Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету




Примерный перечень вопросов к зачету

 

1. Музей как институт сохранения и популяризации культурного наследия.

2. Библиотека как социальный институт.

3. Социальные функции музеев.

4. Социальные функции библиотек.

5. Типология музейных учреждений.

6. Типология библиотек.

7. Типология музейных предметов.

8. Типы и виды музейных коллекций.

9. Основные направления деятельности научных библиотек.

10. Принципы комплектования библиотечных фондов.

11. Организация хранения книжного фонда.

12. Научно-справочный аппарат современной библиотеки.

13. Научно-справочный аппарат книги

14. Основные виды справочных изданий

15. Экспозиционная работа музеев

16. Выставочная деятельность музеев и библиотек

17. Особенности работы музея с аудиторией.

18. Особенности работы библиотеки с различными категориями читателей

19. Культурные программы музеев и библиотек

20. Принципы экскурсионной деятельности

21. Важнейшие факторы развития современных музеев и библиотек.

22. Новые технологии в работе музеев и библиотек.

 

Распределение часов курса по темам:

 

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекции самостоятельная работа
1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры
2. Классификация музеев и библиотек
3. Социальные функции музеев и библиотек
4. Музеи и памятники культуры
5. Библиотеки и книжный фонд
6. Экспозиционно-выставочная деятельность музеев и библиотек
7. Образовательно-воспитательная деятельность музеев и библиотек
8. Музеи и библиотеки на пороге XXI века
Итого

 

 

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

 

Литература по курсу

1. Справочная литература

 

Библиотечное дело: Терминол. словарь. М., 1997

Исторические и краеведческие музеи СССР: Каталог. М., 1988

Культурология. XX век: Энцикл.: В 2 т. СПб., 1998

Музеи высших учебных заведений СССР: Аннот. справочник. М., 1975

Музеи СССР: Справ. М., 1990

Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001

Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997

Справочник библиотекаря / Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. СПб., 2000

 

 

2. Учебные пособия

 

Библиотековедение: Общий курс. М., 1988

Библиотековедение: Теорет. курс. М., 1991

Бинхэм Р., Хэррисон К. Основы библиотечного дела: Учеб. пособие. М., 1999

Воронцов Г. А. Основы библиотековедения и работы с книгой: Учеб. пособие. М., 1977

Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение. М.. 1996.

Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособие / Под ред. К. Левыкина и В. Хербста. М., 1988

Основы музееведения: Учеб. пособие / Отв. Ред. Э. А. Шулепова. М., 2005

Сотникова С. И. Музеология. М., 2004

Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела: Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб., 2000

 

3. Рекомендуемая литература

 

Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986.

Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря. М., 1986

Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф. М., 1987

Библиотека и библиотекарь в современном мире. Казань, 1999

Библиотековедческие исследования. Методология и методика. М., 1978

Брауде Л. Ф. Основы библиотечно-библиографических знаний. М., 1987.

Вахонин А. В. Музей в системе массовой коммуникации. Ташкент, 1982

Воронин А. А. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. 1994. № 1

Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. тр. М., 1977

Кликс Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978

Концептуальные проблемы музейной экспозиции: Сб. науч. тр. М., 1990

Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. науч. тр. / Сост. И. М. Косова; Науч. ред. Е. К. Дмитриева. М., 1997

Кучеренко М. Е. Научно-фондовая работа в музее: Метод. пособие в помощь молодому специалисту. М., 2000

Леонов В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. СПб., 1995

Мазный Н. В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997

Майстровская М. Т. Музейная экспозиция. Искусство – архитектура – дизайн. Тенденции формирования. М., 2000

Методическая разработка по основам библиотечно-библиографических знаний: Для студентов, аспирантов и преподавателей. Киев, 1981

Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб. науч. тр. М., 1987

Музееведение: на пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. М., 1991

Музеи и подрастающее поколение. Вып. 1-3. СПб., 1991-1993

Музей и власть: Сб. науч. тр. М., 1991

Музей и новые технологии: пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. Н. А. Никишин. М., 1999

