Раздел 2 (Темы 4-7). Психологические теории построения педагогического процесса.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Психология учебной и педагогической деятельности. Проблема организации обучения в русле теории деятельности. Учение и учебная деятельность. Противостояние деятельностного подхода традиционному механистическому ассоцианизму. Деятельность ученика и деятельность учителя. Знания как компоненты деятельности. Психология формирования теоретических понятий. Научные и житейские понятия (по Л.С.Выготскому). Эмпирические и теоретические понятия (по В.В.Давыдову). Логика построения теоретического понятия. Формирование теоретического мышления в школе. Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Ассоциативная теория обучения (Дж.Локк, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин). 2. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке. 3. В.В.Давыдов об учебной деятельности и формировании теоретических понятий. 4. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов). Вопросы для обсуждения: 1. Построение учебного процесса как отражение представлений о механизмах усвоения знаний в разных школах психологии. 2. Психологические основания реорганизации учебного процесса в современной школе. 3. Организация учебного процесса на основе психологических теорий развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Литература для подготовки к семинару: 1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984, с.224-250. 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с.170-203. 3. Самарин Ю.А., Эсаулов А.Ф. Психолого-педагогические вопросы программированного обучения. - В книге “Вопросы программированного обучения”, с.25-38. Раздел 3 (Темы 8-9). Психология воспитания. Психология воспитания личности. Теории личности о логике и механизмах ее формирования. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа воспитания личности. Личность как компонент социальной системы. Толкование личности в религии, философии и психологии. Личность как проблема педагогической психологии. Этно-культурные традиции воспитания. Разное толкование личности в различных этно-культурных системах. Роль личности в организации социальной деятельности. Проблема формирования личности в условиях качественного изменения социо-культурной ситуации.
Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Понимание личности в общей и педагогической психологии (Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.И.Божович). 2. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология). 3. Теории воспитания личности в современной психологии (А.С.Макаренко, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Уманский). Вопросы для обсуждения: 1. Организация процесса развития личности в западной и восточной культурах воспитания. 2. Психологические проблемы развития личности. 3. Обеспечение адекватного развития личности в периоды возрастных кризисов. 4. Совпадение и рассогласование религиозных и научных представлений о природе личности. Литература для подготовки к семинару: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967, с.32-44. 2. Хрестоматия по педагогической психологии. М., МГУ, 1981. 3. Хрестоматия по психологии. М., 1987, с.117-124, 155-161, 346-349, 408-412.
Обязательная литература: 1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959, с.45-60. 2. Божович Л.И.. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967, с.121-142. 3. Возрастные особенности усвоения знаний. Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.,1962, с.15-27, 38-44. 4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собрание соч. Т.1, М., 1982-83, с.78-98.
5. Выготский Л.С. Методика рефлектологического и психологического исследования. Собрание соч. Т.1, М., 1982-83, с.43-62. 6. Выготский Л.С. Динамика умственного развития в школьном возрасте. Собрание соч. М., 1982-83, с.391-410. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание соч. Т.2, М., 1982-83, с.5-361. 8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Собрание соч. М., 1982-83, с.374-391. 9. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. - Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. 10. Гальперин П.Я. Управление процессом учения. - Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. 11. Давыдов В.В. Проблема обучения и развития. - В книге “Материалы XVIII Международного конгресса психологов. Симпозиум 32.”. М., 1966. 12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972, с.56-78. 13. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.,1968, с.14-28. 14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969, с.96-124. 15. Программированное обучение за рубежом. М., 1968, 66-81. 16. Самарин Ю.А., Эсаулов А.Ф. Психолого-педагогические вопросы программированного обучения. - В книге “Вопросы программированного обучения”. 17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984, с.56-319. 18. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1935, 37-86. 19. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926, с.22-50. 20. Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982, с.43-70. Дополнительная литература: 1. Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М., 1966, с.59-93. 2. Габай Т.В. Особенности процесса обучения, программированного по системе Скиннера. - “Психологические исследования”, вып. 2. М., 1970. 3. Зинченко П.И. Об одной концепции в психологии обучения. - “Вопросы психологии”, 1961, №6. 4. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - “Известия АПН РСФСР”, вып. 7, 1974. 5. Машбиц Е.И., Бондаровская В.М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев,1964, с.5-26. 6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969, с.13-29, 55-60. 7. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М.,1967, с.18-38. 8. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972, с.77-94.
