Тема 3. Социальные функции музеев и библиотек
Литература
Адо А. В. Крестьянское движение во Франции во время Великой буржуазной революции конца XVIII века. М., 1971. Актуальные проблемы изучения истории Французской революции: Материалы круглого стола. 1988 год. М., 1989. Батыр К. И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 годов. М., 1984. Блан Л. История Французской революции. Т. 1-12. СПб., 1907-09. Жорес Ж. Социальная история французской революции. Т. 1-6. М., 1976-83. Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991. Манфред А. З. Великая Французская революция. М., 1983. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989. Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995. Олар А. Политическая история Французской революции: Происхождение демократии и республики. 1789-1804 годы. М., 1938. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой Французской революции 1789-99 годов. Л., 1989. Рюде Д. Народные низы в истории: 1730-1848 годы. М., 1984. Собуль А. Первая республика: 1792-1804 годы. М., 1974. Туган-Барановский Д. М. У истоков бонапартизма: Происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986. Французская буржуазная революция 1789-1794 годов / Под ред. В. П. Волгина, Е. В. Тарле. М.; Л., 1941. Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998.
Итоговое занятие: Революция как социальный феномен (общее и особенное в революциях XVII-XVIII веков).
1. Причины и предпосылки революции. 2. Характер, движущие силы, этапы революции. 3. Глубина преобразований. Значение революции. Введение
Курс «Музеи и библиотеки» предназначен для студентов исторического факультета специальности «Историко-архивоведение» и предполагает систематическое ознакомление студентов с опытом создания и деятельности музеев и библиотек, категориальным аппаратом в данной области знания.
Задачами курса являются: изучение теоретических основ деятельности музеев и библиотек, рассмотрение места и роли музеев и библиотек в системе культуры, в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия; изложение методов получения информации, заложенной в музейных и библиотечных фондах. Курс дает знания о роли и значении музеев и библиотек в системе сохранения культурного наследия и трансляции исторического опыта; основных типов и видов музеев и библиотек; социальных функций музеев и библиотек; типов и видов музейных предметов и коллекций; классификацию произведений печати; основных направлений деятельности библиотек; особенностей научно-справочного аппарата современных библиотек; современных поисковых систем в библиотеках; научно-справочного аппарата музея; специфических особенностей экспозиции как коммуникационной системы, ее типов и видов; методов построения выставок в музеях и библиотеках; форм и особенностей научно-просветительской работы музеев и библиотек; современных информационных технологий в музейном и библиотечном деле; роль и место музеев и библиотек в сохранении культурных традиций в XXI в.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры Социальные институты сохранения культурного наследия: музеи, библиотеки, архивы. Понятие о музее как о социальном институте. Определение музея. Концепции происхождения музеев. Понятие о библиотеке как о социальном институте. Определение библиотеки. Музеи и библиотеки и социальная память. Информационный потенциал памятников культуры. Музеи и библиотеки в контексте культуры, искусства, науки и просвещения. Музеи и библиотеки и информационные технологии. Музей и окружающая среда. Музей и культурная экология.
Музееведение и библиотековедение как научные дисциплины, их место в системе наук. Знание основ музейного и библиотечного дела — как условие научного труда. Тема 2. Классификация музеев и библиотек. Научные (специальные), учебные, публичные (массовые) музеи и библиотеки: их особенности. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские и учебные. Государственные, общественные, частные, корпоративные, ведомственные музеи и библиотеки. Музеи и библиотеки высших учебных заведений. Академические музеи и библиотеки. Профили музеев: исторические, краеведческие, естественно-научные, художественные, мемориальные, краеведческие, комплексного профиля: их отличительные черты и общие принципы функционирования. Универсальные, многоотраслевые и отраслевые музеи и библиотеки. Центральные, краевые, областные, районные, городские музеи и библиотеки. Понятие музейной сети. Тема 3. Социальные функции музеев и библиотек Функция документирования процессов в природе и обществе. Функция хранения культурного наследия. Научно-исследовательская функция. Образовательно-воспитательная функция. Динамика социальных функций музеев и библиотек. Специфика музея как научно-исследовательского учреждения. Роль и место памятников культуры в системе научных исследований музеев. Специфика библиотеки как хранилища печатных изданий и информационной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|