Пути реализации дидактических принципов в психологическом образовании
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методические принципы
Методические принципы в нашем случае представляют собой частные руководящие положения, отражающие требования к организации именно психологического образования. Они базируются на закономерностях этого процесса и особенностях его современной реализации. Методика психологического образования — относительно новая научная отрасль. Многие ее проблемы еще ждут своих исследователей. В их числе и проблемы выявления методических закономерностей, выдвижения и обоснования методических принципов. Практика преподавания психологии выявила необходимость систематизации требований к осуществлению этого процесса, воплощающихся в его принципах. Как правило, здесь используются общие педагогические и дидактические принципы, интерпретируемые в контексте психологического образования. Приводятся также принципы работы практического психолога и принципы, выведенные и подтвержденные в процессе педагогической деятельности. Так, Г.Л. Бардиер приводит следующие принципы работы с детьми на уроках психологии в начальной школе. Основные принципы: учет возрастной мотивационной непоследовательности ребенка; учет неадекватного влияния школьных отметок; учет нестабильности и непрогнозируемости поведения детей. Дополнительные принципы: открытость группы; кумулятивная посещаемость уроков; работа с «живым» содержанием; раскрепощенность; конфиденциальность.
М.В. Попова из всех традиционных принципов обучения для преподавания психологии подросткам выделяет как исключительно важные принципы индивидуального подхода и учета возрастных особенностей в обучении. Также ею разработан и внедрен в практику обучения принцип мотивационной готовности аудитории. По мнению И.В. Дубровиной, принципами преподавания психологии в школе являются общедидактические принципы с учетом специфики предмета. Она называет 15 таких принципов: научности; внутрипредметных связей; межпредметной координации; связи теории с практикой; наглядности; развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения; самостоятельности и активности; доступности; активного субъект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничества); поощрения любознательности; толерантности; безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии; ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся; обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир; четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога. И хотя при отсутствии сформулированных и доказанных методических закономерностей, методические принципы могут быть приняты лишь в качестве гипотез, тем не менее многие из них заслуживают пристального внимания. Особо выделим принципы мотивационной готовности аудитории и невмешательства во внутренний мир ученика. Суть принципа мотивационной готовности аудитории заключается в том, что «учитель, выстраивая учебный процесс, урок за уроком, учитывает и непосредственно ориентируется на то, что наиболее значимым является для аудитории в данный момент». Этот принцип регулирует отбор содержания конкретного урока или цикла уроков не в процессе планирования, а в реальном процессе обучения. Так, по мнению автора принципа, серьезный конфликт между учащимися, произошедший перед уроком психологии, целесообразно превратить на уроке в учебную ситуацию, изменив соответственно тему урока. Это способствует, во-первых, коррекции наличного состояния учеников, во-вторых, приобретению учениками поведенческих умений, в-третьих, прочности усвоения знаний. Согласимся с тем, что повышенная мотивация к тем или иным психологическим вопросам должна максимально использоваться педагогом и с тем, что именно процесс обучения психологии имеет возможности учитывать и отвечать на значимые для детей вопросы. Однако здесь необходимо обратить внимание на согласованность данного принципа с принципом систематичности и последовательности, поскольку мы имеем дело не с ведением тренинговой группы, а с психологическим образованием учащихся.
Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир — один из важнейших этических принципов преподавания предмета «Психология». Очевидно, что педагог не может «проходить мимо», не касаться внутреннего мира ребенка, поскольку результаты педагогической деятельности и проявляются именно в его изменении. Однако это, скорее, косвенные, опосредованные общением и деятельностью, влияния. Прямое же вмешательство во внутренний мир, резкая критика индивидуальных особенностей ученика, а тем более, групповое обсуждение личных проблем ребенка без его инициативы противоречат этическим нормам педагогической деятельности. Это особенно актуально для психологического образования, которое в силу специфики целей и содержания, способствует познанию учеником собственного внутреннего мира, тем самым, приоткрывая его и педагогу. Воспользоваться этим знанием для грубого вмешательства или манипуляции — недостойные педагога действия. Поэтому данный принцип требует безоценочного принятия ребенка, уважения его личностной автономии, признания его субъектности, права на выбор и права на самостоятельное решение проблем (что не означает отказа от помощи ребенку в личностном становлении и от руководства процессом обучения). Вачков И.В. выделяет следующие специфические для школы принципы: - Принцип развития (подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого процесса развития самосознания и психолога, и учеников).
- Принцип субъектности (лишь в случае развития субъектности учащийся оказывается способным стать создателем собственного уникального экологического мира, творцом собственной жизни, и в этом случае мы видим продукт его субъектности, реализованный через творческую деятельность; любое изменение в окружении приводит к тем или иным изменениям в человеке, но, с другой стороны, любое изменение в человеке приводит к изменениям во внешнем окружении). - Принцип психологизации (использование научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции) - Принцип событийности (при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире). - Принцип метафоризации. Более точное его название – принцип метафоризации психологических представлений (сознательное применение метафоры для достижения единства материала психологии с психологическим материалом конкретной личности). - Принцип психологической безопасности. (проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы "боль самопознания" не оказалась для них разрушительной, травмирующей, все, что; он делает, должно обязательно соответствовать известной заповеди "не навреди". Полностью отрицательных переживаний избежать, по-видимому, не удастся - процесс самораскрытия неизбежно заставляет столкнуться не только с привлекательными чертами, но и с негативными, - но эти переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие).
Принципы обучения взрослых: - Принцип активности. Взрослый обучающийся выступает активным субъектом процесса образования, ему принадлежит ведущая роль в организации собственной учебной деятельности. - Принцип равного партнерства. Преподаватель и взрослый обучающийся строят взаимодействие по определению программы, содержания и методов обучения в качестве равноправных партнеров и несут равную ответственность за результаты. - Принцип практической направленности. Обучение взрослых в конечном итоге должно формировать их как компетентных специалистов, способных к решению практических вопросов, возникающих в их профессиональной деятельности. - Принцип нацеленности обучения на решение конкретных проблем. Обучение не просто должно иметь проблемный характер, но и совмещать реализацию путей решения как научных, так и практических проблем с получением конкретных результатов. - Принцип интегративности знаний. В процессе обучения могут и должны привлекаться не только рациональные научные знания, но и источники из области философии, художественной литературы, публицистики, истории и т.д.
Литература: - Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М.: «Ось-89», 2008. – с. 74 – 81, 148 – 151. - Лызь Н.А. Методика преподавания психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – с. 75 – 85. - Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000. – с. 148 – 149. - Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2006. – с. 81 – 84.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|