Проблема выбора в повести « на берегу Рио – Пьедра села я и заплакала»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТРАНИЦАХ ТРИЛОГИИ «В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ» В работе мы хотим остановиться на трилогии «В день седьмой», в которую входят такие произведения автора: «На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», «Вероника решает умереть» и «Дьявол и сеньорита Прим». Пауло Коэльо всегда считал, что самые глубинные изменения – и в человеческой душе, и в жизни общества – происходят в очень сжатые сроки. В тот миг, когда мы меньше всего этого ожидаем, жизнь бросает нам вызов, чтобы проверить наше мужество и наше желание перемен, и не позволяет сделать вид, будто ничего не происходит, или отговориться тем, что мы ещё не готовы. На вызов надо ответить незамедлительно- жизнь не смотрит назад. Неделя – это срок более чем достаточный, чтобы решить, принимаем мы свою судьбу или нет. В день седьмой... "...И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал" (Бытие 2:2) - Бог оставил свои дела, предоставив миру самому решать, как ему существовать, оставив человека наедине с самим собой. И человек, ошибаясь и обжигаясь, путем проб и ошибок ищет правильный, но находит свой путь. Три романа посвящены женщинам, вернее, одной неделе из жизни трех абсолютно разных женщин, которых объединяет одно - им надо принять решение - самое важное решение в своей жизни.
2.1.Человек – хозяин своей судьбы. История жизни девушки в повести «Вероника решает умереть». «Вероника решает умереть»- история о девушке, которая неудачно пытается покончить с собой и попадает в психиатрическую лечебницу, где, пережив драматический опыт, все же находит в себе силы жить дальше. Эта история основана на личном опыте писателя. Его трижды помещали в санаторий в Рио-де-Жанейро по причине того, что, как сказал родителям психиатр, "пациент очень плохо проявляет себя в школе, не слушается родителей и не в состоянии адаптироваться к общественным правилам поведения" [9].
1966 год был самым тяжелым годом военной диктатуры в Бразилии (1964-1989). Внешние репрессии стали постепенно отражаться и на внутреннем уровне. Дело дошло до того, что добропорядочные представители среднего класса считали неприемлемым, что их дети или внуки хотят стать "художниками". «Когда мне исполнилось 18 лет, я полагал, что мой внутренний мир может сосуществовать с миром моих родителей. Я изо всех сил старался получать хорошие оценки в иезуитской школе, где тогда учился, каждый день работал, а ночью воплощал свою мечту стать "художником". Не зная точно, с чего начать, я вошел в труппу любительского театра. Хотя я не собирался становиться профессиональным актером, я, по крайней мере, находился среди людей, с которыми у меня было нечто общее. К сожалению, мои родители не разделяли моих взглядов» [9]. Однажды вечером Коэльо пришел домой пьяным, и на утро его разбудили два здоровых санитара.
