Гносеологическая функция философии
Предмет философии
Отношение человека к миру. Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. «Философия» – любовь к мудрости. Это понятие появляется у греческого философа Гераклита. Гераклит утверждал, что мир не создан никем из богов и никем из людей. Он есть «божественный первоогонь», который закономерно возгорается и затухает. В момент загорания образуется множество вещей, потом время стабильности. Существуют 2 пути: 1. Вниз – огонь – вещи; 2. Вверх – вещи – огонь. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Течение не хаотическое, подчиняется действию Логоса. Надо познать Логос и действовать в соответствии с ним, в этом и заключается мудрость. Вопрос о том, что такое философия, в чём заключается её ценность, является спорным. Философы по-разному определяют предмет философии. Древнегреческий философ Платон считал, что философия занимается поиском сущего, вечного, непреходящего. Вечным, непреходящим является мысль. Мысль первична, вещь вторична. Согласно Аристотелю – предметом философии являются исследования причин и принципов вещей. Согласно Синете – философия занимается нравственным руководством жизни человека. Каждый должен быть строг к себе и разумно снисходителен к ближнему. Согласно древнегреческому философу Эпикуру – философия должна показывать путь для достижения счастья посредством разума. Согласно Датмана – философия является мировым сознанием, в котором человек пытается уяснить мир и самого себя. Марксистско-Ленинская философия дает определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Предметом философии является отношение человека к миру. Мир – это вся действительность: мегамир; макромир; природа и социум. Человек вынужден взаимодействовать с миром. Только при условии гармонии человека с миром возможно его счастливое существование. Философия призвана помочь человеку правильно решить основной вопрос жизни: содержательно, полезно, интересно прожить свою жизнь. В будущее асфальтного пути нет. Мировоззрение имеет огромный жизненный практический смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Мировоззрение – это совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причём, метафизика принимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: 1 – различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции. С эпохой, народом, расой, 2 – философию, стремящуюся к априорному знанию, во всех областях; 3 – результаты конкретных наук.
Гносеологическая функция философии
Познаваем ли мир, что является основанием познавательной деятельности. Одни говорят, что это разум, другие – ощущения, и т.д. Гносеология – это теория познания, т.е. как человек познаёт мир. Познаёт через науку, например. Ещё Аристотель признавал познание мира через законы логики: закон противоречия, закон достаточного основания. У каждого учения свои гносеологические корни. В религии, например, говорят, что не всё человеком познано через науку, многое – через веру. Поэтому говорят: «Что познали, то и можно познать». Непознаваемая часть мира – религия. Познаваемость – процесс бесконечный. Науку о познании различают:
1. Теорию познания как специальное исследование познания;. 2. Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и начале 20 веков в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, критицизм. Феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и выступает только как раздел учения. Например, в философии Шелера как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях у Гартмана и Александера – включается в метафизику. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их место в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурной личности. Аксиология, как самостоятельная область философского учения возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия, и каково её отношение к ‘фактам’ реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы теории ценностей: натуралистический психологизм; трансцендентализм; культурно-исторический релятивизм. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. В советский период философия была объявлена наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и его членов. 1. Не все философы считали философию наукой. 2. Философия не в состоянии открыть наиболее общие законы, т.к. философияне занимается конкретными физическими законами развития мира, философия не знает общих законов развития природы, общества и мира. 3. Если бы философия являлась наукой, то у неё имелись бы научные открытия. Таких открытий у неё не существует. 4. Научные открытия возможны только в случае, когда познание направлено на одну сторону мира, на один предмет. Философия не занимается отдельными сторонами мира, ей интересен мир, взятый в его целостности и отношении человека к миру.
