Сущность и содержание административно-правового статуса государственных служащих
В соответствии с российским законодательством о государственной службе государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Государственная должность при этом определяется как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Таким образом, претендовать на замещение должностей государственного служащего могут только граждане Российской Федерации. В этой связи ключевыми составляющими юридической характеристики правового статуса государственного служащего в нашей стране являются конституционно-правовая характеристика статуса российского гражданина в целом, характеристика статуса работника в соответствии с трудовым законодательством и характеристика основанного на законодательстве о государственной службе государственно-служебного статуса гражданина. Государственный аппарат в большинстве своем образуют граждане, прошедшие специальный отбор и специальную подготовку, имеющие специализацию в своей деятельности. Учитывая сложность и оперативность проблем, которые государственные служащие решают в своей повседневной деятельности, их разрешение так называемыми рядовыми гражданами является невозможным[1]. Правовой статус государственного служащего представляет собой совокупность закрепленных нормами права обязанностей, ограничений и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности. При этом правовой статус государственного служащего отражает особенности отношений, во-первых, между государственным служащим и государственным органом (внутриорганизационные отношения) и, во-вторых, между государственным служащим и другими субъектами в связи с осуществлением им своих должностных полномочий (внешние государственно-служебные отношения)[2].
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде определяется как урегулированная нормами административного права совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с гражданской службой[3]. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (п. 4 ст. 10) содержит норму следующего содержания: «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается специальным федеральным законом о виде государственной службы». Закон о гражданской службе устанавливает следующие составляющие правового статуса гражданского служащего: права, основные обязанности, ограничения и запреты, требования к служебному поведению, порядок урегулирования конфликта интересов, обязанность предоставлять сведения о доходах (расходах), имуществе и обязательствах имущественного характера. Заслуживает внимания определение государственного служащего, основанное на характеристике его правового положения и основных признаков, присущих рассматриваемой категории субъектов административного права, сформулированное Ю. Н. Стариловым. Оно состоит в том, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном законодательством порядке включенную в штат должность в структуре исполнительной, законодательной и судебной власти, имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность России), осуществляющий от имени государства, предоставленные ему функции и полномочия, получающий соответствующее денежное содержание и имеющий гарантированный государством социальноправовой статус.
Административно-правовой статус государственного служащего характеризует главные черты самой сущности (содержание) государственно-служебных правоотношений1. В рамках государственной службы иных видов, применительно к службе в органах внутренних дел (полиции) Законом о полиции, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе в ОВД) предусмотрены следующие основные структурные элементы понятия «правовой статус (правовое положение) сотрудников органов внутренних дел (полиции)»: права сотрудников и их основные обязанности; требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; ограничения и запреты, связанные со службой; ответственность сотрудников ОВД; гарантии их правовой и социаль- [4] [5] ной защиты; наличие форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия сотрудников ОВД (ст. 11—16 Закона о службе в ОВД)[6]. Сотрудником органов внутренних дел (полиции) РФ является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в ОВД в должности рядового или начальствующего состава, которому в установленном законом порядке присвоено соответствующее специальное звание. При этом его правовой статус можно определить, как совокупность нормативно закрепленных прав, обязанностей, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, ограничений и запретов, мер ответственности, гарантий правовой и социальной защиты и необходимых атрибутов в виде форменной одежды, знаков различия (специальных званий) и ведомственных знаков отличия.
Итак, анализ сложившихся в теории взглядов на структуру статуса субъекта права, обобщение точек зрения специалистов, разрабатывающих проблемы служебного права, отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной гражданской службы, военной службы, а также государственной службы иных видов позволяет сделать вывод о том, что к основным элементам правового статуса государственных служащих относятся:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|