Психологические основы современного обучения
По мнению российского психолога Н. Ф.Талызиной, традиционному обучению часто свойственны информационно-сообщающий характер, догматизм, пассивный характер. Указывая на данные характеристики, она не отрицает возможности существующей системы образования, а наоборот, отмечает, что традиционное обучение содержит все необходимые предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в том числе индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. В то же время, как и любая социальная система, система образования всегда должна учитывать общие тенденции развития общества. Поэтому есть необходимость рассмотреть основания, лежащие в основе современных направлений обучения. Приведем описание этих оснований по И. А. Зимней. 1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй — создаваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств. 2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л. С. Выготским как путь «снизу вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х годов суггестопедическое направление Г. К. Лозанова), и обучение, основанное на принципе сознательности. При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего, догматического», по Н. Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М. И. Махмутов, A. M. Матюшкин, И. Я. Лернер).
3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на а) не основывающееся на нем (например, традиционное обучение); б) рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение). 4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: а) обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение). 5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А.А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа. 6. По основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение» (приведено по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. С. 80—81). Наряду с традиционным обучением в теории и практике образования возникли и другие направления обучения:
** проблемное обучение; ** программированное обучение; ** обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий; ** алгоритмизированное обучение (Л. Н. Ланда); ** развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий); ** проектное обучение и др. В основе проблемного обучения — организация деятельности учащихся, нацеленной на получения новых знаний в ходе решения теоретических и практических проблем. Проблемная ситуация возникает при наличии познавательной потребности и интеллектуальных возможностей решить стоящую задачу, при наличии затруднения, возникающего как результат противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Проблемное обучение в значительной мере активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует созданию условий для развития их способностей к самостоятельным рассуждениям. Возникновению и развитию проблемного обучения способствовали работы В. Оконя, М. И. Махмутова, A. M. Матюшкина и др.). Появление программированного обучения связано с именем зарубежного психолога Б. Ф. Скиннера, предложившего придать обучению более управляемый, программированный характер. Главным элементом программированного обучения является обучающая программа, представляющая собой упорядоченную последовательность задач. Не усвоив учебный материал одного раздела, учащийся не может перейти к изучению материала следующего раздела. В конце каждого раздела имеются контрольные вопросы, ответы на которые позволяют утверждать, изучен ли материал этого раздела и можно ли перейти к учебному материалу следующего раздела, или следует снова возвратиться к содержанию этого раздела. Программированное обучение может быть линейным и разветвленным. При линейном программированном обучении после изучения учебного материала раздела можно перейти только к материалу следующего раздела, т. е. существует строгая последовательность, которую не рекомендуется нарушать. При разветвленном программированном обучении имеются разделы, после изучения которых, можно перейти к изучению по выбору одного из двух (трех) разделов по определенному алгоритму. Достоинства программированного обучения заключается в том, что оно позволяет системно и достаточно осознано изучить учебный материал. Программированное обучение хорошо стимулирует познавательную активность у детей, отличающихся неорганизованностью как личностной чертой. Недостатком является то, что такое обучение, протекающее по определенному алгоритму, слабо стимулирует творчество в выполнении учебных заданий, как правило, исключает нестандартное решение задач. И еще для программированного обучения необходимы специальные учебники и учебные пособия.
Известной в отечественной науке является также теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я Гальпериным и Н. Ф. Талызиной. Авторы выделяют шесть этапов формирования умственных действий. Первый этап — мотивационный. Для него характерно формирование желания учеников получать знания, умения и навыки. Один из способов формирования познавательной мотивации — создание проблемных ситуаций. Второй этап — составление схемы ориентировочной основы действий. На этом этапе учащихся знакомят с процессом решения учебной задачи, фиксируют внимание на содержании деятельности, подводят к пониманию знаний и тех действий, которые надо сделать. Третий этап — выполнение действий в материализованной форме. Ученики получают задание и последовательно выполняют практические действия (операции) с предметами, что позволит шаг за шагом приблизиться к решению учебной задачи. Четвертый этап — «внешнеречевые действия». На этом этапе для анализа условий решения задачи ученикам даются не предметы и модели (как на прошлом этапе), а их описание. Работая над задачей, они словесно озвучивают свои действия. Пятый этап — выполнение действий в плане речи «про себя». После освоения всей последовательности действий ученик должен самостоятельно, без опоры на схемы, модели, без рассуждения вслух и помощи учителя повторить выполнение.
Шестой этап — умственные действия. На заключительном этапе происходит дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация учебных действий, процесс решения задачи происходит в форме внутренней речи. Эти этапы образуют как бы две подсистемы: подсистему ориентировки и подсистему интериоризации. Система ориентировки обеспечивает ученику полноту понимания проблемной ситуации, представление о конечном результате, условиях и средствах его достижения. Система интериоризации обеспечивает перенос действия в умственный план. Данная теория позволяет учащимся осознавать весь процесс формирования понятий. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Можем ли мы считать ученика субъектом обучения? 2. Какие идеи лежат в основе теорий развивающего обучения? 3. Какое понятие, научение или обучение является более широким? 4. Связано ли с обучением стихийное усвоение знаний? 5. Почему адаптацию и импринтинг можно отнести к пассивным формам поведения? 6. В наиболее развитых обществах процесс обучение имеет большую или меньшую интенсивность и продолжительность? Почему? 7. Охарактеризуйте основные тенденции психического развития детей в процессе обучения. 8. Какие основания определяют современное обучение?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|