ситуации к ситуации, а также того, что каждый человек вправе не следовать сложившимся тенденциям своего культурно-группового образования, поможет выработать повышенную толерантность к участникам коммуникации, будет способствовать избежанию стереотипных суждений и обобщений, повышая эффективность коммуникации.
ГЛАВА II. РЕЧЬ И ЯЗЫК. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ. 2.1. Культура как общечеловеческий феномен. В первой главе были показаны функции языка и их реализация в речи. Теперь взглянем на речь в жизни отдельного человека и всего общества сквозь призму культуры как общечеловеческого феномена. Культуру обслуживают семиотические системы. Дать определение культуры нелегко. Термин латинского происхождения, переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Приведем несколько определений культуры: исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в создании ими материальных и духовных ценностей;
совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни; синоним — цивилизация; антонимы — дикость, варварство, некультурность; производные: культурный — бескультурный, культивировать. В большинстве определений культуры подчеркивается ее творческий характер, созидательность, развитие, движение. Сущность культуры наглядно, предметно раскрывается через ее содержание, сферы и виды. Культурологи выделяют три ее сферы. 2.1.1. Духовная культура. Духовная культура — наиболее сложное образование: она не только обобщает, осмысливает все области физической и материальной культуры человечества, но и в значительной степени управляет этими областями культуры. Но не всегда справляется с этой важнейшей задачей управления, что подтверждается фактом возникновения и развития такой философской, науковедческой проблемы, как «наука и нравственность». В рамках этого направления обсуждаются и проблемы экологии, и использование достижений науки в военных целях, а в самое последнее время — и допустимость генной инженерии применительно к человеку. Что же входит в объем понятия «духовная культура»? В личностном плане понятие «духовный мир человека» предполагает его интеллект, т.е. мыслительную способность человека, ум, рассудок; речевую способность и речь; мир эмоций, переживаний, настроений; мир воображения, интуиции, предвосхищения, творчества; мир нравственных убеждений, волевая сфера, мировоззрение, верования, включая религиозные. Этот личностный мир определяет сущность человека, в нем все взаимосвязано, но не все его области подчинены сознанию и управляются его волей. Не все его области развиты у разных людей в равной степени: есть люди с богатым воображением, люди с преобладанием разума, рассудка или с преувеличенной эмоциональной возбудимостью, есть люди, которые подчинили весь свой внутренний мир и даже все свое поведение вере, убеждениям; иные превыше всего ценят творчество и т.д. Без понимания личностного духовного мира человека невозможно понять и общие сферы культуры народов и человечества, ибо в каждой отдельной личности пересекается собственное духовное богатство с общей духовной культурой. Последняя объединяет общие знания, информацию, эстетическое осмысление мира, его научное исследование, языки, искусства, общие критерии оценки искусств, умений и мастерства индивидов, огромную литературу — научную, художественную, публицистическую, политическую, деловую, этикет, обычаи и многое другое.
Обратим внимание на то, что духовная культура связана с различными сферами психики людей: с разумом, интеллектом, эмоциональными мирами человека, миром бессознательного, воображением, убеждениями и верованиями. Духовная культура через системы логических, рассудочных критериев, через суд нравственности руководит первыми двумя сферами культуры — физической и материальной. Культуры народов различаются по своим оценочным механизмам, в них отразилась история народов, но все национальные, территориальные варианты духовной культуры все же объединены как своей структурой, так и общечеловеческими ценностями: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное, свет и тьма, знание и невежество. Языковые границы разделяют культуры народов, но речевая деятельность объединяет культуры: все они зиждятся на общении, внешней и внутренней речи, мыслительной и познавательной способности, говорении и аудировании, письменном выражении мысли и чтении. А также на изобразительной деятельности, музыке: они тесно связаны с искусством речи. Речь во всем многообразии своих форм обслуживает все области культуры, она не просто оболочка, а органическая часть духовной культуры: знания формируются, сохраняются и передаются в речевых формах, в текстах; интеллект и эмоции живут и передаются из поколения в поколение тоже через речь, текст (даже в электронной записи); такие области эстетического осознания мира и жизни людей, как поэзия, песня, театр, вся литература — тоже не что иное, как речь. Культура своего «я», внутренняя культура индивида, его память — тоже речь, внутренняя. Вся жизнь человека управляется в его внутренней речи, в общении с самим собой: он сам отдает себе приказы, применяет по отношению к самому себе волевые усилия, убеждает и уговаривает сам себя. Он одобряет свои действия и решения, но и критикует сам себя, и упрекает, и казнит — это его совесть — «когтистый зверь», беспощадный судия...
