Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Социальные функции музеев и библиотек




Литература

 

Адо А. В. Крестьянское движение во Франции во время Великой буржуазной революции конца XVIII века. М., 1971.

Актуальные проблемы изучения истории Французской революции: Материалы круглого стола. 1988 год. М., 1989.

Батыр К. И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 годов. М., 1984.

Блан Л. История Французской революции. Т. 1-12. СПб., 1907-09.

Жорес Ж. Социальная история французской революции. Т. 1-6. М., 1976-83.

Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991.

Манфред А. З. Великая Французская революция. М., 1983.

Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989.

Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

Олар А. Политическая история Французской революции: Происхождение демократии и республики. 1789-1804 годы. М., 1938.

Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой Французской революции 1789-99 годов. Л., 1989.

Рюде Д. Народные низы в истории: 1730-1848 годы. М., 1984.

Собуль А. Первая республика: 1792-1804 годы. М., 1974.

Туган-Барановский Д. М. У истоков бонапартизма: Происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986.

Французская буржуазная революция 1789-1794 годов / Под ред.       В. П. Волгина, Е. В. Тарле. М.; Л., 1941.

Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб., 1998.

 

Итоговое занятие: Революция как социальный феномен (общее и особенное в революциях XVII-XVIII веков).

 

1. Причины и предпосылки революции.

2. Характер, движущие силы, этапы революции.

3. Глубина преобразований. Значение революции.


Введение

 

Курс «Музеи и библиотеки» предназначен для студентов исторического факультета специальности «Историко-архивоведение» и предполагает систематическое ознакомление студентов с опытом создания и деятельности музеев и библиотек, категориальным аппаратом в данной области знания.

Задачами курса являются: изучение теоретических основ деятельности музеев и библиотек, рассмотрение места и роли музеев и библиотек в системе культуры, в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия; изложение методов получения информации, заложенной в музейных и библиотечных фондах.    

Курс дает знания о роли и значении музеев и библиотек в системе сохранения культурного наследия и трансляции исторического опыта; основных типов и видов музеев и библиотек; социальных функций музеев и библиотек; типов и видов музейных предметов и коллекций; классификацию произведений печати; основных направлений деятельности библиотек; особенностей научно-справочного аппарата современных библиотек; современных поисковых систем в библиотеках; научно-справочного аппарата музея; специфических особенностей экспозиции как коммуникационной системы, ее типов и видов; методов построения выставок в музеях и библиотеках; форм и особенностей научно-просветительской работы музеев и библиотек; современных информационных технологий в музейном и библиотечном деле; роль и место музеев и библиотек в сохранении культурных традиций в XXI в.   

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры

Социальные институты сохранения культурного наследия: музеи, библиотеки, архивы. Понятие о музее как о социальном институте. Определение музея. Концепции происхождения музеев. Понятие о библиотеке как о социальном институте. Определение библиотеки.

Музеи и библиотеки и социальная память. Информационный потенциал памятников культуры.

Музеи и библиотеки в контексте культуры, искусства, науки и просвещения. Музеи и библиотеки и информационные технологии.

Музей и окружающая среда. Музей и культурная экология.

Музееведение и библиотековедение как научные дисциплины, их место в системе наук. Знание основ музейного и библиотечного дела — как условие научного труда.

Тема 2. Классификация музеев и библиотек.

Научные (специальные), учебные, публичные (массовые) музеи и библиотеки: их особенности.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские и учебные.

Государственные, общественные, частные, корпоративные, ведомственные музеи и библиотеки. Музеи и библиотеки высших учебных заведений. Академические музеи и библиотеки.

Профили музеев: исторические, краеведческие, естественно-научные, художественные, мемориальные, краеведческие, комплексного профиля: их отличительные черты и общие принципы функционирования.

Универсальные, многоотраслевые и отраслевые музеи и библиотеки.

Центральные, краевые, областные, районные, городские музеи и библиотеки.

Понятие музейной сети.

Тема 3. Социальные функции музеев и библиотек

Функция документирования процессов в природе и обществе. Функция хранения культурного наследия. Научно-исследовательская функция. Образовательно-воспитательная функция. Динамика социальных функций музеев и библиотек.

Специфика музея как научно-исследовательского учреждения. Роль и место памятников культуры в системе научных исследований музеев.

Специфика библиотеки как хранилища печатных изданий и информационной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...