Музей и современная социокультурная ситуация. М., 1989

Научно-просветительская работа музеев. М., 1975

Омельченко Б. Ф. Экскурсионное общение: Познание, воспитание, отдых. М., 1991

Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методич. пособие. 2-е изд. М., 2000

Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования. М., 2003

Ревякин В. И. Художественные музеи: Справ. Пособие. 2-е изд. М., 1991

Ревякин В. И., Розен А. Историко-краеведческие музеи. М., 1983

Решетников Н. И. Общественные музеи. Проблемы и перспективы развития: Конспект лекций. М., 1992

Социально-информационные проблемы библиотековедения и библиографоведения: Сб. науч. тр. М., 1986

Свенцимский Е. Модернизация экспозиции. Методические рекомендации. М., 1989

Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002

Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. М., 1986

Чубарьян О. С. Библиотековедение в системе наук. М., 1970


Введение

 

Курс источниковедения состоит из трех разделов: «Теоретические проблемы источниковедения», «Отечественные источники XI – XVII вв. » и «Источники по истории России XVIII – начала XX вв. ».

Цель курса – сформировать у студентов знание об источниковедении как интегрирующей, системной дисциплине, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации.

Задачи - дать представление о методах изучения источников, о категориях и понятиях современного источниковедения, о типах и видах исторических источников, привить навыки источниковедческого анализа и синтеза.

Курс источниковедения универсален как познавательная основа для всех гуманитарных дисциплин, поскольку здесь разрабатываются проблемы использования любых объектов, созданных в результате целенаправленной человеческой деятельности. И в этом смысле источниковедение - это системная, междисциплинарная наука.

Студент, прослушавший курс источниковедения, должен получить знания об основных понятиях этой дисциплины, уметь применять их на практике, при работе с конкретными источниками в ходе собственной научно-исследовательской деятельности. И, конечно, изучение истории России, и складывание собственного мнения по многим сложным, дискуссионным проблемам немыслимо без умения ориентироваться в огромном комплексе отечественных источников, адекватно оценивать и использовать их информацию.

 

Содержание курса

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

 

Тема 1. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об объекте, предмете и задачах данной науки. Ее прикладной характер и интеграционные возможности.

 

Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки. Формирование общих принципов обращения к источнику в начале XIX в. Возникновение самого понятия источниковедение. Исследователи-позитивисты и представители критического направления о роли и месте источника и историка в воссоздании исторического прошлого. Зарубежные и отечественные концепции методологии источниковедения конца XIX – нач. XX в. Взгляды создателей и последователей школы «Анналов» как явление нового типа самосознания историка.

 

Тема 3. Представление об источнике. Значение источника на разных этапах научного исследования: при постановке проблемы, накоплении фактов и создании системы выводов. Различные толкования понятия факт. Исторический факт и его категории. Сходства и различия события, источника и научного знания. Многообразие определений исторического источника. Понятие источник в оценках и суждениях российских ученых XVIII-XIX вв. Поиск определения в советской историографии. Современные трактовки источника в изложении историков и философов.

 

Тема 4. Характер и структура информации исторических источников. Социальная и историческая информация как отражение настоящего и прошлого в источнике. Безграничность и бесконечность этого перехода. Смысл и содержание информации актуальной и потенциальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой. Источник как носитель информации.

 

Тема 5. Классификация исторических источников. Значение и необходимость классификации в процессе любой научной деятельности. Определение классификации исторических источников. Условность и изменчивость классификационных схем. Научные требования к признакам деления источников на группы. Оценка такого признака, как степень близости источника к отражаемому событию. Представление о типовой и видовой классификациях. Классификации письменных источников по происхождению и содержанию.

 

Тема 6. Метод источниковедения. Состоятельность традиционных для источниковедения терминов внешняя и внутренняя критика, критика происхождения и содержания источников. Понятие источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза.

Подлинность источника и методика выявления подделок. Исторические условия и обстоятельства создания источника. Влияние реальности, в которой он возник, на содержание текста данного объекта. Вопросы, связанные с авторством. Индивидуальность их преломления для источников разных видов и эпох. История текста и публикаций как проблема функционирования источника в другой социальной и культурной среде. Цель, смысл и способы его изучения на этапе интерпретации. Иная логика исследования на этапе анализа содержания. Цель метода источниковедения и его научно-познавательные возможности.

