Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути реализации дидактических принципов в психологическом образовании




Принципы обучения Реализация принципов на уровне  
общей организации обучения конструирования и осуществления  
содержания психологического образования процесса психологического образования  
Научности Построение процесса обуче­ния на основе научных дос­тижений педагогики; науч­но обоснованная разработ­ка планов и программ Приведение содержания образо­вания в соответствие с современ­ным уровнем психологической науки; использование мировоз­зренческих аспектов психологи­ческих знаний; введение в содер­жание методов научного познания Доведение житейских психологи­ческих знаний до научных понятий; использование методов науки в ка­честве методов обучения, включе­ние учеников в исследовательскую деятельность; использование науч­ных способов организации труда  
Систематичности и последователь­ности Соблюдение последователь­ности этапов, форм обуче­ния, учебных дисциплин; обеспечение преемственно­сти педагогических задач Планирование, логическое пост­роение учебного материала в це­лом по предмету и по каждому уроку; структурирование и систе­матизация учебного материала; установление межпредметных и внутрипредметных связей Учет этапности процесса познания, использование методов и средств обучения, способствующих систе­матизации знаний; продвижение от одной педагогической задачи к другой на основании диагностики результативности обучения  
Связи теории с практикой Использование помимо уро­ка дополнительных форм обучения, соединение обу­чения с трудом Согласование содержания обуче­ния с субъективным опытом де­тей, их потребностями и интересами; демонстрация взаимосвязи в системе «психологическая наука — практика»; приведение к осознанию значимости психологических знаний в жизнедеятельности людей Обучение использованию получен­ных знаний на практике, развитие практических психологических умений и навыков; создание условий для применения психологических знаний в реальном социальном контексте  
Сознательности и активности Предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, факультатива, объема учебного курса, формы учебной работы Проблемное построение содержания; согласование содержания обучения с возрастными особенностями, потребностями, реальными интересами и субъективным опытом детей Включение детей в процесс поста­новки целей, рефлексии процесса и результатов обучения; использование творческих заданий; опора на естественные познавательные потребности; обеспечение мотивационно-когнитивной готовности восприятия и понимания материала; развитие интеллектуальной активности, инициативы, самостоятельности
Наглядности Использование форм обучения, способствующих сближению обучения и живого познания реального мира Обеспечение связи между абстрактным и конкретным; представление элементов содержания обучения в символической, графической и изобразительной форме; использование метафор и образов; обращение к субъективному опыту ребенка Применение методов иллюстрации, демонстраций, лабораторно-практических работ, наглядных пособий; использование ярких примеров и жизненных фактов; вовлечение учеников в процесс создания наглядных пособий
Доступности Обеспечение соответствия содержания, методов и орга­низационных форм услови­ям учебного процесса, воз­растным и индивидуальным особенностям детей Отбор доступного учебного мате­риала, но обладающего достаточ­ным уровнем трудности; выделе­ние учебных задач различных уровней трудности; следование от известного к неизвестному, от простого (близкого к познаватель­ному и жизненному опыту) к слож­ному Обеспечение соответствия трудно­сти единиц содержания степени подготовленности и познаватель­ным особенностям учащихся, а так­же времени, отводимому на изуче­ние материала; индивидуализация обучения в целях создания усло­вий для преодоления трудностей и понимания материала каждым уче­ником
Прочности усвое­ния содержания образования Организация обучения, вы­зывающая позитивное отно­шение учащихся к процессу обучения, школе, учителю, учебному предмету Введение обобщающих тем, меж­предметных и внутрипредметных связей; структурирование и про­блемное построение материала; систематическое распределение материала повторения Обеспечение единства рациональ­ного и эмоционального познания; ориентация на использование про­дуктивных и творческих учебных задач, самостоятельный анализ ма­териала и применение знаний; си­стематический контроль; обучение самоконтролю

Методические принципы

Методические принципы в нашем случае представляют со­бой частные руководящие положения, отражающие требова­ния к организации именно психологического образования. Они базируются на закономерностях этого процесса и особенно­стях его современной реализации.

Методика психологического образования — относительно новая научная отрасль. Многие ее проблемы еще ждут своих исследователей. В их числе и проблемы выявления методических закономерностей, вы­движения и обоснования методических принципов.

Практика преподавания психологии выявила необходи­мость систематизации требований к осуществлению этого про­цесса, воплощающихся в его принципах. Как правило, здесь используются общие педагогические и дидактические прин­ципы, интерпретируемые в контексте психологического об­разования. Приводятся также принципы работы практиче­ского психолога и принципы, выведенные и подтвержден­ные в процессе педагогической деятельности.

Так, Г.Л. Бардиер приводит следующие принципы ра­боты с детьми на уроках психологии в начальной школе. Основные принципы: учет возрастной мотивационной непоследовательности ребенка; учет неадекватного влияния школьных отметок; учет нестабильности и непрог­нозируемости поведения детей. Дополнительные принципы: открытость группы; кумулятивная посещаемость уроков; ра­бота с «живым» содержанием; раскрепощенность; конфиден­циальность.

М.В. Попова из всех традиционных принципов обучения для преподавания психологии подросткам выделяет как ис­ключительно важные принципы индивидуального подхода и учета возрастных особенностей в обучении. Также ею разработан и внедрен в практику обучения принцип мотивационной готовности аудитории.

