Межличностное общение в учебно-педагогическом процессе.
В отличие от социально-ролевого общения, целью межличностного общения является присвоение и самостоятельное порождение участниками в процессе взаимодействия целей или смыслов деятельности, выработка отношений. Такие знания отвечают на вопрос «зачем?». Анализ межличностного взаимодействия по Э. Берну. Э. Берн выделяет и описывает три состояния (уровня) личности, с позиций которых человек вступает в межличностное взаимодействие: Родитель, Взрослый, Ребенок. Так как педагог может не осознавая привлекать эти Эго - состояния при организации межличностного взаимодействия с учеником, остановимся на их подробном описании. Р – Родитель: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или других значимых людей. Контролирующий Р – включает поведение, которое отражает что должен и не должен делать ребенок, это контроль и критика («Иди на место!», «сядь ровно!», оценочные прилагательные: умный, глупый, хороший, плохой, честный, нечестный и т.д.). Воспитывающий (заботливый) Р – оберегающий, предостерегающий, жалеющий, успокаивающий и т.д. В – Взрослый: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на ситуацию «здесь и теперь». Рб – Ребенок: поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Адаптивный Рб – стремление делать так как это требовали родители и взрослые, даже если это не нравилось. Это действия, направленные на оправдание ожиданий родителей. Сюда же относится и бунт против правил, установленных родителями. Свободный Рб. – ведет себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения, спонтанное поведение в соответствии с собственными потребностями, эмоциями и т.д.
Родитель: Физические признаки Родителя. Родитель: хмурит брови, поджимает губы, поднимает вверх указательный палец, снисходительно кивает головой, изображает на лице ужас, топает ногой, “ломает” руки, ставит руки на бедра, скрещивает их на груди, цокает языком, вздыхает, похлопывает собеседника по плечу. Родительские слова. “Запомни раз и навсегда!”, “Никогда в жизни...”, “Заруби себе на носу!”, “Сколько можно тебе повторять!”, “Только попробуй...” (Слова “всегда” и “никогда” почти всегда принадлежат Родителю. Оценочные высказывания — и осуждение и похвала; соответствующих слов: “глупый”, “гадкий”, “противный”, “нелепый”, “отвратительный”, “ужасный”. “идиотский”, “ленивый”, “чушь”, “ерунда”, “бедняжка”, “несчастный”, “нет-нет, не надо!”, “сынок”, “дорогой” (в устах усердного торговца), “как ты только мог!”, “милок”, “ну-ну”, “ну вот еще!, “хватит-хватит”. Три слова: “надо”, “должен” и “нельзя” — принадлежат обычно Родителю.
Ребенок: Физические признаки Ребенка. Выражает себя главным образом не словами, а проявлением чувств. Ребенок: плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, вздрагивает от испуга, хнычет, строит глазки. пожимает плечами, потупляет взор, дразнит, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-то сказать, кусает ногти, шмыгает носом, смущается, хихикает. Детские слова. Обычно это детский лепет. Слова: “хочу”, “давай пойдем”, “не буду”, “мам, я пошел...”, “подумаешь, какой...”, “когда я вырасту и стану большим...”, “самый большой”, “выше всех”, “самый лучший”, “самый-самый”. Превосходные степени сравнения — это элементы Детской игры “Мое лучше, чем твое”. Наряду с заявлениями типа “Мам, мам, смотри, что я нашел!”, они призваны произвести впечатление на Родителя и облегчить ощущение неблагополучия.
Взрослый: Физические признаки Взрослого. Когда взрослый слушает, то лицо, глаза, тело находится в постоянном движении; моргание повторяется через каждые три-пять секунд. Взрослый смотрит на собеседника открытым взглядом. (Если человек склонил голову, значит, он “себе на уме”).
Взрослые слова. Основу словаря Взрослого составляют: “почему”, “что”, “где”, “когда”, “кто” и “как”. Сюда же относятся: “сколько”, “каким образом”, “по сравнению с...”, “справедливо”, “неверно”, “вероятно”, “возможность”, “неизвестно”, “действительно”, “я полагаю”, “правильно ли я понял, что...”, “на мой взгляд”. Эти слова означают, что взрослый принялся за обработку информации. При межличностном взаимодействии учителя и ученика каждый из них становиться в определенную позицию, с которой организует процесс взаимодействия. Единицей акта межличностного взаимодействия "ученик – учитель" является транзакция. Выделяют три разновидности транзакций. Дополнительные транзакции. При нормальном взаимоотношении одного человека к другому (стимул) влечет за собой вполне уместное, естественное реагирование (реакцию). Контакт развивается в приемлемых равных состояниях наиболее плодотворный транзакция с позиций Взрослый – Взрослый. Взаимодействие такого типа можно назвать горизонтальным (одноплоскостным). Другой тип дополнительной транзакции Взрослый – Ребенок (вертикальны). Пересекающиеся транзакции. Такое взаимодействие, когда один из партнеров обращается к другому с позиции Родитель – ребенок, А другой с позиции Взрослый – Взрослый. Такой тип транзакций особенно характерен между учителями и учениками—подростками. Подростков не устраивает позиция Ребенка в межличностном взаимодействии, и они организуют его с позиции Взрослый - Взрослый. А учителя по привычке обращаются к ним с позиции Родитель – Ребенок. Как сущность и способность взаимодействия такой тип взаимодействия является самым трудным в деле установления норм взаимоотношений, и именно такие транзакции самые бесплодные и неэффективные как для межличностного взаимодействия, так и для деловых. Слияния общения и дела, ради которого затеяно это общение, в данном случае не будет. Примеры дополнительных транзакций типичны при неглубоких, поверхностных отношениях. Они возникают в ритуалах, работе, в развлечениях и ни на что особенное не претендуют. Такие транзакции конфликтны по своей сущности, ближе к замкнутости, которая разделяет людей, отстраняет их друг от друга и препятствует взаимопониманию и эффективности действий.
Скрытые транзакции. Требуют одновременного участия двух состояний. Типичный пример скрытой транзакции, когда учитель обращается к ученикам: "Вы все молодцы, правильно решили примеры, но вот последний пример даже и не пытайтесь решить, так как он трудный, и вы наверняка с ним не справитесь". Со стороны учителя в организации сообщения участвуют два Эго-состояния: Взрослый - Взрослый (с позиции социальной роли) и Родитель - Ребенок (психологический уровень, в виде некоторой интриги). Со стороны ребенка может быть тоже самое. Рассматриваемый пример имеет положительный характер, поскольку в нем подразумевается искренние взаимодействия, уважительные отношения между участниками и педагогом. Но такие случаи нечасты, когда начинает довлеть не игровой уровень, а манипулятивный, причем очень часто с обеих взаимодействующих сторон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|