Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2 (Темы 4-7). Психологические теории построения педагогического процесса.




Психология учебной и педагогической деятельности. Проблема организации обучения в русле теории деятельности. Учение и учебная деятельность. Противостояние деятельностного подхода традиционному механистическому ассоцианизму. Деятельность ученика и деятельность учителя. Знания как компоненты деятельности. Психология формирования теоретических понятий. Научные и житейские понятия (по Л.С.Выготскому). Эмпирические и теоретические понятия (по В.В.Давыдову). Логика построения теоретического понятия. Формирование теоретического мышления в школе.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Ассоциативная теория обучения (Дж.Локк, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин).

2. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.

3. В.В.Давыдов об учебной деятельности и формировании теоретических понятий.

4. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов).

Вопросы для обсуждения:

1. Построение учебного процесса как отражение представлений о механизмах усвоения знаний в разных школах психологии.

2. Психологические основания реорганизации учебного процесса в современной школе.

3. Организация учебного процесса на основе психологических теорий развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Литература для подготовки к семинару:

1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984, с.224-250.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996, с.170-203.

3. Самарин Ю.А., Эсаулов А.Ф. Психолого-педагогические вопросы программированного обучения. - В книге “Вопросы программированного обучения”, с.25-38.

Раздел 3 (Темы 8-9). Психология воспитания.

Психология воспитания личности. Теории личности о логике и механизмах ее формирования. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа воспитания личности. Личность как компонент социальной системы. Толкование личности в религии, философии и психологии. Личность как проблема педагогической психологии. Этно-культурные традиции воспитания. Разное толкование личности в различных этно-культурных системах. Роль личности в организации социальной деятельности. Проблема формирования личности в условиях качественного изменения социо-культурной ситуации.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Понимание личности в общей и педагогической психологии (Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.И.Божович).

2. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология).

3. Теории воспитания личности в современной психологии (А.С.Макаренко, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Уманский).

Вопросы для обсуждения:

1. Организация процесса развития личности в западной и восточной культурах воспитания.

2. Психологические проблемы развития личности.

3. Обеспечение адекватного развития личности в периоды возрастных кризисов.

4. Совпадение и рассогласование религиозных и научных представлений о природе личности.

Литература для подготовки к семинару:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967, с.32-44.

2. Хрестоматия по педагогической психологии. М., МГУ, 1981.

3. Хрестоматия по психологии. М., 1987, с.117-124, 155-161, 346-349, 408-412.

 

Обязательная литература:

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959, с.45-60.

2. Божович Л.И.. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967, с.121-142.

3. Возрастные особенности усвоения знаний. Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.,1962, с.15-27, 38-44.

4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собрание соч. Т.1, М., 1982-83, с.78-98.

5. Выготский Л.С. Методика рефлектологического и психологического исследования. Собрание соч. Т.1, М., 1982-83, с.43-62.

6. Выготский Л.С. Динамика умственного развития в школьном возрасте. Собрание соч. М., 1982-83, с.391-410.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание соч. Т.2, М., 1982-83, с.5-361.

8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Собрание соч. М., 1982-83, с.374-391.

9. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. - Новые исследования в педагогических науках. М., 1965.

10. Гальперин П.Я. Управление процессом учения. - Новые исследования в педагогических науках. М., 1965.

11. Давыдов В.В. Проблема обучения и развития. - В книге “Материалы XVIII Международного конгресса психологов. Симпозиум 32.”. М., 1966.

12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972, с.56-78.

13. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.,1968, с.14-28.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969, с.96-124.

15. Программированное обучение за рубежом. М., 1968, 66-81.

16. Самарин Ю.А., Эсаулов А.Ф. Психолого-педагогические вопросы программированного обучения. - В книге “Вопросы программированного обучения”.

17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984, с.56-319.

18. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1935, 37-86.

19. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926, с.22-50.

20. Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982, с.43-70.

Дополнительная литература:

1. Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М., 1966, с.59-93.

2. Габай Т.В. Особенности процесса обучения, программированного по системе Скиннера. - “Психологические исследования”, вып. 2. М., 1970.

3. Зинченко П.И. Об одной концепции в психологии обучения. - “Вопросы психологии”, 1961, №6.

4. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - “Известия АПН РСФСР”, вып. 7, 1974.

5. Машбиц Е.И., Бондаровская В.М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев,1964, с.5-26.

6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969, с.13-29, 55-60.

7. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М.,1967, с.18-38.

8. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972, с.77-94.

ВОПРОСЫ К АТТЕСТАЦИИ

ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»:

Вопросы к первой контрольной работе по курсу:

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Функции педагогической психологии на разных этапах истории общества.

3. Связь педагогической психологии с общей теорией психологии.

4. Проблема механизмов психического развития в религии, науке и философии.

5. Представления о логике развития человеческой души и психики в Средние века и в Новое время.

