Воспитание как влияние педагога на воспитанника. Способы влияния на человека.
Любое межличностное взаимодействие предпологает взаимовлияние субъекта друг на друга. В случае когда мы рассматриваем процесс воспитания часто выходим на категорию влияние. Влияние в воспитании -это деятельность воспитателя приводящая к изменению каких либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания формоосуществления функции педагога. К наиболее часто встречающимся способам влияния относят: убеждение - это психологическое воздействие, основанное на передаче педагогом логически выстроенной информации, которая становится целью добровольного принятия ее воспитанником; Соответственно убеждение предполагает в качестве способов влияния систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые предложения, рекомендации, пожелания. Эффективность убеждения повышается пир соблюдении следующих условий: умение устанавливать контакт, вызывать доверие выдержка, терпение и такт умение доказывать, разъяснять опровергать личная убежденность и искренность учет индивидуальных особенностей воспитанника внушение -вид психологического воздействия приемущественно эмооционально-волевого характера основанный на некритичном восприятии индивидом информации, которая не нуждается в доказательстве и содержит готовые выводы; суть внушения - воздействие на чувства человека, внушение зависит от значимости информации, чувствительности человека и его эмоциональности заражение -психологическое воздейтсвие основанное на передаче эмоционального состояния или отношения одним человеком и их восприятие другими людьми; группа в большей степени под… именно заражению. Заражение наблюдается в группе людей которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
подражание -психологическое влияние при котором наблюдается следование в поведении и общении определенному образцу, что выражается в повторении одним человеком поступков жестов, интонации, качеств другого человека. Подражание как способ воздействия осуществляется по следующим законам: идет от внутреннего к внешнему низжие по социальное лестнице подражают высшим чем старше и образованнее человек тем меньше он подражает подражание основано на авторитете
3. Воспитание школьников будет неэффективным если оно не побуждает детей к самовоспитанию. Самовоспитание – иницированное и организованное самим человеком деятельность направленная на изменение своей личности в соответствии с осознанным желаемым образом своей жизни. Самовоспитание указывает на то, что сам школьник выступает активным субъектом своего воспитания, это возможно при высоком уровне самосознания, именно самосознание позволяет человеку делать представление о своем реальном «Я» и выстраивать образ себя тоесть идеальное «Я». Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитанности. Высокий уровень самовоспитанности характеризуется: собственной инициативностью, отсутствием стимулов из вне самостоятельная постоновка целей саморазвития построение программы и вариативность ее стратегии самопрогнозирование и перспективное целеполагание внутренняя устойчивость и целостность владение приемами мобилизации и расслабления
Низкий уровень самовоспитанности характеризуется: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития отсутствие внутреннего смысла и ценностей личности отсутствие интереса к самоанализу, т.к. без него невозможно самопознание и самопринятие
напряженность и неудачи в учебной работе
Самовоспитание предполагает использование таких приемов как: самообязательство самоотчет – взгляд на проделанную работу самоконтроль осмысление собственной деятельности и поведения
К основным методам самовоспитания относят: самопознание (самонаблюдение + самоанализ + самооценка) самообладание которое опирается на самоубеждении, самоконтрле,самовнушении, самоподкреплении и т.д. стимулирование себя, которое предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение
В самовоспитании часто встречаются следующие ошибки: обстрактность цели, когда не выделяются конкретные и ясные критерии ее достижения несоизмеримость цели и реальных возрастных и индивидуальных возможностей одновременный выбор множества целей, особенно когда они противоречивы неправильное сочетание и соотношение ближних и отдаленных целей отсутствие критерия успешности (при самовоспитании желательно определить реальнодостежимые показатели, добившись которых можно говорить о движении к цели
Одним из важнейших показателей воспитания и самовоспитания школьников является уровень нравственность. Нравственность – характеристика личности отражающая осознанное и добровольное соблюдение сушествующих моральных норм, правил и принципов поведения в взаимодействии с другими людьми. Нравственность обнаруживается в отношении человека к окружающему миру, к другим людям, к себе, к деятельности, к обществу в котором он живет. Люди отличаются различным уровнем нравственности и в психологии Кольберга были выделены следующие уровни нравственности: 1) преднравственный – характерен для детей 4 – 10 лет, сдесь поведение определяется внешними обстаятельствами, точка зрения других людей в рассчет не принимается. Стадии: покорность и наказание – характеризуется тем что суждения выносятся в зависимости от последствий поступков стадия личного интереса – характеризуется тем что суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка 2) конвенциональный – 10 – 13 лет, на этом уровне человек оценивая свои собственные поступки и поступки других придерживается социальных норм и учитывает то, как оценят этот поступок другие люди
Стадии: одобрение другими людьми, суждение основывается на том получит ли поступок одобрение со стороны других людей или нет закон и порядок – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку
3) постконвенциональный – с 13 лет, уровень истинной морали, когда человек судит о поведении исходя из собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно Стадии: общественный договор и демократия, характеризуется тем, что поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека, т.е. когда некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены универсальные принципы и характеризуется тем что поступок расценивается как правильный, если продектован совестью человека и осуществляется во имя ценности жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|