Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента
Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет. В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев. В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.
В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики. Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений. Банковская деятельность требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности и получения максимально возможного результата при минимальных затратах.
Глава 2. Внутриорганизационные регламенты по совершению кредитных операций Оферта В этом разделе я представлю описание кредитного процесса при «офертной» схеме предоставления потребительских кредитов без обеспечения, выдаваемый при централизованной схеме оформления кредитных документов и выдаче кредитов. Оферта – предложение Клиента на заключение кредитного договора с указанием параметров кредита, на которых клиент желает получить кредит в Банке. Первичная оферта – форма кредитного процесса, в соответствии с которой в процессе рассмотрения заявки условия, на которых Клиент предложил заключить договор с Банком, остались неизменными, и после согласования заявки сразу осуществлена выдача кредита. Вторичная оферта – форма кредитного процесса, в соответствии с которой в процессе рассмотрения заявки условия, на которых Клиент предложил заключить договор с Банком, изменились, и клиенту необходимо повторно подписать Оферту в Банке до выдачи кредита. Вторичная оферта возможна в следующих случаях: 1. По программе «Рефинансирование», так как требуется предоставление дополнительных документов в Банк до выдачи кредита. 2. При изменении условий в процессе андеррайтинга (если с Клиентом проведена не качественная консультация и андеррайтером не подтверждаются указанные в заявке доходы/расходы), то есть по результатам проведенного андеррайтинга индивидуальный лимит Клиента стал меньше желаемой суммы кредита. 3. При выявлении отклонений от стандартной заявки на этапе консультирования клиента или в процессе рассмотрения заявки, если проведено не качественное консультирование и отклонения не выявлены своевременно. 4. При индивидуальном страховании, так как требуется заключение договора страхования после согласования сделки, что требует повторного обращения клиента в Банк. 5. В случаях, когда имеются отлагательные условия в заключении Андеррайтера при положительном решении (при консультировании). 6. В случае агентской сделки, так как предоставленные Клиентом копии документов должны быть сверены с оригиналами и заверены Кредитным менеджером на этапе выдачи кредита.
Уведомление о ПСК – документ, составленный для уведомления Клиента о полной стоимости кредита в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 13 мая 2008г. №2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита». Уведомление Клиента о полной стоимости кредита должно быть подписано Клиентом. Уведомление о зачислении денежных средств – документ, являющийся приложением к Предложению (оферте), содержащий окончательные параметры предоставленного Клиенту кредита. Заявление на присоединение к Договору коллективного страхования – заявление, в соответствии с которым Клиент подписывает договор страхования по программе «Банкострахование» и вносит плату за распространение на заемщика Банка действия Договора добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков потребительского кредита. Поручение на списание средств со счета – поручение, которое Клиент предоставляет Банку для списания с его счета суммы за распространение на заемщика Банка действия Договора добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков потребительского кредита. Повторное подписание Предложения (Оферты), без возникновения вторичной оферты – переподписание Предложения (Оферты) клиентом в случае необходимости корректировок данных клиента (на этапе до поступления заявки клиента в ДАКС и утверждения параметров Клиента).
Этапы кредитного процесса 1. Привлечение и консультирование Клиента: Определение потребностей Клиента: - желаемая сумма; - желаемый срок; - желаемый размер ежемесячного платежа; - перечень документов, который сможет предоставить Клиент. Проверка соответствия Клиента требованиям Банка (Положение о кредитовании и Отдельные Порядки кредитования). Идентификация Клиента (внешний вид, документы). Проверка в АБС IBSO-Retail наличие у Клиента: - зарплатного счета; - кредитных продуктов; - вкладов. Для определения категории «зарплатник», «вкладчик» используется доработка АБС IBSO-Retail – формирование отчета «Информация о счетах Клиента». По информации из этого отчета можно определить категорию Клиента (зарплатник, вкладчик) и уровень среднемесячного дохода по зарплатным счетам.
