Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы проектов по их масштабам.




Микропроект — это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств.

Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточны просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

Мегапроекты. В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

Типы проектов по срокам реализации. Для каждого социального проекта приходится определять временные рамки его осуществления. Они будут различаться в зависимости от множества обстоятельств – и тех, которые связаны с намерениями инициаторов, и тех, которые возникают за пределами проекта, но предопределяют его ресурсную базу.

В мировой практике принято разделять проекты по срокам реализации на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя. Часто коммерческие проекты реализуются как краткосрочные, когда планируется производство какой-нибудь новинки. В этом случае заказчик идет на увеличение стоимости проекта, поскольку выигрыш в скорости становится залогом общего успеха проекта.

Среднесрочные проекты осуществляются за 3-5 лет. Практика среднесрочного проектирования мероприятий утвердилась в ООН и её специализированных учреждениях.

Долгосрочные проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая строится с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений (а значит и социальных изменений, к которым они ведут) так велика, что сегодня невозможно вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне.

 

10. Миссия проекта – это генеральная цель, которая раскрывает назначение, сферу проекта, т.е. отвечает на вопрос «Для чего нужен проект?».

Цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.

Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. А в самом деле — чего мы хотим достичь? Этот вопрос требует немалого размышления. При постановке цели мы внедряемся в область ценностей и ценностных отношений (потому правильно говорить в связи с проектом о целях-ценностях).

Цели нашей деятельности необходимо очистить от привнесенных обстоятельств. Нередко, например, идея проекта принадлежит не разработчику, а заказчику, цели становятся как бы двухэтажными. Кроме того, социальные цели могут быть скрыты прямыми целями проекта (научно-техническими, коммерческими, связанными с конкретными событиями и т.д.).

Основные из этих требований таковы:

Цель должна быть достижима в рамках данного проекта.

Цель должна формулироваться как безусловная. Иначе говоря, не следует ставить цель проекта в зависимость от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем.

Цель должна предусматривать итоговый результат Такой результат может быть представлен в достаточно обобщенной форме (детали конкретизируются при постановке задач) и выражать ценностную установку инициатора.

При разработке проектов, предполагающих получение прибыли, формулировка целей должна предусматривать возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.

«Дерево целей». Ц ели проекта могут быть представлены в виде «дерева целей», где из конечной цели (самоцели) логически выводятся ее составляющие первого, второго и т. д. порядков.

Задача — «цель, к которой стремятся, которой хотят достичь», — определяет «Словарь современного русского литературного языка». Кроме этого, задача означает «поручение, задание», «вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий»,

Задачи проектаконкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели проекта. Если цель имеет вид «дерева целей», то задачами заканчивается дробление цели.

Конкретность и обозримость результата реализации — отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

 

ТЕМА 2

Разработка проекта и предпроектная фаза

1. Предпосылки проекта.

2. Маркетинг в рамках проекта.

3. Инициация проекта.

4. Концепция проекта.

5. Схема разработки проекта. Предпроектные обоснования. Бизнес-план проекта.

6. Оценка жизнеспособности проекта.

7. Этапы проектирования.

 

1. Предпосылками проекта выступают потребности в той или иной продукции, услугах. Поэтому для понимания необходимости проекта нужно изучить:

- потенциальных потребителей,

- уровень конкуренции на рынке,

- характеристики конечного продукта проекта, услуги, идеи, технологии, строительного объекта и др.

Анализ рынка проектных замыслов начинается с изучения спроса потребителей на определенный товар или услугу. Потенциальный рынок состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного продукта или услуги, а также потребительской способности этих людей. Потенциальный рынок может включать не только отдельных индивидов, но также организации – фирмы, компании, государственные учреждения.

Целевой рынок проектов определяется на основе:

- Массового маркетинга, когда проект охватывает широкий круг потребителей,

- сегментации рынка, когда результаты проекта рассчитаны на удовлетворение потребностей одной группы потребителей,

- множественной сегментации – ориентации на несколько различных сегментов, каждый из которых характеризуется отличительными потребностями и имеет свой специально разработанный план маркетинга.