В жизни бывают такие ситуации, в которых может быть только два исхода:
Коэльо показалось, что он прав. Ситуация, в которой он оказался, была настолько странной, настолько исключительной, что она давала нечто беспрецедентное - абсолютную свободу. «Все попытки моей семьи сделать меня похожим на остальных привели к прямо противоположному результату - я стал совершенно не похож на своих ровесников» [9]. - В Канаде никогда не было военной диктатуры, - подумал он, - и считается, что там самый высокий в мире уровень жизни, тогда почему там так много сумасшедших? И почему они не в психиатрических лечебницах? За этим вопросом возник другой: что же такое на самом деле безумие? Он нашел ответы на оба вопроса. Во-первых, таких людей не помещают в лечебницы, потому что они продолжают приносить пользу обществу. «Если вы в состоянии приходить на работу к 9 часам утра и оставаться там до 5 часов вечера, общество не считает вас недееспособным. Никого не волнует, что вы с 5.01 вечера до 8.59 утра неподвижно сидите перед телевизором, удовлетворяете свои самые извращенные сексуальные фантазии в Интернете, смотрите в стену, обвиняете мир во всех бедах и чувствуете себя всеми обманутыми, боитесь выйти на улицу, помешаны на чистоте или ее отсутствии, страдаете приступами депрессии или истериками. Пока вы можете работать и хоть что-то делать для общества, вы не представляете угрозы. Вы становитесь опасны, только когда чаша вашего терпения переполняется, и вы выходите на улицу с ружьем, как персонаж детского мультфильма, и убиваете пятнадцать детей, чтобы предупредить мир о
пагубном воздействии "Тома и Джерри". А пока этого не произошло, вы считаетесь нормальным» [9]. А безумие? Безумие - это неспособность общаться. В Японии Коэльо долго размышлял над статьей, прочитанной в самолете, и решил, что должен написать книгу, основанную на своём личном опыте. Он написал "Вероника решает умереть" от третьего лица, потому что главной темой книги был не столько его личный опыт пребывания в психиатрической больнице, сколько риск, которому мы подвергаемся, становясь не такими, как все, и боязнь быть такими, как все. "Вероника решает умереть" вышла в Бразилии в августе 1998. К сентябрю писатель получил более 1200 писем, в которых рассказывалось о похожем опыте. А в октябре прошел семинар по темам, затронутым в книге: депрессия, приступы панического страха, самоубийство. 22 января 1999 года сенатор Эдуардо Суплиси читал перед собравшимися сенаторами отрывки из книги и добился одобрения закона о запрете на произвольное помещение в психиатрические лечебницы, который вот уже десять лет пытались провести в Бразильском Конгрессе. «…Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью. Она тщательно убрала свою комнату, которую снимала в женском монастыре, почистила зубы и легла в постель.
Со столика в изгловье она взяла таблетки - четыре пачки снотворного, – но не стала жевать горстями, запивая водой, а решила глотать по одной, ибо велика разница между намерением и действием, а ей хотелось оставить за собой свободу выбора. Если на полпути она вдруг передумает. Между тем с каждой проглоченной таблеткой Вероника все больше укреплялась в своем решении, и через пять минут все пачки были пусты». С этого события начинается та часть жизни Вероники, которая описана в книге. Попытка покончить с жизнью для Вероники заканчивается неудачно. Сознание возвращается к ней в стенах местной психиатрической клиники. От лечащего врача она узнает, что жить ей остается не больше недели – ударная доза снотворного дала осложнения на сердечную мышцу. Кажется, Вероника достигла цели – смерть неминуема, надо только подождать несколько дней и по возможности приблизить желанный момент. Но именно в эти дни в сознании героини происходит переворот. Порой она задавалась вопросом: «Если бы у меня был выбор, если бы я раньше поняла, что мои дни одинаковы потому, что я сама захотела, чтобы они были такими, то тогда, быть может…» [4,65]. Но ответ для Вероники всегда был одинаков: нет, таково не может быть, потому что нет никакого выбора. И к ней возвращалось внутреннее спокойствие: всё уже предрешено. Оказавшись в непосредственной близости от смерти, она позволяет себе делать то, на что раньше никогда бы не решилась – терять уже нечего. Вероника, никогда раньше не выказывавшая своих эмоций, дает пощечину обидевшему ее мужчине. Выставляет за дверь подругу, не заботясь о том, обидит она ее этим или нет. Играет на пианино, хотя не подходила к инструменту уже много лет, – просто потому, что ей хочется это делать. По большому счету каждый попавший в клинику приходил к мысли о том, что терять нечего, даже если и не должен был умереть. Все герои, о которых идет речь, оказавшись в лечебнице, открывали для себя что-то новое, принимали судьбоносное решение. Что подвигало их к этому? Люди менялись, глядя на Веронику – странную девушку, которая скоро должна была умереть. Ключевое слово – скоро. Каждый знает, что умрет, но не каждый задумывается – когда. Вероника, жившая в ожидании смерти, заставила многих осознать то, что осознала сама, а именно – конечность жизни. Решения, которые мы не приняли сегодня, возможно, не будут приняты никогда. Завтра может быть поздно. Зачем беречь время тому, кто думает, что запасы его безграничны? Но всегда ли мы, особенно в молодости, придаем вопросу времени должное внимание?! Годы летят, а в жизни так ничего и не меняется, или меняется, но в худшую сторону. Только тогда приходится осознать: прожито много, а сделано мало. Время, данное человеку, не бесконечно, и оно не используется должным образом. Наверстать упущенное невозможно, кажется, что все уже потеряно, и это нередко становится причиной депрессии и, как следствие, самоубийства.