Информирование Клиента о подходящих программах кредитования, в том числе и условиях «банкострахования»: Коллективное страхование оформляется только в случаях, когда Клиенту на момент окончания кредитного договора будет не более 65 лет. В случаях превышения предельного возраста Клиент и при оформлении индивидуального страхования (при желании Клиента заключить договор страхования), в данном случае сделка становиться «вторичной». При консультировании Клиента необходимо учитывать этот момент и сообщить Клиенту о том, что ему необходимо будет подойти повторно в Банк, в случае согласования сделки, для оформления полиса страхования и подписания кредитных документов. Расчет предварительного лимита и ежемесячного платежа по всем подходящим программам (расчет лимита в Excel или CreditFlow, секция «Параметры кредита»). Определение с Клиентом подходящего продукта. Доведение до Клиента условий и параметров выбранного продукта: - ставка по кредиту; - необходимый пакет документов. 2. Обработка заявок ДКО: После получения уведомления в почту LN поиск Клиента в CreditFlow в роли «Финансовый консультант» для обработки заявки: После получения уведомления в почту LN для обработки заявки ДКО Кредитный/Клиентский менеджер заходит в CreditFlow под ролью «Финансовый консультант» и осуществляет поиск Клиента по фамилии, имени и дате рождения. 3. Регистрация обращения Клиента в программном комплексе CreditFlow и осуществление запроса в БКИ: Первичная регистрация в CreditFlow следующих данных(первая форма): - информация о продукте (тип продукта, сумма, ставка, акции, страхование); - данные Клиента (ФИО, паспортные данные, адрес); - контактная информация Клиента. Важно! В случаях расхождения указанной в CreditFlow информации с документами Клиента будет не верно сформирован сводный отчет и определена кредитная история. Так же в дальнейшем некорректно будет сформирована Предложение (Оферта), что приведет к повторному приходу Клиента в Банк. Получение от Клиента согласия на обработку персональных данных и на осуществление запроса в БКИ. Осуществление автоматического запроса в БКИ (переход на вторую форму заявки в CreditFlow). Анализ кредитной истории, которая определена системой. Анализ сформированной секции «Кредитная история» в CreditFlow (вторая форма). При наличии действующих обязательств у Клиента (со слов) и отсутствующих в данной секции, добавление этих обязательств в секцию:
-актуальность статуса по кредиту; - размер ежемесячного платежа. Анализ сформированного отчета «Информация об обращениях Клиента в Банк»: Отчет сформирован корректно (содержит ФИО Клиента, дату рождения и паспортные данные(серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения)). По Клиенту отсутствуют параллельные активные заявки в CreditFlow. В случае наличия таковых заявок, уточнение статуса по параллельной заявке. В случае наличия у Клиента ранних отказов соблюдены сроки повторного заведения заявки согласно Приложения №7 к Положению о кредитовании №12 743. Расчет лимита кредитования в CreditFlow с учетом действующих обязательств Клиента, иждивенцев (со слов / паспорт), среднемесячного дохода (со слов / с документа(при наличии)). 4. Прием пакета документов от Клиента: Проверка предоставленного Клиентом пакета документов. Проверка предоставленных документов на подлинность (согласно методике №22 192). Заверение предоставленных копий документов, если заявка не от Агента Банка. Поверка качества и полноты заполнения Заявления – Анкеты. Регистрация в CreditFlow следующих данных (вторая форма), согласно предоставленных Клиентом документов: - семейное положение (паспорт/Заявление-анкета); - количество членов семьи (Заявление-анкета); - количество иждивенцев (паспорт/ Заявление-анкета/справка о доходах/иной документ); - среднемесячный доход (Заявление-анкета/документ, подтверждающий доход). Проверка введенных ранее (на первой форме) в CreditFlow данных Клиента. Окончательный расчет лимита кредитования Клиента в CreditFlow на основании предоставленных документов. Рассчитывается в случаях, если были внесены изменения в поля, влияющие на лимит кредитования, после расчета лимита на