Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное самоопределение




Под культурным самоопределением индивида мы понимаем определенные черты груп­повых образований, проявляющие себя в конкретной ситуации и тем самым отно­сящие индивида к числу их представите­лей, а также осознание личностью свое­го места в спектре культур и деятельность, направленную на причисление себя к тому или иному групповому образованию.

Культурное самоопределение проявля­ется по мере вхождения индивида в социокультурное пространство и его рас­ширения: от семьи, школы, города (или поселения), региона, страны до мира. Чем больше опыт межкультурного об­щения и шире социокультурное про­странство, в котором определяет свое место человек (Я — ученик лицея —> Я — россиянин ->Я — гражданин мира), тем лучше он осознает свою роль, мес­то, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих про­цессах.

Кроме того, язык — это феномен куль­туры. Именно в языке находит свое от­ражение культура и через него она пере­дается от поколения к поколению. По­этому можно утверждать, что существу­ет природная связь между языком пред­ставителей определенного социального класса или культуры и культурным само­определением данного социального класса или группового образования. Произно­шением, акцентом, лексикой, выбором слов, использованием грамматических структур, темой разговора (отношением), взглядом и т. п. можно попытаться оп­ределить или участник коммуникации определяет себя в качестве представи­теля определенной социальной, культур­ной, политической, этнической и дру­гой группы.

Культур­ное самоопределение может рассматри­ваться в качестве мини-подхода к обу­чению культуре страны изучаемого языка в рамках социокультурного подхода. Главной задачей культурного самоопре­деления как подхода будет обеспечение учащихся знаниями об основных груп­повых образованиях страны изучаемого языка, когнитивное осмысление собст­венного культурного самоопределения и самоопределения участников межкуль­турной коммуникации, а также техноло­гия изменения собственного культурно­го самоопределения в процессе диалога культур. Внедрение приемов социализации в учебный процесс на всех этапах обуче­ния иностранному языку не только по­может учащимся осознать свою роль и функцию в качестве субъектов диалога культур, но и будет направлено на разви­тие навыков определения своего места и значения в общечеловеческих процессах.

Осознание учащимися того, что куль­турное самоопределение способно изме­няться от ситуации к ситуации, а также того, что каждый человек вправе не сле­довать сложившимся тенденциям свое­го культурно-группового образования, поможет выработать повышенную толе­рантность к участникам коммуникации, будет способствовать избежанию стерео­типных суждений и обобщений, повы­шая эффективность коммуникации.

 

ГЛАВА II. РЕЧЬ И ЯЗЫК. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ.

2.1. Культура как общечеловеческий фено­мен.

В первой главе были показаны функции языка  и их реализация в речи.

Теперь взглянем на речь в жизни отдельного человека и всего общества сквозь призму культуры как общечеловеческого фено­мена. Культуру обслуживают семиотические системы. Дать опреде­ление культуры нелегко. Термин латинского происхождения, пе­реводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Приведем несколько определений культуры:

исторически определенный уровень развития общества, твор­ческих сил и способностей человека, выраженный в типах и фор­мах организации жизни и деятельности людей, в создании ими материальных и духовных ценностей;

совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни;

синоним — цивилизация; антонимы — дикость, варварство, не­культурность; производные: культурныйбескультурный, куль­тивировать.

В большинстве определений культуры подчеркивается ее твор­ческий характер, созидательность, развитие, движение.

Сущность культуры наглядно, предметно раскрывается через ее содержание, сферы и виды. Культурологи выделяют три ее сферы.

 2.1.1. Духовная культура.

Духовная культура — наиболее сложное образование: она не только обобщает, осмысливает все области физической и мате­риальной культуры человечества, но и в значительной степени управляет этими областями культуры. Но не всегда справляется с этой важнейшей задачей управления, что подтверждается фактом возникновения и развития такой философской, науковедческой проблемы, как «наука и нравственность». В рамках этого направ­ления обсуждаются и проблемы экологии, и использование достижений науки в военных целях, а в самое последнее время — и допустимость генной инженерии применительно к человеку. Что же входит в объем понятия «духовная культура»? В личностном плане понятие «духовный мир человека» пред­полагает его интеллект, т.е. мыслительную способность человека, ум, рассудок; речевую способность и речь; мир эмоций, пережи­ваний, настроений; мир воображения, интуиции, предвосхище­ния, творчества; мир нравственных убеждений, волевая сфера, мировоззрение, верования, включая религиозные. Этот личност­ный мир определяет сущность человека, в нем все взаимосвяза­но, но не все его области подчинены сознанию и управляются его волей. Не все его области развиты у разных людей в равной степе­ни: есть люди с богатым воображением, люди с преобладанием разума, рассудка или с преувеличенной эмоциональной возбуди­мостью, есть люди, которые подчинили весь свой внутренний мир и даже все свое поведение вере, убеждениям; иные превыше все­го ценят творчество и т.д.

Без понимания личностного духовного мира человека невоз­можно понять и общие сферы культуры народов и человечества, ибо в каждой отдельной личности пересекается собственное ду­ховное богатство с общей духовной культурой. Последняя объеди­няет общие знания, информацию, эстетическое осмысление мира, его научное исследование, языки, искусства, общие критерии оценки искусств, умений и мастерства индивидов, огромную ли­тературу — научную, художественную, публицистическую, поли­тическую, деловую, этикет, обычаи и многое другое.

