Общие педагогические принципы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Общие и специфические принципы построения содержания курсов по психологии.
На основе выделенных функций психологического образования, а также с учетом отечественного опыта преподавания психологии, сформулируем цели и задачи общего психологического образования: 1) формирование у учащихся системы научных знаний о психологии как развивающейся области научного знания и практической деятельности, о психике и ее проявлениях, выступающее основой, средством: а) становления психологической культуры обучающихся; б) развития познавательного опыта; в) расширения кругозора (в том числе и для профессиональной ориентации); г) развития когнитивных способностей, общеучебных умений и навыков; 2) удовлетворение потребностей обучающихся в самопознании и творческом самовыражении; 3) развитие умений самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации; 4) формирование представлений, способствующих становлению позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью, другим людям, саморазвитию, самореализации; 5) помощь в осознании собственной системы ценностей, поддержка процесса формирования индивидуального подхода к преодолению жизненных противоречий, выбора жизненной стратегии. Названные цели и задачи психологического образования необходимо рассматривать как его системообразующее начало, основу выдвижения тактических и оперативных задач, выбора содержания, методов, форм и средств обучения, т.е. основу построения содержания курсов по психологии.
Принципы психологического образования Для того чтобы обеспечить достижение цели психологического образования, необходимо при проектировании и осуществлении этого процесса опираться на выявленные наукой закономерности — объективные, устойчиво повторяющиеся связи явлений в области обучения, воспитания, развития личности. В системе таких закономерностей выделяются общие, присущие образованию в целом и частные (специфические), отражающие в нашем случае особенности психологического образования.
Принципы – руководящие положения, определяющие теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки с которыми учителя должны подходить к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Принципом можно считать только положение, требование, основанное на научно доказанной закономерности и независящее от конкретных условий и обстоятельств. Однако принципы не выводятся из закономерностей напрямую, а создаются с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы обучения и воспитания. Иными словами, принципы обусловлены не только закономерностями, но и состоянием образовательной сферы, и возникающими в обществе требованиями к образованию, и образовательной парадигмой. Итак, в качестве теоретической основы психологического образования, нормативных требований к проектированию и организации этого процесса будут выступать общие педагогические, дидактические и методические принципы. Общие педагогические принципы Общие принципы относятся к образованию в целом. Их также называют принципами педагогической деятельности или педагогического процесса. Главным и системообразующим среди общих педагогических принципов сегодня признается принцип гуманистической ориентации образования. Он предполагает особое ценностное отношение к человеку, его индивидуальности, субъектности, веру в его возможности и способности, уважение к личности ребенка, учет потребностей и интересов самого растущего человека, опору на положительное в нем. Этот принцип уже учитывался нами при определении целей психологического образования и должен учитываться в конструировании его содержательного и процессуального компонентов.
Из остальных принципов, относимых к общим, выделим следующие. Принцип целостности (воспитывающего обучения) ориентирует образовательный процесс на единство обучения и воспитания, на формирование знаний и умений, сознания и поведения в их единстве. Современные тенденции общественного развития учитываются в принципе информатизации, который проявляется в насыщении образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. Информатизация образования предполагает: решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях; педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования; разработку и внедрение новых информационных технологий обучения, использование компьютера как средства обучения. Принцип эстетизации детской жизни диктует необходимость формирования у воспитанников эстетического отношении к действительности, развитие их эмоционально-чувственной сферы. Реализация принципов связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой общества и соединения обучения и воспитания с трудом предполагает соотнесение содержания образования, форм и методов работы с преобразованиями в общественной жизни страны, экономике и производстве, включение детей в систему общественных отношений, в общественно полезную деятельность. В психологическом образовании эти принципы воплощаются также в работе учащегося над самим собой, в использовании психологических знаний для оценки и планирования действии, поступков, жизненного пути. Принцип обучения и воспитания в коллективе требует оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми, обеспечения взаимосвязи индивидуальной и групповой работы. Разностороннее воспитание личности невозможно вне коллектива, который является для ребенка своеобразной моделью общества, основной базой накопления социального опыта. Для того чтобы коллектив не стал средством подавления индивидуальности ребенка необходимо организовать его деятельность таким образом' чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя на фоне коллектива. Это достигается путем вовлечения воспитанников в разнообразные виды деятельности и придания коллективной деятельности преимущественно творческого характера.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности диктует необходимость изучения уровня актуального развития детей, их склонностей, способностей, интересов, личностных качеств и согласование с результатами этого изучения как целевого (что было сделано при рассмотрении задач психологического образования на разных ступенях обучения), так и содержательного, и процессуального компонентов образования. Внутренний мир человека - предмет изучения в психологическом образовании, поэтому данный принцип здесь играет особую роль. Если в других отраслях образования (физическом биологическом, историческом и т.д.) этот принцип учитывается, в основном, в процессе обучения, его методах и средствах, то в нашем случае он важен и при проектировании содержания психологического образования. Дидактические принципы Принципы обучения, или дидактические принципы, разработаны в педагогике наиболее полно и детально. В классической дидактике сформирована система, состоящая из семи принципов: научности, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории и практики, сознательности и активности, доступности, прочности усвоения содержания образования. Дидактические принципы в реальном процессе обучения функционируют как целостная система. Все принципы ориентируют процесс обучения на создание у учащихся концептуального видения мира, его целостного и реалистического образа, формирование умений в этом мире действовать. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга. Например, активность и сознательность, систематичность и последовательность ведут к доступности, а доступность, научность, взаимосвязь теории с практикой способствуют активности, сознательности и прочности усвоения знаний. Преувеличение роли одних принципов в обучении и недооценка других приводят к снижению его эффективности. Так, например, переоценка роли наглядности может задержать развитие абстрактного мышления ребенка; некорректная трактовка доступности как легкости — привести к снижению у учащихся активности и интереса к обучению.
Эту систему принципов следует учитывать как при организации образовательного процесса, так и на этапах конструирования и осуществления психологического образования, причем и его содержательной, и процессуальной сторон (см. табл. 1.3). Поскольку это общедидактические принципы, то их суть инвариантна относительно различных частных методик. Однако при определении путей реализации этих принципов, претворения их в правилах, содержании и методах предметного образования можно обнаружить определенные акценты, зависящие от предметной отрасли (см. табл.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|