этапе регистрации обращения Клиента. Проверка в АБС IBSO-Retail данных Клиента на актуальность (ФИО, паспортные данные, дата рождения). Корректировка данных Клиента при выявлении расхождений (АБС IBSO-Retail - паспорт). Данные в AБС IBSO-Retail должны быть актуализированы на данном этапе, чтобы на этапе Кредитного инспектора не проводить гармонизацию, тем самым не увеличивать время выдачи кредита. Открытие Клиенту в АБС IBSO-Retail текущего счета для кредита. Счет открывается новым клиентам банка, либо при повторной оферте, либо после принятия положительного решения Банком. Формирование в CreditFlow: - Предложения (оферты); - Уведомления о ПСК; - Коллективное страхование (при наличии). Консультирование Клиента о порядке заключения Оферты. Передача Клиенту печатной формы Предложения (оферты), Уведомления о ПСК, документов по коллективному страхованию (при наличии) для проверки указанных данных Клиента и реквизитов его документов. Подписание с Клиентом всех необходимых документов. Проверка корректного подписания документов Клиентом. Сканирование предоставленного Клиентом пакета документов и подписанных кредитных документов. Вложение отсканированных документов в CreditFlow и маршрутизация заявки на следующего участника процесса (Райтеру). Формирование первичного досье Клиента. За все выше изложенные операции ответственность несет Кредитный/Клиентский менеджер Точки продаж. 5. Оформление кредитной заявки в CrediFlow Райтером (полная регистрация данных): Проверка принятого пакета документов на комплектность, качество и соответствие требованиям в CreditFlow продукта кредитования. Предоставленный пакет документов: - отсканирован в соответствии с правилами сканирования; - читаем; - соответствует требованиям выбранного продукта кредитования в CreditFlow и выбранной категории Клиента в CreditFlow. Предоставленные документы по Оферте: - соответствуют утвержденным формам; - предоставлены в полном объеме; - подписаны со стороны Банка и Клиента. Проверка данных CreditFlow, Оферта и документы Клиента. Полная регистрация заявки в CreditFlow. Маршрутизация заявки на следующего участника процесса. За все выше перечисленные операции несет ответственность несет Райтер КЦ. 6. Оценка возможности кредитования потенциального заемщика и принятие решения по заявке: Проверка на наличие/отсутствие стоп-факторов и иной дополнительной информации. За эту операцию несет ответственность Сотрудник ССБ. Оценка возможности кредитования потенциального Заемщика и принятие решения. Осуществляется в соответствии с действующей методикой, Отдельными Порядками кредитования и прочими нормативными документами. Маршрутизация заявки на следующего участника процесса (положительное решение) или в Точку продаж (отказ). За выше перечисленные операции несет ответственность Сотрудник ДАКС. 7. Структурирование сделки и выдачи кредита: Проверка документов по оферте на: - соответствие утвержденным формам; - корректность подписания; - соответствие указанных параметров кредитования в Предложении (оферте) и заключении Андеррайтинга; - соответствие указанных данных Клиента в Предложении (оферте) и документах Клиента. При наличии страхования, проверка документов по страхованию (поручение на списание, заявление на присоединение) на: - соответствие утвержденным формам; - корректность подписания; - корректность расчета страховой суммы; - соответствие указанных данных Клиента в документах по страхованию и документах Клиента. Маршрутизация заявки на Кредитного/Клиентского менеджера в случае перевоза заявки во вторичную оферту. За выше перечисленные операции ответственность несет Кредитный инспектор КЦ. 8. Схема выдачи первичной оферты: Оформление выдачи кредита: Данные выгружены в АБС IBSO-Retail. Данные в поле «Дата договора» в АБС IBSO-Retail соответствует фактической дате подписания Клиентом Предложения. Поле «дата выдачи» соответствует фактической дате зачисления кредитных средств на счет Клиента. Контроль поступления кредитных средств на счет Клиента о выдаче кредита: Оригинал Уведомления направляется на адрес регистрации Клиента, сканкопию Уведомления Клиент может получить «на руки» (при