 

 

РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI - XVII вв.

 

Тема 1. Летописи. Представление о летописи и ее социальных функциях. Отечественная историография русского летописания. А. А. Шахматов и его метод изучения летописных списков и летописных сводов. Древнейшие своды, легшие в основу Повести временных лет, ее источники. Проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций Повести временных лет. Влияние Повести временных лет на создание последующих летописей.

Областное летописание XII-XIII вв. Личные и родовые летописцы князей. Городские летописи Новгорода и Пскова. Летописные своды периода татаро-монгольского завоевания, их содержание. Особенности московского летописания, формирование его общерусского характера. Спад летописной работы. Новые способы повествования. Хронограф как обзор всемирной и русской истории. Хронографическая (литературная) и приказная, документальная стилистика летописи. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Значение и своеобразие сибирских летописей.

 

Тема 2. Законодательство. Законодательные памятники в ряду других исторических источников. Характер и особенности информации, содержащейся в законодательных источниках. Процесс зарождения права в Древнерусском государстве. Отражение социально-экономической истории XI-XIII вв. в «Русской правде». Редакции «Русской правды», их состав и происхождение.

Правовой материал периода феодальной раздробленности. Судные и уставные грамоты XIV в. Законодательные памятники Новгорода и Пскова. Черты преемственности и развития законодательства в структуре и содержании судных и уставных грамот. Судебники 1497 и 1550 гг. – первые кодексы общерусского феодального права. Их списки, состав и источники. История происхождения. Определение тенденций политических и социальных сдвигов в России через сравнительный анализ статей судебников.

Соборное Уложение 1649 г. Побудительные мотивы создания и ход работы по его составлению. Особенности структур и состава. Источники комплектования статей. Социальная направленность памятника. Методика изучения. Проблема адекватности воспроизведения российской действительности XI-XVII вв. в законодательных источниках.

 

Тема 3. Актовые источники. Понятие об актах и их формулярах. Классификация актовых источников. Эволюция актов на протяжении X-XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений.

Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Классификация и особенности актов XII-XIV вв. Духовные и договорные грамоты великих князей. Разновидности актов феодальной зависимости. Актовый материал периода централизованного русского государства (конец XV - XVII в. ). Изучение актов в исторической литературе XIX-XX вв. Формально-юридический и конкретно-исторический анализ, клаузульно-статистический и формулярный методы. Проблема достоверности актов. Научная ценность информации, заключенной в актовом материале.

 

Тема 4. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Складывание общероссийской системы органов государственного управления. Центральные и местные правительственные учреждения. Приказное делопроизводство. Система регламентации документов. Разновидности общей документации, их функциональное назначение. Специальное делопроизводство по вопросам военной и административной организации феодального сословия. Комплексы хозяйственно-финансовых и судебно-следственных материалов. Дипломатическая документация Посольского приказа и ее роль в изучении внешнеполитической деятельности российского государства.

Писцовое делопроизводство как источник по истории феодального землевладения. Разновидности писцовой документации: писцовые, приправочные, дозорные, платежные и переписные книги. Цели составления и характер информации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования.

 

Тема 5. Литературные и публицистические произведения. Своеобразие древнерусской литературы как воплощение мировоззрения, политических взглядов и эстетических вкусов средневековья. Характер тематики. Понятие авторства. Традиции написания.

Причины и истоки появления древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Идеи проповеди, ее религиозный, гражданский и политический смысл. Памятники периода феодальной раздробленности. Беседы и поучения. Идеология княжеской власти и этика политической деятельности в сочинениях Владимира Мономаха. Воинская повесть «Слово о полку Игореве». Дискуссии о времени, месте создания и авторстве. Влияние исторической темы «Слова» на последующие произведения. Повести о Куликовской битве. Жития святых как исторический источник.

Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства. Публицистические памятники XV-XVII вв. Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Дворянские сочинения И. Пересветова. История их возникновения и личность автора. Направленность и стиль произведений Ивана Грозного. Оценка переписки И. Грозного и А. Курбского как исторического источника. Социально-экономические памятники XVI-XVII вв. Публицистика времен «смуты». Творческая индивидуальность сочинений протопопа Аввакума. Труды Г. Котошихина и Ю. Крижанича о России времени царствования Алексея Михайловича. Личности авторов. Сущность критической направленности их взглядов. Оценка социальной перспективы их политических идей и устремлений.

 

 

РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

XVIII – начала XX вв.

 

Тема 1. Особенности источников нового времени. Кардинальные изменения в характере и видовой структуре источников нового времени. Качественный сдвиг в процессе их возникновения и развития. Причины количественного роста и стандартизации, упрощения содержания как официальных, так и неофициальных материалов. Специфика в сфере взаимодействия и публикации источников разных видов. Сущность принципиально иной познавательной ситуации, возникающей в ходе изучения исторических источников XVIII-нач. XX в.

 

Тема 2. Законодательные акты. Влияние абсолютной монархии на облик законодательства XVIII в. Принципы и качественные черты законодательного процесса нового времени. Изменения характера, содержания и формы правовых документов. Разновидности законодательных источников XVIII в. Смысл и результаты кодификационной работы этого периода. Законодательная деятельность первой половины XIX в. Роль М. М. Сперанского в кодификации законов. Общая характеристика и сравнительный анализ «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

Основные тенденции экономического и политического развития пореформенной России и их влияние на законодательство. Высшие и центральные государственные учреждения второй половины XIX - нач. XX в., ведающие законотворчеством. Определение понятия закон для самодержавной России. Стадии формирования закона и сопутствующая им документация. Практика толкования законов. Особенности источниковедческого анализа законодательства.

 

Тема 3. Конституционные проекты Х! Х в. Понятие конституции. Реальные возможности ее появления и существования в самодержавной России. Представление о правительственном конституционализме. Причины и условия его возникновения в нач. XIX в. Роль Александра I в насаждении идеологии конституционных изменений. Первое их воплощение в «Жалованной грамоте российскому народу». Основные идеи и проблема авторства этого источника. План политических реформ М. М. Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Предлагаемые в нем статус монарха и система разделения властей.

Обстоятельства появления, мотивы принятия, главные положения и историческое значение «Польской хартии» (1815 г. ). «Государственная уставная грамота Российской империи» как попытка создания отечественной конституции. История ее подготовки и вероятность обнародования. Участники проекта. Его содержательная и идейная связь с польской конституцией. История текста Уставной грамоты. Политические программы декабристов. «Конституция» Никиты Муравьева и ее редакции. «Русская правда» П. Пестеля. Выяснение направления авторских переработок через сравнение текста разных редакций. «Православный катехизис» С. И. Муравьева-Апостола.

Правительственные проекты политического преобразования России второй половины XIX – нач. XX в. Идея дворянского представительства на общегосударственном уровне и отношение к ней самодержавия. Проекты министра внутренних дел П. А. Валуева. Их судьба в историческом контексте либеральных реформ Александра II. Предложения и идеи великого князя Константина Николаевича. Программа М. Т. Лорис-Меликова и оценка ее конституционного потенциала. Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы (1906 г. ) как аналог конституционных актов.

 

Тема 4. Делопроизводственная документация. Значение материалов делопроизводства для изучения истории государственного управления Российской империи. Документация высших, центральных и местных органов власти. Изменение ее содержания и системы циркуляции на протяжении XVIII-XIX вв.

Судебно-следственные материалы как разновидность делопроизводственных источников. Карательные и судебные органы России первой половины XIX в. Процесс по делу декабристами. Состав судебно-следственных дел. Характер и структура их информации. Публикация материалов суда и следствия над декабристами. Методика их исследования. Проблема признания чужой одушевленности. Интерпретация и анализ содержания судебно-следственных дел.

