Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

способность к распределению внимания




 

По Кузьминой выделяются такие способности как:

перцептивно-рефлексивные способности (способность воспринимать, осознавать и чувствовать различные грани деятельности что выражается в 3ех видах чувствительности: в чувстве объекта, чувстве такта, чувстве причастности)

проективные способности (указывают на умение педагога создавать новые эффективные способы обучения; они включают в себя: проектировочные способности (умение предвидеть результат), конструктивные способности (умение педагога создать отмосферу сотрудничества), коммуникативные способности, организаторские способности).

 

Профессионально-важные качества – совокупность личностных качеств субъекта выступающих важными условиями достижения высоких результатов в профессиональной деятельностиж. Выделяют 4 основные группы индивидульных качеств необходимых для выполнения профессиональной деятельнсти:

1) абсолютно профессиональные качества – свойства необходимые для выплнения деятельности на минимально доступном уравне

2) относительно профессионально важные качества – определяет возможность достижения субъектом высоких количественных и качественных показателей деятельности

3) мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности

4) анти-проф качества – свойства выступающие профессиональными противопаказаниями к той или иной деятельности, если человек не любит детей

 

 

Психология психологического взаимодействия

1) Сущность и структура пед взаимод

2) психологическая характеристика пед общения

3) конфликты в пед взаимодействии

 

1) Сущность и структура пед взаимододействия

Межличностное взаимодействие может осуществляться как на бытовом уровне, так и в рамках какой либо деятельности. Взаимодействие людей всвязи с конкретной профессиональной деятельностью и есть профессиональное взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие – реализуемое в различных системах отношений взаимодействия людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности.

Педагогическое взаимодействие рассматривается в таких системах отношений как:

педагог-ученик,

педагог-педагог,

педагог-родитель,

педагог-руководство школы,

ученик-ученик,

 

Психологический анализ пед взаимодействия может осуществляться по различным основаниям, в том числе и с точки зрения его структурных характеристик. Так на основе характера проявляемых психических процессов выделяют такие компоненты педагогического взаимодействия как:

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

 

В зависимости от формы активности в структуре педагогического взаимодействия выделяют такие компаненты как:

общение

совместную деятельность

межличностные отношения

 

Отношения – эта внутренняя основа взаимодействия включающая мысли, переживания, образы.

Общение – внешне наблюдаемые вербальные и невербальные способы коммуникации.

Совместная деятельность – внешняя преобразующая активность субъектов образовательного процесса.

 

По мнению Коломинского межличностные отношения субъектов педагогического процесса состовляют внутреннюю основу педагогического взаимодействия, внешнюю основу образует общение.

 

Одно из важных характеристик пед взаимдействия личности явяляется уровень развития ее социально психологической перцепции (восприятия) и рефлексии.

Социально психологическая перцепция – процесс восприятия осознания и переживания личностью отношений между людьми с которыми она взаимодействует.

 

Социально-педагогическая рефлексия – процесс отражения личностью собственного я, понимания, переживания, своих отношений с другими людьми.

Таким образом на педагогическое взаимодействие особое внимание оказывает позиция педагога по отношению к детям.

 

Приведем классификацию некоторых типов отношений педагога к учащимся:

1) активно-положительное отношение к учащимся

педагоги убеждены, что у каждого ученика есть определенные достоинства, которые при создании оптимальных условий могут быть раскрыты и развиты. В индивидуальных характеристиках учеников такие педагоги как правило делают ставку на положительном, верят в потенциал учащихся.

2) ситуативный стиль отношения

педагоги не имеют твердых объективных взглядов на личность ученика, характеристики учеников противоречивы: сегодня нравятся все, а завтра никто

3) пассивно-положительный стил отношения

отношение педагога к детям – позитивное. Он хорошо их чувствует и понимает. Сложности у такого педагога связаны с внешним выражением своего отношения и поэтому в общении наблюдается сухость, сдеражанность, официальность

4) активно-отрицательный стиль отношения

5) пассивно-отрицательный стиль отношения

данный стиль характеризует учителя который много восринимает остороженно, не проявляет инициативы. Такой педагог вообще не горит своей работой.

 

 

2)

Общение как компонент взаимодействия является важнейшим профессиональным инструментом деятельности педагога.

Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов пед процесса в ходе которого происходит обмен учебными знаниями восприятия и познания друг друга взаимовлияния на деятельность.

Эффективность пед общения определяется многими факторами. По мнению Ильина все факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы общения включают ситуацию в которой происходит общение, обстановку общения, личностные особенности учащихся. Ситуация общения во многом определяет сам процесс общения и его эффктивность. Эффективность общения во многом зависит от того в какой обстановке оно происходит, а также от ряда личностных качеств учащихся.

