Аттестация: правовые основания и порядок проведения
Аттестация: правовые основания и порядок проведения Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта - с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником. В статье рассмотрим вопросы как экономического характера - цели и принципы проведения аттестации, так и юридического - нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации. Понятие, цели и принципы аттестации В основном правовом акте, регулирующем труд работников, - ТК РФ отсутствует определение термина " аттестация". Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27. 07. 2004 N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18. 07. 2009) (далее - Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация - это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего - замещаемой должности гражданской службы (далее - соответствие занимаемой должности). Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:
- установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате); - понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии). Таким образом, аттестация - это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже. Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие: 1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться - издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы. 2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации. 3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели. Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих
Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01. 02. 2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения). Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3. 3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11. 08. 2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13. 04. 2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов. Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.
По результатам аттестации могут быть решены вопросы: - формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ; - повышения профессионального уровня гражданских служащих; - определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; - изменения условий оплаты труда гражданских служащих. Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие: - проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; - достигшие возраста 60 лет; - беременные женщины; - находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ); - замещающие должности гражданской службы категорий " руководители" и " помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт; - в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее - представитель нанимателя) в установленном порядке решения: - о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе; - об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|