От исследования потребителей переходят к анализу конкурентов. Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная М. Портером. Она отражает направления сбора информации о конкурентах.

Портер предложил исследовать уровень конкуренции по таким аспектам:

· количество конкурентов

· уровень роста рынка

· критерии насыщения рынка

· барьеры входа в отрасль

· барьеры выхода из отрасли

· отличительные черты конкурентов

· уровень затрат конкурентов на рекламу

· амбиции первых лиц и акционеров конкурентов.

Знание реакции реальных и потенциальных конкурентов дает возможность предугадывать их поведение и выбирать наиболее выгодное для себя поле деятельности. Это особенно важно знать при принятии решений, затрагивающих наиболее чувствительные области соперников.

Анализ потребителей и конкуренции является основой для отбора проекта по рыночным критериям.

Результатом трех типов исследования является план маркетинга. Инициатор проекта может самостоятельно провести маркетинговый анализ и заполнить форму плана маркетинга.

 

2. Маркетинговая политика разрабатывается и реализуется параллельно с осуществлением проекта, начиная с идентификации и заканчивая этапом завершения проекта и его оценкой.

Каждой фазе, или стадии, проекта соответствуют определенные этапы маркетинговой политики.

Этапы маркетинга располагаются во времени в соответствии с целями и задачами, возложенными на службу маркетинга.

Необходимо определить основные этапы маркетинга проекта, соответствующие им цели и задачи, а также расположить эти этапы внутри всего жизненного цикла проекта.

Маркетинговая политика состоит из следующих основных этапов: разработка, реализация, заключительная оценка.

Маркетинговая политика развивается в следующей последовательности:

- постановка целей и задач проекта, решаемых системой маркетинга;

- разработка стратегии маркетинга;

- проведение маркетинговых исследований.

- выработка тактических механизмов реализации стратегии;

- реализация стратегии маркетинга через систему тактических мероприятий;

- стратегический и тактический контроль;

- заключительная оценка выбранной стратегии и качества ее реализации.

Каждому этапу маркетинговой политики проекта соответствует определенный набор целей и задач.

1 этап. К целям и задачам данного этапа следует отнести:

• определение места и роли маркетинга в общей системе проекта; формирование первоначальной организационной структуры, реализующей функции службы маркетинга, налаживание взаимодействия с другими подразделениями проекта; формирование структуры целей и задач для службы маркетинга на протяжении всего проекта;

2 этап. Задачей второго этапа является разработка стратегии маркетинга. Определяются общие установки и принципы работы службы маркетинга.

3 этап. Этап проведения маркетинговых исследований, обработки и анализа результатов исследования, в том числе: определяются потребители; формируется сводный отчет о ситуации вокруг проекта и т.д. Данный этап в основном соответствует фазе предынвестиционныхисследований. Однако следует отметить, что социологические и маркетинговые исследования периодически проводятся и на других фазах проекта, особенно на фазе эксплуатации, когда разрабатываются новые маркетинговые мероприятия, призванные привлечь дополнительных пользователей.

4 этап. Этап выработки тактических механизмов реализации стратегии маркетинга для придания проекту наибольшей привлекательности для клиентов, с одной стороны, и экономической выгодности для инициаторов проекта, разработки ценовой политики; разработки системы сервиса; разработки рекламной политики и мероприятий по формированию положительного мнения о проекте и т.д. Данный этап охватывает прединвестиционную фазу проекта и частично инвестиционную.

5 этап. Этап реализации маркетинговой стратегии соответствует фазам инвестирования и эксплуатации. На стадии эксплуатации в задачу маркетинга входит проведение мониторинга хода реализации выбранной стратегии, разработка и проведение дополнительных мероприятий по привлечению клиентов и обеспечению проекту положительного мнения со стороны общества. На данном этапе проводится контроль за эффективностью выбранной стратегии и ходом ее реализации.

На этапе реализации маркетинговой стратегии необходимо создать подразделение, которое координировало бы процесс реализации стратегии, контролировало ход ее выполнения, проводило корректировку задач, разрабатывало и осуществляло мероприятия по привлечению клиентов, а также отвечало за процесс формирования имиджа проекта.

6 этап. Этап заключительной оценки стратегии и качества ее реализации проводится после реализации проекта.