ВОПРОСЫ К АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: Вопросы к первой контрольной работе по курсу: 1. Предмет и задачи педагогической психологии. 2. Функции педагогической психологии на разных этапах истории общества. 3. Связь педагогической психологии с общей теорией психологии. 4. Проблема механизмов психического развития в религии, науке и философии. 5. Представления о логике развития человеческой души и психики в Средние века и в Новое время. 6. Ассоцианизм в психологии 18-19 веков - уход от проблемы формирования психики. 7. Дж.Локк о механизме формирования понятий. Механицизм и пассивность субъекта. 8. Ассоциативная теория обучения (Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин). 9. Влияние ассоцианисткой концепции на организацию педагогического процесса. Ассоцианизм 20-го века как основа системы обучения и воспитания в школах СССР. 10. Концепции педагогического процесса в психологии 19-20 в.в. 11. Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии. 12. Социогенетический и биогенетический подходы к проблеме обучения и развития. 13. Проблема обучения и развития в работах психологов 19 в. (Ст.Холл). 14. Критика биологических теорий психического развития в отечественной психологии. 15. Теория 2-х факторов В.Штерна. 16. Проблема формирования навыков и умений в бихевиоризме (Э.Торндайк, Б.Ф.Скиннер, Д.Уотсон). 17. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке. 18. Проблема понимания механизмов активности субъекта обучения и развития. Современные взгляды на проблему обучения и развития психики в отечественной и зарубежной психологии.
Вопросы ко второй контрольной работе по курсу: 1. Проблема социализации и социальной детерминации личности. 2. Ж.Пиаже о механизме организации действия и развитии логики мышления. Социализация мышления. 3. Ж.Пиаже об уравновешивании системы как внутреннем механизме психологического развития. 4. З.Фрейд о противостоянии личности и общества как факторе формирования психики.
5. Л.С.Выготский о социальной детерминации развития личности. 6. Л.С.Выготский о “зоне ближайшего развития” и опережающей роли обучения. 7. Значение теоретической дискуссии Ж.Пиаже - Л.С.Выготский о движущих силах психического развития для современной педагогической психологии. 8. Интериоризация как основа организации обучения. 9. Психология учебной и педагогической деятельности. Проблема организации обучения в русле теории деятельности. Учение и учебная деятельность. 10. В.В.Давыдов об учебной деятельности. 11. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов). 12. Противостояние деятельностного подхода традиционному механистическому ассоцианизму. 13. Деятельность ученика и деятельность учителя. Знания как компоненты деятельности. 14. Теория поэтапного формирования умственных действий. Этапы и уровни организации действия. 15. Знания как компоненты схемы ориентировочной основы действия. 16. Организация мотивации учения.
Вопросы к итоговой контрольной работе: 1. Технологии построения ориентировочной основы действий 2. Проблема интериоризации, свертывания и автоматизации действий. 3. Применение теории поэтапного формирования действий к построению конкретного урока. 4. Психология формирования теоретических понятий. 5. Научные и житейские понятия (по Л.С.Выготскому). 6. Эмпирические и теоретические понятия (по В.В.Давыдову). Логика построения теоретического понятия. 7. Формирование теоретического мышления в школе. Организация учебного процесса на основе психологических теорий развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 8. Психология воспитания личности. Теории личности о логике и механизмах ее формирования. 9. Понимание личности в общей и педагогической психологии (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский,). 10. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности. 11. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа воспитания личности. 12. Личность как компонент социальной системы. 13. Толкование личности в религии, философии и психологии. 14. Личность как проблема педагогической психологии. 15. Этно-культурные традиции воспитания. 16. Логика организации деятельности в восточных и западных системах воспитания. 17. Разное толкование личности в различных этнокультурных системах. 18. Роль личности в организации социальной деятельности. 19. Проблема формирования личности в условиях качественного изменения социо-культурной ситуации. 20. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология).
21. Педагогическая психология и проблемы формирования личности в современной России. Возрастание ответственности личности в ситуации общественного кризиса. 22. Формирование личности в поли-культурной и поли-идеологической ситуации. Изменение логики организации мотивов. 23. Личность как феномен пострелигиозного общества. 24. Обеспечение адекватного развития личности в периоды возрастных кризисов. 25. Проблемы формирования личности в 21 столетии.
Темы рефератов и докладов по курсу «Педагогическая психология»:
1. Проблема обучения и развития в работах психологов 19 в. (В.Штерн, Ст.Холл). 2. Проблема формирования навыков и умений в бихевиоризме (Э.Торндайк, Б.Ф.Скиннер, Д.Уотсон). 3. Ж.Пиаже об уравновешивании системы как внутреннем механизме психологического развития. 4. Л.С.Выготский о “зоне ближайшего развития” и опережающей роли обучения. 5. Критика биологических теорий психического развития в отечественной психологии. 6. Ассоциативная теория обучения (Дж.Локк, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин). 7. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке. 8. В.В.Давыдов об учебной деятельности и формировании теоретических понятий. 9. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов). 10. Понимание личности в общей и педагогической психологии (Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.И.Божович). 11. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология). 12. Теории воспитания личности в современной психологии (А.С.Макаренко, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Уманский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|