Проблема познаваемости мира
Гносеология – учение о познании. Гносеологическая функция философии – это роль философии в познавательном процессе. гносеология занимается решением следующих вопросов: - познаваем ли мир; - существуют ли какие-либо трудности, препятствующие возможности познать мир; - гносеология занимается поиском гносеологических принципов, обуславливающих познавательный процесс; - гносеология занимается поиском последних, предельных признаков познавательных процессов, гносеологических вех. Этот поиск возникает неизбежно, поскольку перед каждым мыслящим человеком возникает вопрос: откуда берутся правила принципа познавательного процесса; - гносеология занимается рассмотрением отношения знания к реальному миру, т.е. занимается вопросами истинности наших знаний. Гносеология не занимается познанием мира, реальной действительности, этим познанием занимаются конкретные науки: физика, химию… Философия занимается познанием познавательного процесса. Гносеология включает в себя направления: Рационализм, сенсуализм, эмпиризм, материализм, диалектический материализм. Рационализм – гносеологическое направление, признающее разум, мышление основой познания и основой мира. Это направление возникло в 17–18 вв. Основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель. Рационалистическая гносеология уходит в античный период и связан с Платоном и Пифагором. Согласно Пифагору, числа являются и принципами математики, и принципами мира. Числовые отношения, пропорции – есть отношение числовой гармонии самого мира. В основе мира, по Пифагору, лежит число. Согласно Платону, чувственное восприятие не даёт действительного знания, а порождает лишь мнение о мире. Только понятия дают действительное знание, но понятия отражают не действительный мир, а вечные идеи, которые организуют мир.
Рационалисты 17–18 вв. продолжили древнегреческую традицию и пришли к выводу, что разум обладает врождённой способностью охватывать закономерность, всеобщность, необходимость, повторяемость мира. Мир рационален, и наш разум также рационален. Индийско-христианское мировоззрение – это соединение рационализма с христианским учением. Оно породило веру в могущество познавательных способностей человека, а также и веру в прогресс. Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее ощущения основой познания. Познавательный процесс не возможен без ощущений. Всю информацию мы получаем через органы чувств. Сенсуалисты пришли к выводу, что не разуму принадлежит решающая роль, а ощущениям. В разуме нет ничего, чтобы прежде не было в ощущениях. Разум занимается комбинированием, соединением, рассоединением тех данных, которые мы получаем через органы чувств. Процесс познания осуществляется через собирание этих чувств, по следующему специальному порядку: мозг человека – чистая доска, когда мы ощущаем что-то, то и на «доске» возникает «отпечаток» этого предмета. Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт. Исходным моментом любой познавательной деятельности является чувственный опыт, эксперимент. Сенсуализм и эмпиризм близки по своим предпосылкам. Сенсуалист – «Я ощущаю, следовательно, я существую» – разум не даёт ничего нового по сравнению с ощущением. Полемика показала, что разум, чувства не обладают всеобщностью, т.к. они условны. Так, утверждения рационалистов, что «разум обладает врождённой способностью охватывать закон не может быть не доказан, ни отвергнут, и. Вместе с тем, «врождённая способность охватывать закон» вроде бы и существует – законы математики, логики, нравственности… Априорные знания – знания, не основанные на чувственном опыте. Чувственные знания существуют, но они являются разрозненными, неупорядоченными. Рационализм и сенсуализм – стороны одного познавательного процесса.
Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о «трансцендентности божественного» в более широком смысле о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в чувственном опыте и существующая на этом основании непознаваемость Бога, объективной реальности, причинности, пространства, времени, законов, природы, предметов. Уточнения: непознаваемо всё то, что не дано в чувственном опыте для науки. Тем, что не дано в чувственном опыте занимается философия, религия, искусство. Следовательно, агностики, как и религия. Как и платонизм, объективный идеализм удваивают мир: познаваемый и непознаваемый. Почему происходит удвоение мира? Потому что, по их взглядам, существуют два мира: земной и небесный. Земной – это наш, несовершенный; небесный – истинный, настоящий, подлинный, гармоничный. Основоположники агностицизма – Кант, Д. Юм. Давид Юм – английский философ, историк и экономист. В философии Д. Юм – субъективный идеалист, агностик. Вопрос о том, существует объективная реальность или нет. Юм считает неразрешенным. Он утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они реально. В этом отличие агностицизма Юма от Кантовского, признающего существования «вещи в себе». Причинная связь для Юма – не закон природы, а привычка. Агностицизм Юма. Юм шёл к агностицизму от сенсуализма: - уму никогда не дано ничего, кроме его восприятия, - мы не можем представить себе что-то, специфически отличное от восприятия, - мы не знаем, что вызывает наши восприятия, - мы пленники своих органов чувств. Агностицизм Канта: - материальный мир существует, мы не знаем этот мир с внешней стороны, со стороны явлений, - существуют вещи в себе – сущность предметов, законов. Они не даны нам в чувственном опыте.
Иррационализм – философское течение, согласно которому мир в своей основе иррационален, хаотичен, алогичен. Познание мира осуществляется не с помощью разума, а с помощью интуиции, инстинкта, фантазии, внутреннего озарения, наития, художественного содержания, вживания. Возник иррационализм в 17–18 вв. как реакция на рационализм и отрицания рационализма. Представители – Якоби, Шеллинг, Шопенгауэр». Наш разум не создал ничего более выдающегося, чем природа, хотя она как таковая не имеет разума». Шпендлер – автор «Закона Европы» он разделил действительность на: - мир как природа, - мир как человеческая история. Природа рациональна, в ней есть закон, и мы познаём её через число, формулу, понятия, схему, закон, эксперимент. Человеческая история хаотична, неповторяема, исторические события необратимы и жизнь неделима. Социальный мир не поддаётся исчислению, он подвластен не учёному, а прежде всего верующему, любящему, поэту, художнику. Ницше: «Мир не организм, а хаос». «Природа, действительность позволяет высказывать о себе множество толкований: «Пройдут века, тысячелетия, пока выяснится истина». Есть ли смысл в мире? – Нет! Не только мир иррационален и алогичен, но и сам человек. О иррациональности в человеке свидетельствует сфера бессознательного: воля к власти, чувство любви, инстинкт… Космос – организованная вселенная. Вселенная не организована, хаотична, зияющая, открытая пропасть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|