Вероника жила серой жизнью, которая привела ее к мысли о суициде – зачем жить, если все будет как всегда, если досконально знаешь саму себя и уже не ждешь от судьбы никаких сюрпризов? Только приняв смерть еще до ее прихода, она увидела внутри себя «сотни других Вероник», которые хотели жить, влюбляться, делать открытия и быть безумными. А мы? Видим ли мы за серыми буднями и повседневными мелочами себя? Настоящих себя, а не тех, кого мы позволили из себя сделать? То, что уходя оставляют в наших сердцах будни, в книге называется Горечь, или Купорос, – яд, убивающий постепенно, но неотвратимо. «В организме каждого – у кого в большеё, у кого в меньшей степени – есть эта Горечь, подобно тому как почти у всех есть бацилла туберкулёза. Но и та, и другая болезнь переходят в наступление лишь тогда, когда пациент ослаблен. В случае же Горечи почва для заболевания возникает, когда появляется страх перед так называемой реальностью» [4,116]. Эту болезнь – отравление купоросом – открыл и сделал темой для своей научной работы лечащий врач Вероники- Игорь. Путем инъекций, которые выдавал за уколы успокоительных средств, он симулировал ей сердечные приступы. Вероника, испытывая боли, думала: вот сейчас мое сердце остановится. На самом же деле ничего опасного для ее жизни не происходило, но доктор не успел рассказать ей об этом эксперименте. Вероника бежала из клиники, желая умереть там, где ей хотелось. Она не знала, почему осталась жива, и решила, что свершилось чудо и жизнь подарила ей еще один день. Теперь, даже если она и узнает об эксперименте доктора, думается, жизнь свою она вряд ли будет считать серой. Так неужели человеку нужно пройти через ад, чтобы суметь понять ценность жизни? Коэльо утверждает: мы сами хозяева своей судьбы. Жизнь всегда дает возможность стать лучше после того, как мы приняли решение измениться. Вопрос лишь в том, сможем ли мы при этом жить в обществе, которое, как известно, расправляется с бунтарями и делает оригиналов изгоями? У героев книги разные судьбы, но пересекаются они в одном месте – в клинике для душевнобольных. Например, Мари. Успешный адвокат, она, заболев синдромом паники, потеряла семью, работу и попала в клинику. Она пришла туда добровольно, чтобы спрятаться от мира, который причинял ей нестерпимые страдания. Глядя на Веронику, перенимая ее мучительный опыт, она увидела смерть в лицо и, несмотря на свои немолодые годы, решила бороться до конца – вернуться в тот мир, уйти из клиники, чтобы хоть что-то успеть. «Я собираюсь начать жить заново,- говорит Мари.-Делать ошибки, которые мне всегда хотелось делать и на которые я никогда не отваживалась. Смело принимать панику, которая может снова вспыхнуть…. Я могу завести новых друзей и научить их быть безумцами, чтобы сделать их мудрыми. Скажу им, чтобы они не жили по учебникам хорошего тона, а открывали свою собственную жизнь, собственные желания, приключения – и жили!… Я больше не хочу быть адвокатом, но я могу использовать свой опыт, чтобы читать лекции о мужчинах и женщинах, знавших правду о нашем существовании, и то, что они написали, можно вместить в одно – единственное слово: живите. Если ты живёшь, Бог будет жить с тобой. Если ты откажешься рисковать, Он вернётся на далёкие Небеса….» [4,188]. Или Эдуард. Будучи ребенком, он не захотел идти по стопам родителей, выбрав иную стезю. Родители, манипулируя его любовью к ним, заставляют Эдуарда отказаться от мечты стать художником. Зачем? Затем, что ребенок не имеет права на самостоятельный выбор. В результате, отказавшись от мечты написать серию картин под названием «Райские видения», он был уже не в состоянии воспринимать мир адекватно – стал шизофреником. «На следующий день они (родители) обнаружили, что комната Эдуарда разгромлена, картины