Раздел 2. Проблема соотнесения эмпирических и теоретических понятий в педагогический психологии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Кафедра педагогической психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРОГРАММА КУРСА
Для дневной и вечерней форм обучения
Для специальности 020400 - Психология
Москва 2008 Составитель – доктор психологических наук, профессор В.К.Шабельников и доцент С.А. Лукьяненко Утверждено на заседании кафедры педагогической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Протокол заседания кафедры № от сентября 2005 г.
Пояснительная записка Курс “Педагогическая психология” является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для студентов 3 курса Института психологии им. Л.С.Выготского дневной и вечерней форм обучения. Целью курса “Педагогическая психология” является подготовка студентов решению основных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным обществом, а также освоение студентами ведущих методов и методик педагогической психологии. Исследование и разработку современных методик и технологий обучения и воспитания невозможно проводить качественно без понимания общих механизмов организации психики, личности и сознания. Поэтому в ходе курса педагогической психологии студенты и аспиранты актуализируют и пополняют знания из областей философии, истории психологии, общей и возрастной психологии. Цели курса конкретизируются в нескольких задачах: 1. раскрыть студентам психологические механизмы усвоения информации, знаний и включение личности в культуру общества; 2. сформировать у студентов навыки психологической организации учебного и воспитательного процесса; 3. обучить студентов технологии организации умственных действий и понятий, разработанной в современных психологических концепциях.
Объектом педагогической психологии являются виды социальной деятельности, направленные на формирование и развитие личности человека и его психических процессов и способностей. Это не только процессы обучения и воспитания в составе официальной педагогики, но и все приемы и механизмы управления психическим развитием человека, функционирующие в семейно-родовых системах, в религиозной практике, в системе массовой информации и др. Педагогическая психология является одним из наиболее активно разрабатываемым направлением отечественной психологии. Практическая направленность и значимость педагогической психологии связаны с тем, что здесь ставятся и решаются задачи организации воспитания и образования человека, развития его личности на всех стадиях жизни. Результаты разработок педагогической психологии становятся основанием построения воспитательных и образовательных технологий, методов и методик. Выполнение ответственных практических задач невозможно без исследования и раскрытия психологических механизмов организации и формирования психики и личности. Поэтому в рамках педагогической психологии возникают идеи и концепции, определяющие общее развитие теоретической психологии. Предметом педагогической психологии являются закономерности развития личности, сознания и психических процессов в ходе специального воздействия на человека, логика организации систем и приемов педагогического воздействия на человека, а также логика взаимодействия систем воспитания и обучения человека с развитием его психики и личности. В курсе педагогической психологии рассматриваются проблемы развития личности и умственных способностей человека, выясняются механизмы формирования психики детей в ходе их обучения и воспитания. Анализируются отечественные и зарубежные концепции педагогической психологии, выясняются достоинства и недостатки различных систем образования. Изучаются и экспериментально разрабатываются современные методики управляемого формирования психических процессов.
По окончанию курса студенты должны иметь представление об объекте, предмете, задачах и методах педагогической психологии. В результате изучения курса студенты должны знать основные положения и концепции педагогической психологии. По окончанию курса студенты должны уметь разрабатывать методики обучения на основе современных психолого-педагогических теорий (теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теория развивающего обучения В.В.Давыдова). Программа курса «Педагогической психологии» предусматривает такие организационные формы как лекции (20 академических часов) и семинарские занятия (52 академических часа), самостоятельное изучение рекомендуемой литературы, а также различные формы межсеместрового контроля (контрольные работы, рефераты или доклады по изучаемой литературе, практические задания по основным изучаемым проблемам курса и т.д.) По результатам внутрисеместровых форм контроля студент получает отметку о зачете в соответствии с учебным планом. Система внутрисеместрового и итогового контроля утверждаются ежегодно, студент может ознакомиться с ней на кафедре.
Тематические разделы курса: Раздел 1. Психологические концепции обучения и развития. Тема 1. Предмет и задачи педагогической психологии. Педагогика как принятие ответственности за формирование человека. Функции педагогической психологии на разных этапах истории общества. Связь педагогической психологии с общей теорией психологии. Проблема механизмов психического развития в религии, науке и философии. Концепции педагогического процесса в психологии 19-20 в.в. Представления о логике развития человеческой души и психики в Средние века и в Новое время. Ассоцианизм в психологии 18-19 веков - уход от проблемы формирования психики. Дж.Локк о механизме формирования понятий. Механицизм и пассивность субъекта. Влияние ассоцианисткой концепции на организацию педагогического процесса. Ассоцианизм 20-го века как основа системы обучения и воспитания в школах СССР.
Тема 2. Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии. Социогенетический и биогенетический подходы к проблеме обучения и развития. Теория 2-х факторов В.Штерна. Проблема понимания механизмов активности субъекта обучения и развития. Современные взгляды на проблему обучения и развития психики в отечественной и зарубежной психологии. Тема 3. Проблема социализации и социальной детерминации личности. Ж.Пиаже о механизме организации действия и развитии логики мышления. Социализация мышления. З.Фрейд о противостоянии личности и общества. Л.С.Выготский о социальной детерминации развития личности. Интериоризация как основа организации обучения. Раздел 2. Проблема соотнесения эмпирических и теоретических понятий в педагогический психологии. Тема 4. Психология учебной и педагогической деятельности. Проблема организации обучения в русле теории деятельности. Учение и учебная деятельность. Противостояние деятельностного подхода традиционному механистическому ассоцианизму. Деятельность ученика и деятельность учителя. Знания как компоненты деятельности. Тема 5. Теория поэтапного формирования умственных действий. Этапы и уровни организации действия. Знания как компоненты схемы ориентировочной основы действия. Организация мотивации учения. Технологии построения ориентировочной основы действий Проблема интериоризации, свертывания и автоматизации действий. Применение теории поэтапного формирования действий к построению конкретного урока. Тема 6. Психология формирования теоретических понятий. Научные и житейские понятия (по Л.С.Выготскому). Эмпирические и теоретические понятия (по В.В.Давыдову). Логика построения теоретического понятия. Формирование теоретического мышления в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|