Характер делопроизводства в условиях капиталистического развития страны. Классификация документов, регламентирующих структуру высших, центральных и местных органов государственной власти конца XIX – нач. XX в., раскрывающих ход и результаты их деятельности. Специальные системы делопроизводства: дипломатическая и судебно-следственная документация пореформенной России. Разновидности документов частнокапиталистических предприятий, акционерных обществ, монополистических объединений, банков.

 

Тема 5. Статистика. Социально-экономические и политические условия возникновения начальных форм статистики. Основные тенденции развития статистики в XVIII – первой половине XIX в.

Ревизский учет населения. Причины появления ревизских переписей. Цель, организация и качество их проведения. Сравнительный анализ результатов состоявшихся в России переписей. Ревизские материалы. Оценка их полноты и достоверности. Церковный учет и его источники. Необходимость и преимущества административно-полицейского учета населения. Сбор, обработка и проверка его сведений. Характеристика статистических данных губернаторских отчетов, их направленность и содержание.

Качественные изменения в развитии статистики периода капитализма. Общие принципы исследования статистических источников. Представление об их достоверности, полноте, точности и сопоставимости. Особенности организации статистического учета. Ведомственная статистика, основные направления и формы. Земская статистика. История ее становления и развития. Способы сбора и обобщения данных, построение таблиц. Земские обследования – ценнейший источник для изучения крестьянских и частновладельческих хозяйств. Роль и функции Центрального статистического комитета, его издательская деятельность.

Демографическая статистика в системе ЦСК. Первая всеобщая перепись населения 1897 г. Подготовительная и организационная работа. Обстановка проведения переписи. Методика и техника сбора сведений. Проблема их достоверности. Публикация данных.

 

Тема 6. Периодическая печать. Обстоятельства возникновения периодики в России и становление государственного контроля за ней. Первые газеты и журналы XVIII в. Журналистика второй половины XVIII в. Редакционно-издательская деятельность Н. И. Новикова. Целевое назначение, направленность и содержание его журналистики.

История цензуры первой половины XIX в. Цензурные уставы и их социально-политическая ориентация. Понятие официальной и неофициальной цензуры. Органы неофициальной цензуры и смысл их деятельности. Охранительная печать. Официально-ведомственные и литературно-общественные журналы первой половины XIX в. Центральные и провинциальные газеты. Складывание жанров газетных и журнальных публикаций.

Новые условия существования периодической печати в пореформенной России. Характеристика первого в стране закона о печати. Классификация периодики по идейно-политической направленности и другим признакам. Особенности российской демократической печати. Коммерциализация издательского дела. *Рост числа частных газет и журналов. Своеобразие буржуазно-либеральной печати. Монархическая периодика. Усиление цензурных запретов в годы правления Александра III. Причины появления бульварной прессы. Особенности источниковедческого анализа и синтеза периодической печати.

 

Тема 7. Политические сочинения и публицистика. Общие и индивидуальные свойства политических и публицистических произведений. Обусловленность их содержания и формы конкретно-историческими обстоятельствами.

Сочинения XVIII в. Проповеди, регламенты и исторические изыскания Ф. Прокоповича как идеолога российского абсолютизма. Внешнеполитическая государственная доктрина в изложении П. Шафирова. Взгляды И. Т. Посошкова как отражение интересов купечества. Наказ Екатерины II и его социальный смысл. Консервативно-охранительная позиция М. М. Щербатова в его произведении «О повреждении нравов в России». История публикации этой рукописи. Книга А. Н. Радищева как исторический источник.

Публицистика и политические сочинения первой половины XIX в. Записки Н. М. Карамзина и М. М. Сперанского. Общественно-политическая мысль в произведениях декабристов. Философские письма П. Я. Чаадаева. Западники и славянофилы об историческом пути России. Публицистика В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

 

Тема 8. Мемуарная литература. Предпосылки появления и обособления мемуарной литературы из общей массы нарративных источников. Представление о мемуарах и их социальной функции. Видовые признаки мемуаров: личностное начало, авторская субъективность, ретроспективность.