В разработке плана маркетинга главным является определение предназначения проекта или его миссии. Миссия проекта определяется:

- конечными результатами проекта;

- набором удовлетворяемых потребностей;

- совокупностью потребителей.

Определение миссии проекта начинается с учета потребностей, которые удовлетворяются через реализацию проекта. Необходимо ответить на вопрос: «Какую пользу и кому может принести проект?»

Миссия проекта может служить фактором привлечения инвесторов. После того как установлена миссия проекта, определяются его маркетинговые цели.

Постановка маркетинговых целей является важным этапом планирования маркетинга. Они касаются вида конечных результатов проекта и рынков их реализации. При этом формируются цели в области ценообразования, распределения, рекламы. Есть мнение, что оптимальным является маркетинговый план, содержащий не более 6—8 целей.

В план маркетинга обычно включаются следующие рыночные цели

1. Производство продукции или оказание услуг по проекту.

2. Предполагаемые цены на результаты проекта.

3. Способы доведения проекта до потребителя.

4. Распространение информации о проекте.

5. Потенциальные потребители.

6. Конкуренты.

План маркетинга может включать в свой состав следующие разделы:

- продуктовый план (что и в какое время будет выпускаться);

- план обновления и модернизации продукции;

- план сбыта (численность, оснащенность техникой, обучение сотрудников, стимулирование их работы);

- план рекламной работы и стимулирование продаж;

- план цен;

- план маркетинговых исследований;

- другие разделы.

Маркетинговые планы представляются менеджеру проекта в два этапа: вначале как стратегический план, позже как план реализации этих стратегий.

С планированием связана разработка бюджета маркетинга, в ротором представлены все статьи доходов и затрат на маркетинг.

 

3. Инициация проекта является началом его существования. Любой проект должен быть «придуман», осмыслен и инициирован Проект как замысел, идея возникает в результате работы над сложившейся ситуацией При индивидуальном подходе существует опасность одностороннего рассмотрения направления замысла. В групповой работе возникает широкий спектр вариантов идей или замыслов.

Инициатором проекта является автор(ы) или владелец (владельцы) главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложения по осуществлению. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но в конечном счете деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от заказчика, который в первую очередь заинтересован в его осуществлении и достижении результатов.

Руководитель компании является инициатором проектов по совершенствованию деятельности у себя на предприятии.

Инициация может касаться любых изменений и преобразований в любых сферах человеческой деятельности.

Причинами появления проектов могут быть:

- неудовлетворительный спрос,

- избыточный ресурс,

-инициатива предпринимателей,

- интересы инвесторов,

- условия конкуренции и др.

Как только появилась идея, ее необходимо подвергнуть экспертизе. Необходимо определить приемлемость проекта. Необходимо оценить выгоды от проекта за вычетом затрат, а также оценить все аспекты: технический, финансовый, коммерческий, экологический, организационный, социальный, экономический. На слайде представлены критерии приемлемости идеи проекта по конкретным критериям.

Почему идеи проекта отклоняются?

- период окупаемости проекта. Чем меньше период окупаемости, тем привлекательнее проект.

- Сумма дисконтированного денежного потока до и после финансирования проекта, если она больше 0, проект принимается.

- Внутренняя норма рентабельности проекта IRR показывает максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект

- соотношение выгоды- затраты, если отношение больше единицы, то проект выгоден.

 

4. До рассмотрения следующего важного вопроса рассмотрим проект как систему. Проект можно рассмотреть как процесс перехода от начального неудовлетворительного состояния «А» к конечному состоянию «Б», когда проблема будет решена. Для данного перехода нужно создать условия и управлять этим процессом.

Таким образом, реализация проекта представляет собой процесс перевода системы из существующего состояния в желаемое состояние по выбранной траектории. Этой траекторией и является концепция проекта. В то же время концепция проекта – это еще и документ, в котором описывается замысел проекта и указываются его основные характеристики.

