Черняховская культура
Памятники Черняховской культуры расположены в лесостепных районах Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморских степях к западу от Днепра, в Молдове и Юго-Восточной Румынии: от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Бута по Нижнего Поднепровья. В степи памятники Черняховской культуры встречаются гораздо реже. Период существования культуры середина III — начало V в. н. э. В настоящее время этническая неоднородность населения Черняховской культуры является общепризнанной. Хозяйство племен Черняховской культуры было земледельческо-скотоводческим. Основу его составляло пашенное земледелие с использованием легкого или тяжелого плуга. Известны находки железных наральников разных типов. Кроме того, есть находки железных мотыжек, вероятно, для огородничества. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, распространены были лен и конопля. Для уборки урожая использовались серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты (Молдавия) обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола зерна применяли ротационные каменные ручные жернова. Обнаружены мельничные сооружения, которые могли использоваться несколькими семьями. Например, на поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки такой мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом. Среди костей животных, найденных в культурных слоях поселений, более 90% составляют кости домашних животных Ведущая роль принадлежала крупному рогатому скоту, но разводили и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу. Кость широко использовалась для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из нее изготавливались также гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Предполагают, что существовали даже специализированные косторезные мастерские.
Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремесла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, в том числе орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник. С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Исследование состава цветного металла украшений показало две основные группы сплавов: первая близка по рецептуре изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна составу бронз, распространенному в мастерских Причерноморья. Это может быть связано с разными источниками сырья для местного бронзолитейного ремесла или может отражать какие-то традиции составления рецептуры сплавов. Большинство украшений Черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона — медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки. Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремесел. Можно предполагать, что эти ремесла уже были специализированными. Использовались болотные и другие руды, в частности, могли использовать залежи железной руды в районе Кривого Рога (Украина). Отходы производства железа и его обработки в виде шлаков найдены на многих Черняховских поселениях. Найдено несколько десятков металлургических горнов разной конструкции. Черняховские мастера знали различные приемы обработки железа и получения стали. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле — широкое использование и устойчивые сочетания технологических приемов в изготовлении одного предмета — пакетирования, цементации и закалки.
Особенно хорошо было развито гончарное ремесло. Более чем на 50 селищах обнаружены остатки небольших гончарных мастерских. Так, на поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Внутри нее оказались запасы подготовленной для использования глины и некоторые специальные орудия: лощило, каменный пест для размельчения примесей и другие вещи. Здесь же были найдены черепки от сформованных, но необожженных горшков. Есть данные об использовании ножного гончарного круга. Население Черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением. Преобладание гончарной посуды высокого качества и широкий ее ассортимент — одна из характерных черт черняховской культуры. Предполагают, что идея гончарного круга проникла к черняховцам из Причерноморья, из римских провинций или была ими воспринята от населения Прикарпатья, знакомого с гончарным кругом благодаря кельтскому или дакийскому влиянию.
Черняховская культура. Сосуды: На поселении Комарове в Среднем Поднестровье открыта стеклодельная мастерская. Предполагают, что это была фактория римских мастеров. Некоторые поселения можно рассматривать как промысловые, т. е. связанные с разработкой месторождений туфа (камень, который использовался для изготовления жерновов), добычей соли и др. Одно из наиболее распространенных ремесел — ткачество, изготовление шерстяных и льняных тканей. На некоторых металлических предметах в погребениях обнаружены отпечатки разных тканей. Широкий ассортимент найденного деревообрабатывающего инструмента указывает на достаточное развитие этого ремесла.
Памятники. Подавляющее большинство поселений — это селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. На плодородных черноземных почвах поселения достигают 20-30 га. На менее пригодных для земледелия территориях площадь поселков до 5 га. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки. Обычно хозяйственные или производственные сооружения находились рядом с жилым помещением. Жилища представлены полуземлянками и наземными домами. Большинство полуземлянок имеют прямоугольную форму, их площадь — до 20 кв. м. Наземные постройки, одно — или многокамерные, также имеют прямоугольную форму, их площадь колеблется от 10 до 40 кв. м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу устраивался очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью от 60 до 160 кв. м — так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение и помещение для содержания домашних животных, иногда разделенные тамбуром. Стены таких сооружений, вероятно, делались из дерна. Крупные постройки в основном открыты на территории Западной и Северной Украины и Молдовы, а их прототипы хорошо известны на территории Скандинавии и Северной Германии. На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала Черняховской культуры распространены наземные жилые и хозяйственные постройки, возведенные из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо» (т. е. без связующего раствора), с забутовкой внутренней части мелкими камнями. Известны всего три мысовых городища, расположенные в юго-восточной, степной части Черняховского ареала (Городок, Башмачки и Александровка — самое значительное по площади), возникшие в IV в. н. э. — в самом конце существования культуры. Оборонительные сооружения этих городищ представляют собой земляные валы, на которых возведены двойные каменные или деревянные стены с глиняной внутренней забутовкой, и рвы. Предполагают, что кроме валов и стен были еще и каменные башни. Конструкция оборонительных сооружений близка позднескифской или античной.