Мемуарные произведения XVIII в. Воспоминания И. Я. Желябужского. Сопоставление записок Екатерины II и Е. Дашковой. Значение исторической информации труда А. Т. Болотова. Классификация мемуарных источников первой половины XIX века. Русская мемуаристка 1812 г. Воспоминания, дневники и переписка декабристов С. П. Трубецкого, И. Д. Якушкина, братьев Бестужевых, Н. Р. Цебрикова и др.

Развитие мемуарной литературы в период капитализма. Специфика отдельных ее разновидностей как источников. Общие и специальные приемы их исследования. Особенности воспоминаний пореформенной России. Изменения в составе авторов. Разнообразие индивидуальных стилей и манер. Классификация воспоминаний по социальной, идейно-политической, должностной и иной принадлежности авторов, а также по содержанию и другим признакам. Мемуары и дневники государственных деятелей П. А. Валуева, А. А. Половцева, С. Ю. Витте и др. Дневник Николая II как исторический источник. Значение мемуаров народовольцев В. Н. Фигнер и Н. А. Морозова для изучения освободительного движения в России. Сравнительный анализ лидеров политических партий: октябриста М. В. Родзянко, кадетов В. А. Маклакова и П. Н. Милютина, эсеров В. М. Чернова и Б. В. Савинкова. Оценка информационного богатства мемуаров А. Ф. Керенского. Подделки материалов личного происхождения и способы их обнаружения. Представление о субъективности и тенденциозности воспоминаний и дневников. Ценность мемуарной литературы как исторического источника.

 

 

Контрольные вопросы к курсу «Источниковедение отечественной истории XI-начала. XX в. »

 

1. Предмет и задачи источниковедения.

2. Понятие исторического источника. Исторический факт и исторический источник.

3. Представления об источнике зарубежных и отечественных исследователей. XIX – XX  вв.

4. Исторический источник в междисциплинарных исследованиях.

5. Классификация исторических источников. Типовая классификация.

6. Классификация письменных источников. Видовая классификация.

7. Проблема информации исторических источников.

8. Понятие об информации потенциальной и актуальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой.

9. Метод источниковедения: источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.

10.  Структура источниковедческого исследования.

11.  Интерпретация исторического источника: смысл и значение.

12.  Анализ содержания источника: цель и метод.

13.  История текста и история публикации.

14.  Условия возникновения и обстоятельства создания источника.

15.  Проблема авторства исторического источника.

16.  Особенности и основные тенденции развития исторических источников XI – XVII вв.

17. Летописи как вид исторических источников.

18.  Повесть временных лет и древнейшее русское летописание.

19. Особенности русских летописей XII – XV вв.

20.  Общерусское летописание XVI – XVII вв.

21. Значение и своеобразие сибирских летописей.

22.  А. А. Шахматов и современные методы изучения летописей.

23. Специфика законодательных источников XI –XVII вв.

24.  «Русская правда» как исторический источник.

25.  Судебник 1497 г. История создания, структура.

26. . Судебник 1550 г. Происхождение, состав, значение.

27.  Соборное Уложение 1649 г. как исторический источник.

28. . Актовые источники XI – XV вв.

29.  Актовые источники XV- XVII вв.

30.  Писцовые и переписные книги как исторический источник.

31.  Понятие авторства в древнерусской литературе.

32.  Жанровая система повествовательных источников XI – XVII вв.

33. «Слово о законе и благодати». Религиозный и идейно-политический смысл

34.  Воинские повести и поучения XII – XV вв.

35. Житийная литература как исторический источник.

36.  Иосифлянство как церковно-политическое течение и его оппоненты.

37.  Авторы XVI в. о настоящем и будущем России.

38.  Сказания и повести, посвященные «Смуте».

39.  Публицистические и церковно-политические сочинения II половины XVII в.

40.  Общие свойства и видовая структура корпуса отечественных исторических источников Нового времени.

41.  Политические сочинения XVIII в. как исторический источник.

42.  Российское законодательство XVIII в. как законодательство Нового времени.

43.  Российское законодательство XIX в.: классификация законодательных актов.

44.  Кодификация российского законодательства в XVIII – начале XX в.

45.  Статистика как вид исторических источников.