растерзаны режущим предметом, а сам он сидит в углу и смотрит на небо…. Он не хотел больше слышать о любви: всем этим он был сыт по горло….» Эдуард «перешёл пропасть, отделявшую человека от его мечты, и назад пути уже не было….» [4,234]. Любящие папа и мама поместили Эдуарда в лечебницу, поскольку их деловая карьера не предполагала возни с больным сыном. Так должен ли человек проходить через подобное, чтобы приобрести необходимые знания? Ведь ему дается возможность учиться на опыте других людей – будь то жизненный опыт чернорабочего или опыт продвинутого тайм-менеджера, почему бы не воспользоваться этой возможностью?.. К чести автора, ему удалось показать грустные вещи так, чтобы читатель не впал в депрессию, а, напротив, захотел жить. Чтобы возникло желание исправить то, что еще можно исправить, и сделать то, что не было сделано. Вероника, в конечном счете, выполняет свое предназначение: играя на фортепиано в клинике, она возвращается к своей мечте - стать пианисткой, от которой она отказалась ради более престижной профессии.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ПОВЕСТИ «НА БЕРЕГУ РИО – ПЬЕДРА СЕЛА Я И ЗАПЛАКАЛА» ..Пилар- героиня романа «На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», рациональна и приземлена. Она мыслит о мире материальном, мало думая о душе. Она мечтает о карьере, о семейном счастье, о маленьком домике, где будет проводить дни и ночи вместе с любимым человеком. Любимого не видела она десять лет… Десять лет, за которые не изменилась она, но изменился ее друг. И вот встреча на лекции в Мадриде... Пилар была самой обычной женщиной, которая выросла в маленьком городке под названием Сория, а затем, окончив школу, уехала в Сарагосу, поступила в университет и стала готовиться к конкурсу. Она так и не достигла каких-то необыкновенных успехов в учении, провалилась на конкурсе и через некоторое время отказала жениху, так и не сумев создать семью. Жизнь её протекала спокойно и размеренно, без каких- либо особых происшествий. Со временем такой устоявшийся образ жизни уже перестал вызывать неприятие, впереди не предвиделось ни каких-то особых побед, ни катастроф, ни любви. И она уже свыклась было с этой серой и однообразной жизнью, в которой каждый день был похож на предыдущий, но однажды, за каких-то семь дней всё вдруг резко переменилось. А началось всё с того, что Пилар прислал письмо друг детства, с которым они вместе выросли,с которым она когда –то давно узнала, что такое любовь. Письмо о т него было не первым, но в этом он сообщал, что приезжает читать лекцию в Мадрид и просил Пилар приехать к нему. В субботу, 4 декабря 1993 года Пилар вновь увидела его, и с этого момента начинает отсчёт семидневная история её любви и её преображения. За эти семь дней Пилар узнала и сделала больше, чем, пожалуй, за всю свою жизнь. В эти дни она действительно жила, принимала решения, рисковала, любила, страдала, разочаровывалась и вновь обретала любовь и счастье. «Необходимо рисковать. Чудо жизни можно постигнуть в полной мере, лишь когда мы будем готовы к тому, что случится нежданное. Каждый день Бог посылает нам – вместе с солнцем – возможность изменить всё то, что делает нас несчастными. И каждый день мы попытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности, будто её не существует вовсе, будто сегодня – во всём подобно вчера и неотличимо от завтра» [5,20].. Именно так, притворяясь, Пилар жила всю жизнь. Так же попыталась она вести себя в первые несколько дней после знакомства со своим другом детства. Она упорно не замечала те волшебные мгновения, которые каждый новый день дарит человеку, благодаря которым человек может изменить всю свою жизнь. Пилар заглушала в своём сердце голос ребёнка, которому «ведомо, что один день отличен от