Что нужно раскрывать в концепции? Самая простая структура концепции включает в себя:

¨ Актуальность, описание проблемы (необходимость проекта, масштабы проблемы и ее последствия)

¨ Цель и задачи проекта

¨ Обоснование жизнеспособности (почему проект будет реализуемым)

¨ Обеспечение проекта:

- правовое (какие нормативные документы обеспечивают реализуемость проекта)

- финансовое (сколько средств, из каких источников)

- организационное (кем будет реализовываться проект, какова структура организации)

¨ Ожидаемые результаты

¨ Примерный план действий по проекту (указание сроков и основных этапов).

По сути, концепция будет играть роль визитной карточки проекта для команды проекта, для дальнейшей работы над проектом, для возможных инвесторов в проект.

 

5. Переходим к вопросу о начале проекта. Начало проекта должно быть связано с исследованиями, экспериментами, поисками и разработками нового продукта, технологии, услуги. Именно такая основа для разработки продукта и вывода его на рынок отвечает современным задачам развития нашей страны. Экономика заинтересована в инновационных продуктах и услугах.

Начало проекта связано также с предпроектной стадией, когда нет еще как такового проекта, а есть большой объем подготовительной работы. Создаются документы, которые определяют взаимодействие инициатора с консалтинговыми фирмами, возможными инвесторами, обосновывают технико-экономические характеристики проекта, доказывают необходимость разработки и реализации проекта, содержат данные о сравнении с аналогичными продуктами, создании прототипа или опытного образца, о возможной апробации продукта.

Среди предпроектные документов можно выделить такой, который обосновывает целесообразность и эффективность проекта – это технико-экономическое обоснование проекта.

Этот документ необходим прежде всего инвестору для принятия решения о финансировании проекта. ТЭО разрабатывается для:

- подтверждения гарантии финансовой устойчивости и платежеспособности,

- осуществления согласований и экспертиз,

- использования в переговорах,

- учета требований законов.

В результате разработки ТЭО определяются технико-экономические и финансовые показатели проекта:

• Размер (масштаб, объем)

• Сроки проекта

• Место осуществления проекта

• Достаточность и доступность ресурсов

• Потребность в проекте

• Затраты на проект

• Технические и технологические особенности и т.д.

 

Следующим необходимым документом на предпроектной стадии является бизнес-план. Бизнес-план является комплексным итоговым документом, в котором проект оценивает по различным аспектам и содержит данные всех направлений его анализа. В нем указаны реальные действия по достижению эффективности проекта.

В бизнес-плане оцениваются возможности проекта, показываются ожидаемые доходы и расходы, анализируется его окупаемость.

Бизнес-план описывает сильные и слабые стороны проекта, дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях рыночной конкуренции, является основой для получения финансовой поддержки и средством привлечения капитала для его осуществления.

При составлении бизнес-плана необходимо знать прежде всего уровень потребности на результаты проекта, т.е. продукцию или услуги. Потребители (заказчики) хотят получить не просто товар, а совокупность определенных преимуществ. Поэтому для формирования бизнес-плана необходимо знание прежде всего положения на рынке проектов, т.е. нужна информация следующей направленности:

• рыночная (уровень потребности);

- финансовая (цены, доходы, расходы, поток реальных денег);

- производственная (сырье, материалы, оборудование, технология, помещение, трудовые ресурсы и т.д.).

Состав бизнес-плана зависят от масштаба и стоимости проекта. Примерная структура бизнес-плана включает такие разделы:

• Вводная часть

• Анализ положения дел в отрасли

• Содержание проекта

• Анализ рынка

• План маркетинга

• Производственный план

• Организационный план

• Финансовый план

 

Таким образом, предпроектная стадия имеет важное значение, когда принимается решение о жизнеспособности проекта, его перспективности. В случае приемлемости идеи начинается анализ проекта по всем направлениям, где устанавливается его коммерческая, финансовая, экономическая, техническая, социальная полезность и выгода. Техническая экспертиза является также необходимой, поскольку позволяет установить возможность осуществления проекта при существующих известных технологиях. Технико-экономическое обоснование проекта позволяет установить инвестиционную привлекательность проекта. Бизнес-план представляет собой документ, который содержит основные аспекты и решения возможных проблем проекта.