5. Наука стремится подтверждать и проверять свои гипотезы, теории фактами, экспериментами, наблюдениями. Империческая проверяемость есть один из важнейших критериев научности. 6. Философия всегда пыталась говорить о тех вещах, явлениях, которые не доступны научному исследованию. Утверждения философов имперически непроверяемые и неопровержимы 7. В каждой науке существует одна или несколько фундаментальных теорий, сторонниками которой в определённый период являются большинство учёных. В философии не было ни одной господствующей парадигмы, а был плюрализм мнений. 8. Ученые ищут ответ на свои проблемы, и если ответ найден, то вряд ли кому придет в голову искать другие ответы на решённую проблему. Философия на любую проблему имеет всегда ни один, а несколько подходов. 9. Каждая конкретная наука вырабатывает свой специфический язык, который служит для коммуникации между учёными. Язык философии неопределёнен. Каждый философ вкладывает в понятие своё собственное содержание. 10. Развитие науки – движение от истин менее глубоких к истинам более глубоким. Возникновение новой теории, вобравшей в себя всё положительное от предыдущей, делает старую теорию ненужной, излишней.) Механика Эйнштейна вытекает из механики Ньютона). В философии появление нового учения не обеспечивает содержание старых концепций, старых учений. Философия в этом отношении больше напоминает искусство, литературу. 11. В науке результат носит безличный характер. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. В этом отношении философия ближе к искусству. 12. Прогресс в науке осуществляется постоянно. В философии прогресса не наблюдается. Нельзя сказать, что в решении философских пробоем философия приблизилась к окончательному решению. Прогресс в философии выражается в следующем: обогащается проблемное поле, совершенствуется аппарат понятий. Сравнивая философию с наукой, позволим сделать вывод, что философия и наука Не тождественны и включать философию в круг наук нельзя.
Все эти четыре сферы культуры тесно связаны между собой. Философия имеет много общего с наукой, религией, искусством. Философия заимствует у каждой: - любовь к истине, пытается дать ответ: «что есть истина», - способность оперировать абстрактными понятиями и создавать стройно логические конструкции. Философию роднит с религией предмет. Предмет философии и религии совпадают. Они обе занимаются человеком, как лучше продлить ему жизнь. Философия говорит, что в будущее ведёт множество дорог, и человек сам определяет, куда ему идти. Религия говорит, что существует одна дорога в будущее – только с Богом. Философию роднит с религией не сокрушение веры. Религия требует слепой веры. Философская вера основана на доказательстве. Для религиозного сознания характерна нетерпимость. Философия стоит за полную свободу учений и мнений. Условием философской свободы является сомнение. Философы стремятся к истине ради самой проблемы, не преследуя корыстных соображений, а отцы церкви учат нас добру, святости.
Философия и искусство
Сходство: один и тот же предмет – человек. Задача искусства – помочь человеку подняться от животного состояния до уровня человека. Различия: искусство отражает и творит мир и человека на эмоциональном уровне, создавая художественные образы, философия же – на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой. Вывод: Сравнение философии с наукой может показаться на первый взгляд не в пользу философии, т.к. с наукой связан научный и технический прогресс, а вот что касается нравственного прогресса, за который отвечает философия, религия и искусство – едва просматривается, это и называется технократией. Чем объяснить научно-технический прогресс и отсутствие нравственного прогресса? Наука имеет дело с объектами, которые не оказывают осознанного сопротивления исследователю. В отличие от неодушевленных предметов, человек обладает свободой воли, его деятельность изначально не запрограммирована. Человек – загадка для самого себя, и вот эту загадку философия пытается решить. Основное назначение философии – быть окном, в которое человек смотрит сам на себя, пытается понять: кто он, зачем он живёт, откуда он пришёл и куда он идёт. Одни философы утверждают, 1. – что человек есть существо созидающее, работающее, т.е. «гомосапиенс», т.е. человек создаёт предметы, которых нет в готовом виде в природе, чего не могут животные. 1. Человек – существо нравственное. 2. Человек – существо разумное. 3. Человек – существо политическое. 4. Человек – существо играющее Сколько существует философских учений, столько существует открытых граней человеческой деятельности. Философия располагает в своем активе огромным количеством имён, которые оказали в своё время огромное влияние на человеческую культуру. В широком смысле – культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|