46. . Учет населения и демографическая статистика в XVIII – XIX вв.

47. Организация статистики в России во II половине XIX в. и ее  особенности.

48. . Ведомственная статистика в пореформенной России.

49.  Земская статистика.

50.  Судебно-следственные материалы XVIII – первой половины XIX вв.

51.  Цензурная политика самодержавия в конце XVIII – первой четверти XIX в..

52.  Официальная и неофициальная цензура эпохи правления Николая I.

53.  Законодательство о печати второй половины XIX в.

54.  Русская периодическая печать XVIII века.

55.  Периодическая печать России первой половины XIX века.

56.  Периодическая печать пореформенной России.

57.  Политическая литература России XIX века.

58.  Мемуары как источник по истории России XVIII – первой половины XIX века.

59. . Особенности мемуарной литературы второй половины XIX – начала XX века.

60.  Видовые признаки воспоминаний. Общие и специфические приемы исследования мемуаристики.

 

Распределение часов курса по темам и видам работы.

 

  Наименование разделов и тем     Всего часов

 

Аудиторные

занятия

 

  Самостоятельная работа
      Лекция Семинар  

 

РАЗДЕЛ I. Теоретические проблемы источниковедения

Тема 1. Источниковедение в системе исторических наук.      
Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки.    
Тема 3. Представление об источнике.    
Тема 4. Характер и структура информации исторических источников.        
Тема 5. Классификация исторических источников.      
Тема 6. Метод источниковедения.

 

РАЗДЕЛ II. Отечественные источники XI – XVII вв.

Тема 1. Летописи.
Тема 2. Законодательство.
Тема 3. Актовые источники.    
Тема 4. Делопроизводственные материалы XVI – XVII вв.    
Тема 5. Литературные и публицистические произведения.  

 

РАЗДЕЛ III. Источники по истории России XVIII – начала XX вв.

Тема 1. Особенности источников нового времени.    
Тема 2. Законодательные акты.  
Тема 3. Конституционные проекты XIX в.    
Тема 4. Делопроизводственная документация.    
Тема 5. Статистика.  
Тема 6. Периодическая печать.  
Тема 7. Политические сочинения и публицистика.    
Тема 8. Мемуарная литература.
Итого

 

 

Формы итогового контроля.

 

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Для допуска к итоговому контролю студент должен иметь зачет по результатам семинарских занятий и коллоквиума, а также зачтенный реферат и контрольную работу.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

                                              Учебные пособия.

 

Источниковедение. Теория, история, метод. Источники российской истории / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М., 1998.

Источниковедение истории СССР /Под ред. И. Д. Ковальченко. М., 1981.

Источниковедение истории СССР XIX – начала XX в. / Под ред. И. А. Федосова. М., 1970.

Медушевская О. М. Источниковедение: Теория, история, метод. М., 1996.

Медушевская О. М. Современное зарубежное источниковедение. М., 1983.

Стрельский В. И. Источниковедение истории СССР: Период империализма, конец XIX в. – 1917 г. М., 1962.

Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1962.

 

 

                                         РАЗДЕЛ I.

 

Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки //Вопросы истории. 1991. №2-3.

Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973.

Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Ковальченко И. Д. Исторический источник в свете учения об информации: К постановке проблемы //История СССР. 1982. №3.

Курносов А. А. К вопросу о природе видов источников //Источниковедение отечественной истории. Сборник статей. 1976. М., 1977.

Лурье Я. С. О путях доказательства при анализе источников //Вопросы истории. 1985. №5.

Медушевская О. М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего //Отечественные архивы. 1995. №2.

Медушевская О. М. Источниковедение и гуманитарная культура //Отечественные архивы. 1992. №4.

Медушевская О. М. История источниковедения в XIX – XX вв. М., 1988.

Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.

Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

Николаева А. Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII – XX вв. М., 1975.

Пронштейн А. П. Методика исторического источниковедения. Ростов на Дону, 1976.

Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха феодализма. Ростов на Дону, 1989.

Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха капитализма. Ростов на Дону, 1991.

Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

Тартаковский А. Г. Социальные функции источников как методологичес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...