К внутренним фактора пед общения можно отнести особенности самого учителя:

наличие педагогического такта, который предполагает естесственность и простоту в общении

требовательность в безпредирчивости

внимательность

чуткость

 

способность к эматии т.е. эмоциональное вчувствование, переживание к другому человеку

наблюдательность

 

Педагогическое общение выполняет ряд функций:

позновательная, которая заключается в передаче учащимся знаний

обмен информацией, которая заключается в отборе и передаче той информации, которая не обходима

организационная (предполагает организацию деятельности учащегося)

регулятивная (которая заключается в установлении различных форм и средств контроля воздействия с целью сохранения или изменения поведения учеников)

экспрессивная функция (заключающаяся в понимании переживаний и эмоционального состояния учащихся)

 

 

Зимняя выделяет такие как:

обучающую (которая включает в себя не толко передачу знаний умений, и навыков, но и воспитание личностных качеств)

облегчения (фассилитации) общения (которая заключается в том, что учитель помогает, облегчает ученику выразить себя, организовывает и ведет общение, способствует самоактуализвации и дальнейшему развитию ученика)

общение можно рассматривать с точки зрения этапов его поведения:

1) моделирующий (определенное прогнозирование предстоящегно общения, планирования коммуникативной структуры урока, постановка целей и задач урока, выбор методов и способов коммуникации, прогнозирования результата общения)

2) организация непосредственного общения (настрой учащегося на процесс общения (демонстрация фильма) заключается с установлением первичного контакта с классом, этот этап условно можно назвать «коммуникативной аттакой» во время которой заваевывается инициатива в общении, что позволяет в дальнейшем управлять общением в классе

3) управление общением (заключается в том что организовывается сам процесс общения) важнейший элемент профессиональной коммуникации который предполагает непосредственное видение процесса общения, в котором возможны такие ситуации, которые не могли быть предусмотрены на этапе моделирования, поэтому имеющимся к умеющимся знаниям учителя о ведении педагогического общения здесь подключается требование развития коммуникативных способностей, быстрого реагирования на нестандартные ситуации, умение управлять дискуссией)

4) анализ общения (анализ общения позволяет соотнести поставленные цели с реальным результатом, подвести основные итоги, наметить программу развития своих коммуникативных навыков)

 

3) барьеры? в пед взаимодействии

Нередко в взаимодействии педагога с классом возникают психологические барьеры, которые мешают общению, тормозят его, сказываются на результативности как деятельности педагога так и деятельнсоти учителя

 

Барьеры – состояние затруднения в реализации плонируемого общения в следствии неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения самого партнера и т.д.

 

Могут быть выделены следующие области затруднений в общении:

1) этно-социокультурная

2) статусно-позиционно-ролевая (роль учителя предполагает компетентность, такт, помощь, если это есть у учителя, то барьер может быть вызван из-за незнания и некомпетентности самого ученика; или барьер может возникнуть в этой области из-за неоправдавшихся ожиданий ученика)

3) возрастная область

4) индивидуально-психологических затруднений (низкий уровень эмоциональной саморегуляции)

5) акцентуация характера, интраверсия, деятельностная область (в педагогической деятельности затруднения могут быть связаны с низкими профессиональными умениями педагога, его дидактической некомпетентностью)

6) область межличностных затруднений

 

 

Кан-Калик выделяет следующие барьеры в пед общении:

1) барьер несовпадения установок

2) барьер боязни класса

3) барьер отсутствия контакта (когда не удается найти контакт с классом)

4) барьер сужения функции общения

5) барьер негативной установки на класс

6) барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом

7) барьер боязни педагогических ошибок

 

 

3. Конфликты в пед взаимодействии

В социальной психологии под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях между индивидами или группой, связанная с острыми отрицательными переживаниями. Таким образом признаками конфликта являются:

1) биполярность (что означает столкновение взаимосвязанных, но взаимопротивоположных сторон)

2) активность в поведении сторон

3) наличие 2ух и более сторон

 

Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, субъектов педагогического взаимодействия.

Признаки педагогического конфликта:

1) участники пед конфликта имеют разный статус

2) учитель ответственен за правильное разрешение конфликтной ситуации

3) педагогический конфликт разрешается в пользу развивающейся личности

4) присутствие других учеников при конфликте делает их свидетелями конфликта, а сам конфликт преобретает воспитывающий характер

5) разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, пораждает разную степень ответственности за ошибки

6) педагогический конфликт легче предупредить чем его разрешать

 

 

Типы пед конфликтов:

в зависимости от участников конфликта бывет:

внутриличностный конфликт

межличностный

групповой

меж групповой конфликты

 

в зависимости от предмета выделяют:

конфликт ценностей, интересов, средств достижения целей, конфликт потенциалов

в зависимости от последствий бывает

конструктивный

деструктивный (ведущий к разрушению личности и отноше)

 

в зависимости от длительности и напряженности конфликты бывают

бурные быстро текущие

острые длительные конфликты

слабовыраженные и вялотекущие конфликты

слобовыраженные и быстротекущие конфликты

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...