Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Франции 18 в. (Ватто, Буше, Шарден, Латур, Фрагонар).




Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство 18 в. было мирным, уютным.

В общем комплексе настроений эпохи Просвещения ощущалось гуманистическое начало.

Искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. Оно искало живые формы. 18 век явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм. Кроме барокко и классицизма в 18 веке появились новые стили: рококо, сентиментализм и предромантизм.

Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» - раковина причудливой формы. Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности.

Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля.Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.

В архитектуре стиль рококо сложился в первой половине 18 столетия. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри — таков основной образ архитектуры рококо.

Живопись рококо тесно связана с интерьерами и архитектурой, поэтому носит декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного лица, поэтому здесь нет:

- драматических сюжетов,- строгих канонов- ясной композиции,- сдержанной гаммы.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами.

В эпоху рококо одежда, причёски, внешность человека становятся произведениями искусства. Дамы, одетые по моде эпохи, сами выглядят, как фарфоровые куклы.

Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать.

Большие мастера никогда не «вписываются» в рамки одного направления. Выразителем идей рококо и одновременно мастером, сумевшим «увидеть жизнь» сквозь антураж светской галантности и театрального кокетства был Жан Антуан Ватто (1684—1721). Сцены праздной жизни, беспечные, лишенные какой-либо значительности образы — вот что стало предметом чуть ироничного наблюдения Ватто. В своих поэтичных полотнах («Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение», «Паломничество на остров Цитеру» и др.) мастеру удалось воплотить спектр самых разнообразных настроений и чувств, преодолеть условный облик «интерьерного человека», характерный для рококо. Антуана Ватто современники называли «поэтом беспечного досуга»

Одна из прославленных картин художника — «Паломничество на остров Киферу».

«Жиль» («Пьеро») «Паломничество на остров Киферу».

 

Искусством рококо в полной мере владел замечательный мастер Франсуа Буше (1703—1770). никто из художников Франции не воплотил в своих работах столь полно и многогранно главные черты этого стиля — гедонизм (удовольствие как цель жизни), легкую фривольность, вкус к изысканной роскоши и пренебрежение обыденным, разумным, устойчивым. Буше был удивительно трудолюбивым человеком. Он все стремился делать сам — от мебели до конструкций вееров, часов, карет. Его картины не столько самостоятельные произведения искусства, сколько панно, служащие частью украшения какого-либо интерьера. Одни называли его «художником граций», «королевским живописцем». Другие видели в нем художника-«лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Маркиза де Помпадур не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Она щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого живописца короля». Остроумно решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

 

«Госпожа де Помпадур»

1. 2. 3. 4. 5.

1.Художник в своей мастерской (автопортрет) 1720 2. Геркулес и Омфала 1731-40 3. Портрет Мари Бьюзо, жены художника 4. Похищение Европы 5. Леда и Лебедь

Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н;(1699—1779) — французский живописец, который сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству XVIII века. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен является повседневная домашняя жизнь парижских обывателей, переданная в спокойной, задушевной, реалистической манере. Большой интерес представляют пастельные портреты, исполненные Шарденом на склоне лет.

1.Девушка с воланом 2.Молодой рисовальщик 3. Прачка 4. «Натюрморт с атрибутами искусств» исполнен по заказу Екатерины II в 1766  
С кризисом эстетики рококо в живописъ Франции мощно вливаются идеи просветительского реализма. Великим среди равных в этом направлении можно назвать Жан-Батиста Симеона Шардена (1699— 1779). Гармония человека со своим окружением, будь то другие люди, мебель, посуда или еда — вот то, что вдохновило мастера на высокое искусство. Он утверждал право простого человека на чувство собственного достоинства, ценил стремление людей труда к трезвому размеренному порядку и уюту. Тем самым Шарден вступил в спор и с «веком галантным», и с «веком революционным», отрицая не только идеалы аристократического рококо, но и господствующие бунтарские настроения.

1. 2. 3. 4.

Идеалы рококо оказались близки художнику редкого дарования и темперамента Оноре Фрагонару (1732—1806). — французский живописец и гравёр. Свет и воздух— главные составляющие колорита его полотен. В откровенно эротических сценах мастеру удается передать страстность, душевную взволнованность, импульсивность переживаний («Счастливые возможности качелей», «Поцелуй украдкой»). Все это приближает художника к провозвестникам романтического направления в европейском искусстве XIX в.

Поцелуй украдкой. Эрмитаж , Девочка в постели, играющая с собачкой

Жорж де Латур, (La Tour, Georges de) (1593–1652), также Ла Тур, французский живописец, родился в Вик-сюр-Сей в Лотарингии и до самой своей смерти 30 января 1652 жил близ Люневиля. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряженность религиозного чувства. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621, назначении официальным художником Люневиля в 1644 и главным живописцем короля в 1646.. Картины Латура обычно представляют собой освещенные пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейских персонажей в обличье нищих и крестьян. Типичными для его творчества являются такие работы, как Новорожденный, Поклонение пастухов Мученичество св. Себастьяна, Скорбящая Магдалина.

«Поклонение пастухов». Шулер с бубновым тузом. Святой Иосиф-плотник Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...