Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие педагогические принципы




Общие и специфические принципы построения содержания курсов по психологии.

 

На основе выделенных функций психологического обра­зования, а также с учетом отечественного опыта преподава­ния психологии, сформулируем цели и задачи общего психоло­гического образования:

1) формирование у учащихся системы научных знаний о психологии как развивающейся области научного зна­ния и практической деятельности, о психике и ее про­явлениях, выступающее основой, средством: а) ста­новления психологической культуры обучающихся; б) развития познавательного опыта; в) расширения кру­гозора (в том числе и для профессиональной ориента­ции); г) развития когнитивных способностей, общеучебных умений и навыков;

2) удовлетворение потребностей обучающихся в самопоз­нании и творческом самовыражении;

3) развитие умений самоконтроля, саморегуляции, само­организации;

4) формирование представлений, способствующих станов­лению позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к себе, своему здоровью, другим людям, само­развитию, самореализации;

5) помощь в осознании собственной системы ценностей, поддержка процесса формирования индивидуального подхода к преодолению жизненных противоречий, вы­бора жизненной стратегии.

Названные цели и задачи психологического образования необходимо рассматривать как его системообразующее нача­ло, основу выдвижения тактических и оперативных задач, выбора содержания, методов, форм и средств обучения, т.е. основу построения содержания курсов по психологии.

 

Принципы психологического образования

Для того чтобы обеспечить достижение цели психологи­ческого образования, необходимо при проектировании и осу­ществлении этого процесса опираться на выявленные наукой закономерности — объективные, устойчиво повторяющиеся связи явлений в области обучения, воспитания, развития лично­сти. В системе таких закономерностей выделяются общие, присущие образованию в целом и частные (специфические), отражающие в нашем случае особенности психологического образования.

Принципы – руководящие положения, определяющие теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и уста­новки с которыми учителя должны подходить к организа­ции процесса обучения и к поиску возможностей его оптими­зации.

Принципом можно считать только положение, требование, основанное на научно доказанной закономерности и незави­сящее от конкретных условий и обстоятельств. Однако прин­ципы не выводятся из закономерностей напрямую, а созда­ются с учетом условий и факторов, определяющих конкрет­ные формы обучения и воспитания. Иными словами, принципы обусловлены не только закономерностями, но и состоянием образовательной сферы, и возникающими в об­ществе требованиями к образованию, и образовательной па­радигмой.

Итак, в качестве теоретической основы психологического образования, нормативных требований к проектированию и организации этого процесса будут выступать общие педаго­гические, дидактические и методические принципы.

Общие педагогические принципы

Общие принципы относятся к образованию в целом. Их также называют принципами педагогической деятельно­сти или педагогического процесса.

Главным и системообразующим среди общих педагогиче­ских принципов сегодня признается принцип гуманистиче­ской ориентации образования. Он предполагает особое ценно­стное отношение к человеку, его индивидуальности, субъек­тности, веру в его возможности и способности, уважение к личности ребенка, учет потребностей и интересов самого ра­стущего человека, опору на положительное в нем. Этот прин­цип уже учитывался нами при определении целей психологи­ческого образования и должен учитываться в конструирова­нии его содержательного и процессуального компонентов.

Из остальных принципов, относимых к общим, выделим следующие.

Принцип целостности (воспитывающего обучения) ориен­тирует образовательный процесс на единство обучения и вос­питания, на формирование знаний и умений, сознания и поведения в их единстве.

Современные тенденции общественного развития учитываются в принципе информатизации, который проявляется в насыщении образовательных систем информационной про­дукцией, средствами и технологиями. Информатизация об­разования предполагает: решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных услови­ях; педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования; разработку и внедрение новых информа­ционных технологий обучения, использование компьютера как средства обучения.

Принцип эстетизации детской жизни диктует необходи­мость формирования у воспитанников эстетического отноше­нии к действительности, развитие их эмоционально-чувствен­ной сферы.

Реализация принципов связи педагогического процесса с жиз­нью и производственной практикой общества и соединения обучения и воспитания с трудом предполагает соотнесение со­держания образования, форм и методов работы с преобразо­ваниями в общественной жизни страны, экономике и про­изводстве, включение детей в систему общественных отно­шений, в общественно полезную деятельность. В психоло­гическом образовании эти принципы воплощаются также в работе учащегося над самим собой, в использовании психо­логических знаний для оценки и планирования действии, поступков, жизненного пути.

Принцип обучения и воспитания в коллективе требует опти­мального сочетания коллективных, групповых и индивиду­альных форм работы с детьми, обеспечения взаимосвязи ин­дивидуальной и групповой работы. Разностороннее воспита­ние личности невозможно вне коллектива, который являет­ся для ребенка своеобразной моделью общества, основной базой накопления социального опыта. Для того чтобы кол­лектив не стал средством подавления индивидуальности ре­бенка необходимо организовать его деятельность таким об­разом' чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя на фоне коллектива. Это достигается путем вовлечения воспитанников в разнообразные виды деятельности и прида­ния коллективной деятельности преимущественно творче­ского характера.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности диктует не­обходимость изучения уровня актуального развития детей, их склонностей, способностей, интересов, личностных качеств и согласование с результатами этого изучения как целевого (что было сделано при рассмотрении задач психологического образования на разных ступенях обучения), так и содержа­тельного, и процессуального компонентов образования. Внутренний мир человека - предмет изучения в психологи­ческом образовании, поэтому данный принцип здесь играет особую роль. Если в других отраслях образования (физиче­ском биологическом, историческом и т.д.) этот принцип учитывается, в основном, в процессе обучения, его методах и средствах, то в нашем случае он важен и при проектирова­нии содержания психологического образования.

Дидактические принципы

Принципы обучения, или дидактические принципы, раз­работаны в педагогике наиболее полно и детально. В клас­сической дидактике сформирована система, состоящая из семи принципов: научности, систематичности и последовательно­сти, взаимосвязи теории и практики, сознательности и ак­тивности, доступности, прочности усвоения содержания об­разования.

Дидактические принципы в реальном процессе обучения функционируют как целостная система. Все принципы ори­ентируют процесс обучения на создание у учащихся концеп­туального видения мира, его целостного и реалистического образа, формирование умений в этом мире действовать. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга. Например, активность и сознательность, систематичность и последовательность ведут к доступности, а доступность, на­учность, взаимосвязь теории с практикой способствуют активности, сознательности и прочности усвоения знаний. Преувеличение роли одних принципов в обучении и недо­оценка других приводят к снижению его эффективности. Так, например, переоценка роли наглядности может задержать развитие абстрактного мышления ребенка; некорректная трактовка доступности как легкости — привести к снижению у учащихся активности и интереса к обучению.

Эту систему принципов следует учитывать как при органи­зации образовательного процесса, так и на этапах конструирования и осуществления психологического образования, причем и его содержательной, и процессуальной сторон (см. табл. 1.3).

Поскольку это общедидактические принципы, то их суть инвариантна относительно различных частных методик. Од­нако при определении путей реализации этих принципов, претворения их в правилах, содержании и методах предмет­ного образования можно обнаружить определенные акценты, зависящие от предметной отрасли (см. табл.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...