Духовная культура в ее личностном проявлении развивает в человеке человека, формирует личность — она не мыслится без внутренней жизни и без внешнего общения — и все это речь. Поистине, «я - мыслю — значит я существую». Через речь, билингвизм — способность перевода текстов мировыми светочами культуры стали Сократ, Гомер, Леонардо да Винчи, Иисус Христос, Эйнштейн, Шекспир, Лев Толстой... 2.2. Культура как форма общения Культура есть форма общения между людьми. Культура имеет коммуникативное значение, она обеспечивает общение через века и расстояния, границы поколений и этнических систем. Она символична. Так, в конце XVIII в. русские дворяне носили шпагу: она служила частью полагающейся дворянину одежды, она была в то же время оружием; но главное — и в этом ее знаковая функция — она была символом, знаком дворянства. Символы вплетаются в язык культуры разных эпох и народов как невербальный знак, хорошо понимаемый людьми того времени (по этой причине дискурсный анализ не применяется при расшифровке и толковании древних текстов). Есть культура общечеловеческая, но создавалась и поныне создается культура национальная в силу замкнутого характера общения. Причина этой замкнутости и в государственных границах, и в различии языков (в современном мире насчитывается около пяти тысяч языков), и в свойстве самих национальных культур неспособности принять элементы чужой культуры. Впрочем, это неприятие обладает тенденцией убывания. В такой изоляции культур заложено условие их разнообразия как источника взаимного обогащения. Это взаимное обогащение сказывается и в культуре одежды, и в разнообразии танца, народ, ной песни, архитектуры, и в скульптуре, в предметах быта... Все эти предметы, обычаи служат знаками, символами этих культур Но и мирное проникновение культур дает плоды: так, историки признают несомненно положительную роль влияния французской культуры, немецкой науки, древнегреческой, эллинской культуры, литературы, театра... В последние годы Россия подвергается атакам американской и европейской поп - культуры, и в попытках сопротивления этим атакам заметен отблеск старых разногласий между западниками и славянофилами... Каждая страна дорожит своей культурой, и Россия — не исключение: всем нам дороги имена А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, Ф.М. Достоевского и И.Е. Репина, И.А. Бунина и Д.Д. Шостаковича, Л.Н. Толстого и А.А. Ахматовой. Но русские сердца издавна открыты и для Данте, Мольера, Пикассо, Сервантеса, Горация, Ибсена, Вивальди, Бетховена и многих гениев, рожденных другими культурами.
Но вернемся к нашей задаче — показать роль речи в развитии и взаимодействии культур. Языковые знаки и другие кодовые системы, дополняющие возможности языка (позы, мимика, средства голоса, предметы быта и пр.), выполняют свою роль в следующих отрасли культуры: · в быту (жилище, одежда, пища, досуг, труд и пр.); · в отношениях между людьми (речевой этикет в ситуациях встречи, расставания, благодарности, извинения и пр.); · в литературе — в поэзии, прозе, публицистике и пр.; · в театре, киноискусстве; · в вокальной музыке (песня, хоровое пение, опера и пр.) · в культуре письма (шрифты, палеография, каллиграфия); · в образовании, просвещении, пропаганде знаний и пр.; · в науке, познании нового, проектировании, создании научной базы - библиотек, словарей, справочников, информационных бюллетеней и пр.; · в различных ситуациях прямого общения; · в массовой коммуникации (пресса, телевидение, реклама и пр.). Это области открытого, доступного другим общения. Это общение с другими людьми — прямое, или отсроченное, или даже потенциальное. Но напомним, что область внутренней речи, внутренней духовной жизни каждого человека намного шире перечисленных сфер. К тому же она должна быть умножена на миллиарды, ибо такое общение принадлежит каждому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|