6. Ассоцианизм в психологии 18-19 веков - уход от проблемы формирования психики.

7. Дж.Локк о механизме формирования понятий. Механицизм и пассивность субъекта.

8. Ассоциативная теория обучения (Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин).

9. Влияние ассоцианисткой концепции на организацию педагогического процесса. Ассоцианизм 20-го века как основа системы обучения и воспитания в школах СССР.

10. Концепции педагогического процесса в психологии 19-20 в.в.

11. Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии.

12. Социогенетический и биогенетический подходы к проблеме обучения и развития.

13. Проблема обучения и развития в работах психологов 19 в. (Ст.Холл).

14. Критика биологических теорий психического развития в отечественной психологии.

15. Теория 2-х факторов В.Штерна.

16. Проблема формирования навыков и умений в бихевиоризме (Э.Торндайк, Б.Ф.Скиннер, Д.Уотсон).

17. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.

18. Проблема понимания механизмов активности субъекта обучения и развития. Современные взгляды на проблему обучения и развития психики в отечественной и зарубежной психологии.

 

Вопросы ко второй контрольной работе по курсу:

1. Проблема социализации и социальной детерминации личности.

2. Ж.Пиаже о механизме организации действия и развитии логики мышления. Социализация мышления.

3. Ж.Пиаже об уравновешивании системы как внутреннем механизме психологического развития.

4. З.Фрейд о противостоянии личности и общества как факторе формирования психики.

5. Л.С.Выготский о социальной детерминации развития личности.

6. Л.С.Выготский о “зоне ближайшего развития” и опережающей роли обучения.

7. Значение теоретической дискуссии Ж.Пиаже - Л.С.Выготский о движущих силах психического развития для современной педагогической психологии.

8. Интериоризация как основа организации обучения.

9. Психология учебной и педагогической деятельности. Проблема организации обучения в русле теории деятельности. Учение и учебная деятельность.

10. В.В.Давыдов об учебной деятельности.

11. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов).

12. Противостояние деятельностного подхода традиционному механистическому ассоцианизму.

13. Деятельность ученика и деятельность учителя. Знания как компоненты деятельности.

14. Теория поэтапного формирования умственных действий. Этапы и уровни организации действия.

15. Знания как компоненты схемы ориентировочной основы действия.

16. Организация мотивации учения.

 

Вопросы к итоговой контрольной работе:

1. Технологии построения ориентировочной основы действий

2. Проблема интериоризации, свертывания и автоматизации действий.

3. Применение теории поэтапного формирования действий к построению конкретного урока.

4. Психология формирования теоретических понятий.

5. Научные и житейские понятия (по Л.С.Выготскому).

6. Эмпирические и теоретические понятия (по В.В.Давыдову). Логика построения теоретического понятия.

7. Формирование теоретического мышления в школе. Организация учебного процесса на основе психологических теорий развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8. Психология воспитания личности. Теории личности о логике и механизмах ее формирования.

9. Понимание личности в общей и педагогической психологии (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский,).

10. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности.

11. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа воспитания личности.

12. Личность как компонент социальной системы.

13. Толкование личности в религии, философии и психологии.

14. Личность как проблема педагогической психологии.

15. Этно-культурные традиции воспитания.

16. Логика организации деятельности в восточных и западных системах воспитания.

17. Разное толкование личности в различных этнокультурных системах.

18. Роль личности в организации социальной деятельности.

19. Проблема формирования личности в условиях качественного изменения социо-культурной ситуации.

20. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология).

21. Педагогическая психология и проблемы формирования личности в современной России. Возрастание ответственности личности в ситуации общественного кризиса.

22. Формирование личности в поли-культурной и поли-идеологической ситуации. Изменение логики организации мотивов.

23. Личность как феномен пострелигиозного общества.

24. Обеспечение адекватного развития личности в периоды возрастных кризисов.

25. Проблемы формирования личности в 21 столетии.

 

Темы рефератов и докладов по курсу «Педагогическая психология»:

 

1. Проблема обучения и развития в работах психологов 19 в. (В.Штерн, Ст.Холл).

2. Проблема формирования навыков и умений в бихевиоризме (Э.Торндайк, Б.Ф.Скиннер, Д.Уотсон).

3. Ж.Пиаже об уравновешивании системы как внутреннем механизме психологического развития.

4. Л.С.Выготский о “зоне ближайшего развития” и опережающей роли обучения.

5. Критика биологических теорий психического развития в отечественной психологии.

6. Ассоциативная теория обучения (Дж.Локк, Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский, А.Ф.Эсаулов, Ю.А.Самарин).

7. Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.

8. В.В.Давыдов об учебной деятельности и формировании теоретических понятий.

9. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов, И.И.Ильясов).

10. Понимание личности в общей и педагогической психологии (Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.И.Божович).

11. Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология).

12. Теории воспитания личности в современной психологии (А.С.Макаренко, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Уманский).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...