По мнению И.В. Дубровиной, принципами преподава­ния психологии в школе являются общедидактические прин­ципы с учетом специфики предмета. Она назы­вает 15 таких принципов: научности; внутрипредметных свя­зей; межпредметной координации; связи теории с практикой; наглядности; развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта позна­ния, предметной деятельности и общения; самостоятельно­сти и активности; доступности; активного субъект-субъект­ного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничества); поощрения любознательности; толерантности; безоговороч­ной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии; ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся; обеспечения права учащегося на невме­шательство в его внутренний мир; четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школь­ного психолога.

И хотя при отсутствии сформулированных и доказанных методических закономерностей, методические принципы могут быть приняты лишь в качестве гипотез, тем не менее многие из них заслуживают пристального внимания. Особо выделим принципы мотивационной готовности аудитории и невмешательства во внутренний мир ученика.

Суть принципа мотивационной готовности аудитории за­ключается в том, что «учитель, выстраивая учебный процесс, урок за уроком, учитывает и непосредственно ориентируется на то, что наиболее значимым является для аудитории в дан­ный момент». Этот принцип регулирует отбор содержания конкретного урока или цикла уроков не в про­цессе планирования, а в реальном процессе обучения. Так, по мнению автора принципа, серьезный конфликт между учащимися, произошедший перед уроком психологии, це­лесообразно превратить на уроке в учебную ситуацию, изме­нив соответственно тему урока. Это способствует, во-пер­вых, коррекции наличного состояния учеников, во-вторых, приобретению учениками поведенческих умений, в-третьих, прочности усвоения знаний. Согласимся с тем, что повы­шенная мотивация к тем или иным психологическим вопросам должна максимально использоваться педагогом и с тем, что именно процесс обучения психологии имеет возможнос­ти учитывать и отвечать на значимые для детей вопросы. Однако здесь необходимо обратить внимание на согласован­ность данного принципа с принципом систематичности и последовательности, поскольку мы имеем дело не с ведением тренинговой группы, а с психологическим образованием уча­щихся.

Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир — один из важнейших этических прин­ципов преподавания предмета «Психология». Очевид­но, что педагог не может «проходить мимо», не касаться внут­реннего мира ребенка, поскольку результаты педагогической деятельности и проявляются именно в его изменении. Одна­ко это, скорее, косвенные, опосредованные общением и де­ятельностью, влияния. Прямое же вмешательство во внут­ренний мир, резкая критика индивидуальных особенностей ученика, а тем более, групповое обсуждение личных проблем ребенка без его инициативы противоречат этическим нор­мам педагогической деятельности. Это особенно актуально для психологического образования, которое в силу специфики целей и содержания, способствует познанию учеником соб­ственного внутреннего мира, тем самым, приоткрывая его и педагогу. Воспользоваться этим знанием для грубого вмеша­тельства или манипуляции — недостойные педагога действия. Поэтому данный принцип требует безоценочного принятия ребенка, уважения его личностной автономии, признания его субъектности, права на выбор и права на самостоятель­ное решение проблем (что не означает отказа от помощи ре­бенку в личностном становлении и от руководства процессом обучения).

Вачков И.В. выделяет следующие специфические для школы принципы:

- Принцип развития (подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого процесса развития самосознания и пси­холога, и учеников).

- Принцип субъектности (лишь в случае развития субъектности учащийся оказыва­ется способным стать создателем собственного уникального экологического мира, творцом собственной жизни, и в этом случае мы видим продукт его субъектности, реализованный че­рез творческую деятельность; любое изменение в окружении приводит к тем или иным изме­нениям в человеке, но, с другой стороны, любое изменение в человеке приводит к изменениям во внешнем окружении).

- Принцип психологизации (использование на­учных психологических знаний, преподнесенных через сис­тему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции)

- Принцип событийности (при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружаю­щем мире).

- Принцип метафоризации. Более точное его название – принцип метафоризации психологических представлений (сознательное применение метафоры для достижения единства материала психологии с психологическим материалом конкретной лич­ности).

- Принцип психологической безопасности. (проводя рабо­ту по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, пси­холог должен позаботиться о том, чтобы "боль самопознания" не оказалась для них разрушительной, травмирующей, все, что; он делает, должно обязательно соответствовать известной за­поведи "не навреди". Полностью отрицательных переживаний избежать, по-видимому, не удастся - процесс самораскрытия неизбежно заставляет столкнуться не только с привлекатель­ными чертами, но и с негативными, - но эти переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими само­развитие).

 

Принципы обучения взрослых:

- Принцип активности. Взрослый обучающийся выступает ак­тивным субъектом процесса образования, ему принадлежит ведущая роль в организации собственной учебной деятельности.

- Принцип равного партнерства. Преподаватель и взрослый обучающийся строят взаимодействие по определению програм­мы, содержания и методов обучения в качестве равноправных партнеров и несут равную ответственность за результаты.

- Принцип практической направленности. Обучение взрос­лых в конечном итоге должно формировать их как компетент­ных специалистов, способных к решению практических воп­росов, возникающих в их профессиональной деятельности.

- Принцип нацеленности обучения на решение конкретных проблем. Обучение не просто должно иметь проблемный ха­рактер, но и совмещать реализацию путей решения как науч­ных, так и практических проблем с получением конкретных результатов.

- Принцип интегративности знаний. В процессе обучения могут и должны привлекаться не только рациональные науч­ные знания, но и источники из области философии, художест­венной литературы, публицистики, истории и т.д.

 

Литература:

- Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М.: «Ось-89», 2008. – с. 74 – 81, 148 – 151.

- Лызь Н.А. Методика преподавания психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – с. 75 – 85.

- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000. – с. 148 – 149.

- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2006. – с. 81 – 84.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...