Обратим внимание на то, что духовная культура связана с раз­личными сферами психики людей: с разумом, интеллектом, эмо­циональными мирами человека, миром бессознательного, вооб­ражением, убеждениями и верованиями. Духовная культура через системы логических, рассудочных критериев, через суд нравствен­ности руководит первыми двумя сферами культуры — физиче­ской и материальной.

Культуры народов различаются по своим оценочным механиз­мам, в них отразилась история народов, но все национальные, территориальные варианты духовной культуры все же объедине­ны как своей структурой, так и общечеловеческими ценностями: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное, свет и тьма, знание и невежество. Языковые границы разделяют культу­ры народов, но речевая деятельность объединяет культуры: все они зиждятся на общении, внешней и внутренней речи, мысли­тельной и познавательной способности, говорении и аудирова­нии, письменном выражении мысли и чтении. А также на изобра­зительной деятельности, музыке: они тесно связаны с искусством речи.

Речь во всем многообразии своих форм обслуживает все обла­сти культуры, она не просто оболочка, а органическая часть ду­ховной культуры: знания формируются, сохраняются и переда­ются в речевых формах, в текстах; интеллект и эмоции живут и передаются из поколения в поколение тоже через речь, текст (даже в электронной записи); такие области эстетического осознания мира и жизни людей, как поэзия, песня, театр, вся литература — тоже не что иное, как речь. Культура своего «я», внутренняя куль­тура индивида, его память — тоже речь, внутренняя.

Вся жизнь человека управляется в его внутренней речи, в об­щении с самим собой: он сам отдает себе приказы, применяет по отношению к самому себе волевые усилия, убеждает и уговарива­ет сам себя. Он одобряет свои действия и решения, но и критику­ет сам себя, и упрекает, и казнит — это его совесть — «когтистый зверь», беспощадный судия...

Духовная культура в ее личностном проявлении развивает в человеке человека, формирует личность — она не мыслится без внутренней жизни и без внешнего общения — и все это речь. По­истине, «я - мыслю — значит я существую».

Через речь, билингвизм — способность перевода текстов ми­ровыми светочами культуры стали Сократ, Гомер, Леонардо да Винчи, Иисус Христос, Эйнштейн, Шекспир, Лев Толстой...

2.2. Культура как форма общения

Культура есть форма общения между людьми. Культура имеет коммуникативное значение, она обеспечивает общение через века и расстояния, границы поколений и этнических систем. Она символична. Так, в конце XVIII в. русские дворяне носили шпагу: она служила частью полагающейся дворянину одежды, она была в то же время оружием; но главное — и в этом ее знаковая функция — она была символом, знаком дворянства.

Символы вплетаются в язык культуры разных эпох и народов как невербальный знак, хорошо понимаемый людьми того времени (по этой причине дискурсный анализ не применяется при расшифровке и толковании древних текстов).

Есть культура общечеловеческая, но создавалась и поныне созда­ется культура национальная в силу замкнутого характера общения. Причина этой замкнутости и в государственных границах, и в различии языков (в современном мире насчитывается около пяти тысяч языков), и в свойстве самих национальных культур неспособности принять элементы чужой культуры. Впрочем, это неприятие обладает тенденцией убывания.

В такой изоляции культур заложено условие их разнообразия как источника взаимного обогащения. Это взаимное обогащение сказывается и в культуре одежды, и в разнообразии танца, народ, ной песни, архитектуры, и в скульптуре, в предметах быта... Все эти предметы, обычаи служат знаками, символами этих культур

Но и мирное проникновение культур дает плоды: так, истори­ки признают несомненно положительную роль влияния француз­ской культуры, немецкой науки, древнегреческой, эллинской культуры, литературы, театра...

В последние годы Россия подвергается атакам американской и европейской поп - культуры, и в попытках сопротивления этим ата­кам заметен отблеск старых разногласий между западниками и славянофилами... Каждая страна дорожит своей культурой, и Рос­сия — не исключение: всем нам дороги имена А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, Ф.М. Достоевского и И.Е. Репина, И.А. Бунина и Д.Д. Шостаковича, Л.Н. Толстого и А.А. Ахматовой. Но русские сердца издавна открыты и для Данте, Мольера, Пикассо, Сер­вантеса, Горация, Ибсена, Вивальди, Бетховена и многих гени­ев, рожденных другими культурами.

Но вернемся к нашей задаче — показать роль речи в развитии и взаимодействии культур. Языковые знаки и другие кодовые системы, дополняю­щие возможности языка (позы, мимика, средства голоса, пред­меты быта и пр.), выполняют свою роль в следующих отрасли культуры:

· в быту (жилище, одежда, пища, досуг, труд и пр.);

· в отношениях между людьми (речевой этикет в ситуациях встречи, расставания, благодарности, извинения и пр.);

· в литературе — в поэзии, прозе, публицистике и пр.;

· в театре, киноискусстве;

· в вокальной музыке (песня, хоровое пение, опера и пр.)

· в культуре письма (шрифты, палеография, каллиграфия);

· в образовании, просвещении, пропаганде знаний и пр.;

· в науке, познании нового, проектировании, создании научной базы - библиотек, словарей, справочников, информационных бюллетеней и пр.;

· в различных ситуациях прямого общения;

· в массовой коммуникации (пресса, телевидение, реклама и пр.).

Это области открытого, доступного другим общения. Это об­щение с другими людьми — прямое, или отсроченное, или даже потенциальное.

Но напомним, что область внутренней речи, внутренней ду­ховной жизни каждого человека намного шире перечисленных сфер. К тому же она должна быть умножена на миллиарды, ибо такое общение принадлежит каждому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...