 

6. Об основных инструментах оценки жизнеспособности проекта — социальном прогнозировании и социальной диагностике, как и о применении экспертных методов, на которых обычно и базируются такие оценки, подробнее речь пойдет в следующей главе. Здесь же обозначим, что задача этой оценкипредусмотреть успех и не допустить провала проекта. Другими словами, установить степень риска.

Оценивая жизнеспособность проекта, мы должны выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать, а также ответить на такие вопросы, как:

— Имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организаций, неформальных групп людей?

— Кто и за что здесь отвечает?

— Какие у нас есть возможности для контакта с ними?

— Они будут мешать нашему проекту или помогать?

— Как их привлечь на свою сторону или нейтрализовать?

— Имеются ли конкурирующие проекты?

Последний вопрос нацелен на выяснение сведений не только о конкурентах, решающих те же задачи, что и мы. В социальной области такие конкуренты (во всяком случае, если речь идет не о мегапроектах) должны учитываться скорее в информационном, чем в состязательном плане, поскольку потребность в решении различных социальных проблем значительно выше, чем возмож­ности какого угодно числа социальных проектов. Есть другая кон куренция — конкуренция по использованию ресурсов.

Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого — установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

При планировании социального проекта мы предлагаем ориентироваться на правила ресурсов, времени, места, последствий.

Правило ресурсов. Ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать.

Правило времени. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.

Правило места. Если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.

Правило последствий. Поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертыванию до максимума позитивных последствий его осуществления.

Составление бюджета. Концептуально мы определились с основными вопросами финансирования, теперь предстоит произвести более точные расчеты.

Ориентиром в том, как вести эту работу, выступят рекомендации по составлению бизнес-планов. Основное внимание при составлении бюджета нужно сосредоточить на вопросах:

Сколько надо денег?

- На какие цели пойдут предоставленные деньги?

- Планируются ли доходы от произведенной продукции и услуг и какую часть расходов по проекту они могут покрыть?

- Как будут возвращены деньги (и выполнены другие финансовые условия), полученные в порядке инвестиций, кредита и т. д.?

Соединение всех наших записей, заметок, расчетов в единый текст представляет собой важный этап работы над проектом. Только закончив текстовое оформление проекта, мы вполне начинаем понимать и то, чего мы хотим, и то, что мы в состоянии сделать. Нередко оказывается, что первоначально мы неточно определяли свои возможности (преуменьшали или преувеличивали их).

Текст проекта придает ему самостоятельную жизнь, и эта особенность должна нами быть правильно и вовремя понята. Заметки и наброски — для нас, текст проекта — для внешнего пользователя, каковым может быть владелец финансовых средств, орган государственной власти, грантодатель или кто-то другой, кто проявляет или потенциально может проявить заинтересованность в нашем проекте. Форма представления проекта (его интерфейс) должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.

В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам.

Самый малый круг — презентация проекта. Презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, ее готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта; его цели и задачи; правовое, экономическое, организационное обоснование; потребность в средствах, модель и источники финансирования; участники проекта, их функции; место и время; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы; ожидаемые последствия осуществления проекта).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет — проект откладывают в сторону, если интерес проявлен —читают дальше.

Второй круг — изложение концепции проекта, а также паи более общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов

Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений — те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Тест занимает 25—30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту (тот же инвестор, например), знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта. Если его устраивает проект, то дальнейшее чтение по его распоряжению ведут специалисты, делающие экспертное заключение о целесообразности участия в проекте.

Третий круг, строящийся по той же структуре, что и два предыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту. Эта часть текста может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, схемы, рисунки, чертежи, диаграммы и т. д. Но это не мешает видеть проект в целом: краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.

К тексту могут прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.

Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.

8. В процессе проектирования выделяют следующие этапы:

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития;

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта – это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т.п.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов её удовлетворения (планирование, программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желательных и нежелательных);

5. После определения целей, опираясь на них, следует установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, её материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов:

а) частные задачи не должны быть растворены в общих;

б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

6. Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения и т.п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

а) анкетирование;

б) экстраполирование – построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

в) моделирование – это построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка точных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование. На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование – это один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте.

7) Конструкт – это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, – конструкт социальной системы.

8) Проект системы – на этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, имеющиеся в ней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...