нежелании/ невозможности Клиента получить Уведомление по адресу регистрации). За выше описанные операции ответственность несет Кредитный инспектор КЦ. 9. Схема выдачи вторичной оферты: Назначение даты и времени сделки (заявка находится в статусе «Подготовка договоров (вторичная оферта)» или «Подготовка договоров (вторичная оферта, возвращена от КИ)», действие «Подготовка договоров»). Дата и время сделки согласованы с Клиентом. Идентификация Клиента (внешний вид, документы): - проведена в соответствии с Правилами 16 186, №115-ФЗ. При необходимости открытие Клиенту в АБС IBSO-Retail текущего счета для кредита. Документы по открытию текущего счета на кредит формируется в юридическое дело в соответствии с разделом 16 Правил открытия и закрытия банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) в Открытом Акционерном Обществе «БАНК УРАЛСИБ» (версия 3.1), рег. № 16 201 и по итогам оперативного дня КМ передаются на хранение операционисту. Оформление индивидуального страхования (при наличии), прием документов по отлагательному условию/рефинансированию (при наличии), контроль оплаты комиссии за отклонение (при наличии). Сумма страховой премии по индивидуальному страхованию и комиссия за отклонение должна быть указана обязательно в CreditFlow. Это необходимо для корректного расчета ПСК. Формирование в CreditFlow: - Предложения (оферты); - Уведомления о ПСК; - коллективное страхование (при наличии). Проверка сформированных документов на корректность. Корректировка Предложения в случае акции «рефинансирование». Консультирование Клиента о порядке заключения Оферты. Передача Клиенту печатной формы Предложения (оферты), Уведомление о ПСК, документов по коллективному страхованию (при наличии) для проверки указанных данных Клиента и реквизитов его документов. Подписание с Клиентом всех необходимых документов. Проверка корректного подписания документов Клиентом. Сканирование подписанных кредитных документов. Вложение отсканированных документов в CreditFlow и маршрутизация заявки на Кредитного инспектора. Проверка документов по оферте на: - соответствие утвержденным формам; - корректность подписания; - соответствие указанных параметров кредитования в Предложении (оферте) и заключении Андеррайтера; - соответствие указанных данных Клиента в Предложении (оферте) и документах Клиента. При наличии страхования, проверка документов по страхованию (поручение на списание, заявление на присоединение) на: - соответствие утвержденным формам; - корректность подписания; - корректность расчета страховой суммы; - соответствие указанных данных Клиента в документах по страхованию и документах Клиента. Оформление выдачи кредита. Контроль поступления кредитных средств на счет Клиента и уведомление Клиента о выдаче кредита. Оригинал Уведомления направляется на адрес регистрации Клиента, сканкопию Уведомления Клиент может получить «на руки» (при нежелании/ невозможности Клиента получить Уведомление по адресу регистрации). Контроль списания комиссии за отклонение (при наличии). Контроль перечисление кредитных средств на погашение кредита (при наличии рефинансирования) в случаях, если перечисление делает бэк-офис. Закрытие заявки в CreditFlow. За выше написанные операции ответственность несет Кредитный инспектор КЦ. Контроль перечисление кредитных средств на погашение кредита (при наличии рефинансирования) в случаях, если перечисление делает операционист ТП. Оформление и сведение документов по кредиту Клиента, формирование Кредитного досье. Кредитное досье сформировано и передано по Акту проверки и приема – передачи Кредитному контролеру. Заключение об эффективности и значимости процесса управления кредитными операциями ОАО «Уралсиб» с позиции конкурентоспособности банка В этом разделе я хотела бы представить ОАО «Уралсиб» с позиции конкурентоспособности банка по отношению к другому Банку, а именно мы рассмотрим ОАО «Уралсиб» и ОАО «Бинбанк». Ниже будет показана сравнительная характеристика Банков на 1.05.2014 года.
Как видно по таблице, ликвидность Банка «Уралсиб» выше, чем ликвидность Банка «Бинбанк».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|