Черняховская культура. Постройки и погребения: Грунтовые могильники Черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалеку от них и занимают сравнительно с поселением небольшую площадь. Большинство известных могильников относится к IV в. Погребальный обряд характеризуется биритуальностью, т. е. использованием и трупосожжения и трупоположения. Обычно оба обряда встречаются на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах. На некоторых могильниках обнаружены культовые ямы и другие следы тризн. Трупосожжения совершались на стороне, вне места захоронения. Остатки сожжения помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Встречаются как урновые, так и безурновые захоронения. В качестве урн использовались глиняные сосуды — горшки, миски, в единичных случаях — деревянные шкатулки или другие вместилища (из кожи, ткани и др. ). Более 60% составляют безынвентарные погребения. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, иногда обожженными или преднамеренно сломанными и положенными внутрь урны или рядом. С единичными урновыми трупосожжениями связаны находки предметов вооружения: втульчатых наконечников копий и стрел, ножей-кинжалов, щитов (от них сохраняются железные умбоны — центральные конусовидные бляхи), топоров, шпор, изредка находят мечи. Мечи длинные, их рукояти не имеют, как правило, наверший и перекрестий. Иногда оружие оказывается воткнутым в дно могильной ямы или согнутым, т. е. преднамеренно испорченным. Эта деталь обряда является элементом пшеворской культуры. Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Умершие располагались, как правило, вытянутыми, на спине, головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но встречаются и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который совершался, видимо, соплеменниками умершего. Причем именно погребения с северной ориентировкой оказываются разрушенными чаще. Для них характерен разнообразный и многочисленный инвентарь, включающий и несколько сосудов. Погребения с западной ориентировкой в большинстве оказываются безынвентарными или содержат 1-2 предмета. Погребальный инвентарь представлен украшениями: стеклянными бусами, фибулами, различными подвесками, поясными пряжками, а так же предметами личного пользования или быта (гребнями, ножами, пряслицами) и приношениями, чаще всего — это сосуды с напутственной пищей. Вероятно, ритуальное значение имели такие изредка встреченные в погребениях предметы, как ключи, кучки мелких камешков, панцири черепах.
Орудия труда обычно в могилах отсутствуют, оружие встречается редко, хотя воинственность готов и их союзников неоднократно отмечалась древними авторами. Среди погребений выделяются могилы «знати» — глубокие большие ямы, обложенные деревом, останки умерших в которых сопровождают многочисленные предметы. Выделяются целые пиршественные наборы, часто включающие импортные изделия — например, стеклянные кубки. Такие погребения иногда занимают особое место на плане могильника. Предметы материальной культуры. Основная масса находок — это фрагменты различных глиняных сосудов: горшков, мисок, кувшинов, ваз, кубков. Формы сравнительно немногочисленных лепных сосудов показательны для
Черняховская культура. Круговой лощеный сосуд с изображением «календаря» (1) и реконструкция полного календарного цикла по изображениям на нескольких сосудах (2) Для поселений Черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда. Найдены многочисленные железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, глиняные грузила для вертикального ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Предметы вооружения на поселениях находят редко, тогда как находки бытовых предметов достаточно разнообразны — это как заимствованные, так и местные костяные или железные гребни, туалетные пинцеты, замки и ключи и т. д.
Черняховская культура. Украшения, предметы быта орудия труда оружие: Кроме монет с римским миром черняховскую культуру связывают многочисленные находки стеклянных и единичные — металлических сосудов. Стеклянная посуда широко распространилась в Римской империи в первые века н. э. и проникла на территорию варварских племен. Многие типы кубков, найденных на Черняховских памятниках, не характерны для самих римских провинций, вероятно, их изготавливали специально для варваров. Популярны были кубки удлиненно-конической или цилиндрической формы. Сосуды делались из одноцветного, чаще всего зеленоватого или желтоватого стекла и украшались врезным орнаментом или иногда — напаянными стеклянными цветными нитями. Импортными были и бусы из стекла, поделочных камней и янтаря. Этнический состав. В настоящее время исследователи выделяют несколько культурных традиций в рамках этнически неоднородного черняховского населения. Черняховскую культуру невозможно рассматривать как результат простой эволюции ни одной из предшествующих культур, хотя в ней отмечают германские, скифо-сарматские, славянские, фракийские и другие элементы. Первая группа традиций принадлежит германскому кругу. Ее определяют биритуальный погребальный обряд и некоторые его особенности, «большие» дома, керамика вельбарских типов (см. выше), формы украшений и предметов быта. Эти признаки известны практически по всей территории черняховской культуры. Вторая группа включает в себя сарматские и позднескифские черты: погребения по обряду трупоположения в ямах с подбоями или катакомбах, отдельные формы лепной керамики (горшки с расширяющимся горлом), постройки из камня — многокамерные дома и усадьбы с внутренним двором, металлические зеркала. Наследием культуры сарматских племен является помещение в погребения напутственной мясной пищи с воткнутым ножом, кусочков краски и мела, а также обычай прижизненной деформации черепа. Черняховские памятники с этими элементами сосредоточены в основном на территории Северного Причерноморья. В третью группу входят черты, соотносимые со славянами: памятники, на которых господствуют квадратные полуземлянки незначительной площади, с большим числом хозяйственных ям; высокий процент в керамическом наборе лепных горшков: отсутствие крупных могильников. Такие памятники сконцентрированы на территории Верхнего и Среднего Поднестровья, где продолжаются традиции пшеворской культуры. Также со славянами соотносят целый ряд элементов киевской культуры, памятники которой распространены в Среднем Поднепровье и более восточных районах. Финал Черняховской культуры связан и хронологически совпадает со временем появления и господства в восточноевропейских степях новой волны кочевников — гуннов (см. далее). Нашествие гуннов в конце IV в. вызвало отток части населения на запад — письменные источники сообщают о передвижении готских и сармато-аланских племен. В то же самое время в лесостепных районах территории, занятой населением черняховской культуры, продолжают оставаться какие-то группы населения, что также соответствует данным письменных источников о подчинении части остготов, гепидов и других народов гуннам. На территории, расположенной северо-восточнее, в период, предшествующий образованию черняховской культуры, и затем одновременно с ней существовала киевская культура, которая также многими исследователями рассматривается в рамках вопроса о происхождении восточных славян.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|