"Боярыня Морозова"
Хорошо известно, что В. И. Суриков был человеком очень музыкальным, со своим любимым инструментом гитарой он не расставался на протяжении всей своей жизни. На полях которой для гитары им и были сделаны первоначальные наброски для картин " Утро стрелецкой казни" и " Боярыня Морозова". Мы уже отмечали, что первый и единственный живописный (маслом) эскиз к картине " Боярыня Морозова" был исполнен еще в 1881 году. Долгим и трудным стал путь Сурикова к этому его величайшему творению. Рассказы о мужественной боярыне Федосье Прокопьевне Морозовой, одной из главных деятельниц " раскола " - религиозно-политического движения, возникшего в середине XVII века, Суриков слышал еще в юности. О том, что " раскол не был церковным только, а общественным, политическим явлением", он мог прочитать в статье Н. Тихонравова " Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола", но не правильнее ли будет предположить и это подтверждается фактами, что тема " раскола" волновала Сурикова да и не его одного, к ней, к образу боярыни Морозовой обращались в 80-х годах многие художники: В. Перов, А. Литовченко и др. Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, фанатичную последовательницу протопопа Аввакума, яростного противника церковной реформы патриарха Никона, ближайшего сподвижника, проводника политики царя Алексея Михайловича, после жестоких пыток отправляют в заточение в Боровский монастырь, где она в 1675 году погибает от голода в земляной тюрьме. Скованную цепями, на простых санях ее везут по заснеженной московской улице, В последний раз прощаясь с народом, бросая в провожающую ее топпу слова веры и ободрения, она высоко поднимает вверх правую руку, пальцы которой сложены старообрядческим двуперстием Ее бледное, вдохновённое, аскетически-худое и одновременно прекрасное лицо обращено к людям. Морозова - композиционный и смысловой центр картины.
Изображая центральную героиню картины сидящей не на кресле, к которому она, как известно, была прикована, а прямо на дне розвальней, на устилающей их соломе, он тем самым придал фигуре Морозовой более динамичное, как бы " треугольное" очертание. Здесь весьма уместно вспомнить хорошо известный рассказ художника о вороне: ". раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу, и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал". Темный силуэт фигуры главной героини картины сразу притягивает к себе внимание зрителей, хотя вокруг нее не белизна чистого снега, а многокрасочная толпа, сквозь которую с трудом продвигаются сани, увозящие Морозову. Нелегко дались художнику образы его героев, как всегда, они рождались как бы " на стыке" его " идей" и многообразной живой натуры: " В типе боярыни Морозовой, - говорил В. И. Суриков, тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом - то с черной бородой. Про многих персонажей картины, где их нашёл, да как писал, рассказывал Василий Иванович: " А Юродигово я на толкучке нашел. Огурцами он торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу и писал. Он в одной холщовой, рубахе босиком у меня на снегу сидел. Не менее важны были художнику и все другие персонажи картины, и те, кто " против" Морозовой, как посмеивающийся ехидным, " дребезжащим" смехом попик и его сосед - во все горло хохочущий купец, и те, кто за нее. Последних значительно больше, они занимают господствующее положение в правой части полотна. Это княгиня Евдокия Урусова, идущая рядом с санями, это и персонажи " женского царства Морозовой".
Старуха в узорчатом платке смотрит на неё скорбным материнским взглядом, а юная боярышня - с состраданием и страхом, позади них молодая монахиня, возможно тайная сторонница боярыни. Девушка в синей шубке и желтом платке кланяется ей вслед торжественным поклоном. Ее бледное лицо прекрасно какой-то особой одухотворенной красотой. Серьезен, сосредоточен странник с раскольничьим посохом в руках. Все эти люди, приобщаясь к подвигу Морозовой, обретают огромную душевную силу, заряжаются ее мужеством и стойкостью. Сидящая на снегу нищенка робко тянется к саням, все, что связано с Морозовой, для нее священно, и, наконец, юродивый. " Народ безмолвствует", но не молчит, сочувствие страдающей героине, выразительнице его чаяний - вот его мнение, его " приговор". А сколько в картине лиц равнодушных или просто любопытных, особенно хороши снующие в толпе мальчишки, им-то до всего есть дело! Картина " Боярыня Морозова действительно произвела на современников огромное впечатление, причем отнюдь не только художественное. Созданная в годы, когда было разгромлено революционное движение народников, она рождала у них настроение, подобное тому, которое вызывают процессии осужденных. А учесть, что народ у Сурикова явно сочувствует Морозовой, верно понимает смысл ее деяний, ее жертвы, " идет" за ней, то современность" его произведения становится особенно очевидной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|