другого», потому что каждый раз он даёт нам возможность отправиться на поиски наших мечтаний, нашей любви, навстречу новой, полной чудес, жизни. Ему дано постижение волшебных мгновений. И именно он всё время как будто старается сказать нам: «Смотри, вот оно, мгновение, в которое может свершиться чудо. Не пропусти же его, помни, что счастья нужно добиваться. Знай, что много горя и разочарований встретишь ты, если не побоишься идти Своим Путём, но и вознаграждение стоит того. А если испугаешься, струсишь, то, когда обернёшься посмотреть на прожитое, а обернёшься непременно, увидишь лишь впустую растраченную жизнь, охладевшее сердце и потухший взгляд. Полностью заглушить голос ребёнка не так – то просто. Иногда он становится почти неслышимым, но если дать ему волю, то крепнет и может изменить всю нашу жизнь. Именно так поступила с ребёнком, который жил в её сердце, Пилар: она дала ему волю, она прислушалась к тому, что он говорил. Пилар знала, что «любовь сродни плотине: если оставить хоть крохотную дырочку, куда может проникнуть тоненькая струйка воды, то вскоре под напором её рухнут стены, любовь завладеет всем и надо всем возобладает: ей безразлично, что возможно, а что – нет, её нет дела до того, по силам ли нам удержать любимого рядом, любовь – неуправляема» [5,50]. Пилар знала это – и всё же оставила маленькую трещинку в плотине, а со временем любовь завладела всем её существом. Многие люди боятся новой любви, памятуя о былых страданиях, но любовь – всегда нова. Коэльо говорит, что всякий раз человек оказывается перед неведомым и неизведомым, что нужно искать любовь, где бы ни находился, пусть даже поиски эти означают часы, дни, недели разочарования и печали. Отправляясь на поиски любви, нужно помнить, что она движется нам навстречу, и спасает нас. Духовная жизнь человека немыслима без любви. Она даёт нам силы двигаться вперёд, познавать неизведанное. Да, конечно, любовь часто влечёт за собой страдания, боль и даже разочарование, но всё это пережить нужно ради счастья, ради другого человека, нужно «обнаружить в нём искорку «Божьего огня». Практически каждого из нас ещё в детстве заставляют быть кем-то, кем мы, возможно, вовсе не являемся. Учат поступать согласно общепринятым нормам, и со временем в нас поселяется страх, который неотступно на протяжении всей жизни, следует за нами. Мы боимся не угодить кому-то своим внешним видом и вместо любимой одежды надеваем то, что принято. Боимся показаться излишне сентиментальными и скрываем свои слезы, хороним лучшие порывы души. Мы боимся показаться смешными – и не высказываем вслух свои заветные мысли и мечты, предпочитая говорить о природе и прочих пустяках или вовсе отмалчиваться. Если мы вдруг полюбим человека, который не подходит под общие стандарты, мы даже наедине с собой боимся признаться в этой любви и всячески заглушаем голос сердца, чувствующего возможное счастье. Постепенно наше сердце перестаёт петь и радоваться, разговаривать с нами, и мы уподобляемся слабым и трусливым людям, которые давным – давно перестали верить в чудеса, в волшебные мгновения и любовь. Они несчастны, но не сознаются в этом даже самим себе. В таких людях уже давно живёт «другой», то есть тот, кем их учили быть, но кем они не являются. «Другой убеждён, что человек всю свою жизнь обязан думать о том, как бы скопить денег, чтобы под старость не умереть с голоду». «Он всего боится, но твердит себе, что это не страх,а мудрость человека, не витающего в облаках» [5,71]. Пилар решилась на изгнание «другой»- и вот она снова способна любить, веселиться, быть счастливой. Другая мешала ей жить и чувствовать по-настоящему, заставляла заменять яркую, интересную, полную мыслей и ощущений жизнь на серое, скучное, бесцветное существование.
| ||||||||||||||
|
|