Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киевская культура. Происхождение восточнославянских племен. Пражская культура




Киевская культура

На рубеже II-III вв. н. э. в пределах леса и лесостепи в северной части Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура, памятники которой существуют до середины V в. Процесс ее формирования связан со сложным взаимодействием пост- или позднезарубинецких племен, различных местных и проникавших сюда с запада — пшеворских группировок (см. выше).

Хозяйство населения киевской культуры характеризуется земледелием и приселищным скотоводством. Распространены небольшие по площади неукрепленные поселения и соответствующие им грунтовые могильники с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. С традициями постзарубинецкой культуры некоторые исследователи связывают обычай сооружения жилых полуземлянок с центральным опорным столбом и очагом в средней части постройки. Обряд сожжения, сопровождаемый помещением в могилу вторично обожженной керамики, находит аналогии в пшеворской культуре. Для киевской культуры характерна лепная посуда. Некоторые формы керамики, такие как острореберные миски и горшки с лощеной поверхностью, имеют прототипы среди керамики зарубинецкой и пшеворской культур. Кроме местной лепной посуды на некоторых памятниках присутствует привозная круговая, изготовленная в черняховских мастерских. Особенно заметно влияние на киевскую культуру со стороны черняховской в IV — начале V в., к этому времени относятся находки некоторых типов бронзовых и железных фибул, роговых гребней, стеклянных бус, пинцетов. В начале IV в. население киевской культуры под натиском черняховских племен уступает им часть своей территории в Среднем Поднепровье. Это дало новый импульс для начавшегося несколько ранее продвижения сюда отдельных групп населения киевской культуры в Верхнее Поднепровье.

На основе киевской складывается колочинская культура, которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается как культура славянская. Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает с территорией предшествующей культуры. Практически одинаковыми оказываются приемы домостроительства (полуземлянки срубной или каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре) и обряд погребения (грунтовые могильники с остатками трупосожжения на стороне). Кроме того, исследования особенностей киевской культуры позволяют ряду авторов предполагать, что, кроме колочинской, эта культура является частичной подосновой для пеньковской культуры (см. далее), которая рассматривается как «антская», т. е. славянская. Некоторые исследователи усматривают сходство между элементами колочинской, пенъковской и пражской культур, последняя из которых практически всеми признана в качестве достоверной археологически культуры ранних славян.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН

Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, названия и территория расселения которых хорошо известны по сообщениям Повести временных лет (начало XII в. ), тесно связан с проблемой формирования достоверных раннеславянских культур. Как мы знаем, ни одна из земледельческих археологических культур раннего железного века и первой половины I тыс. н. э., чьи памятники исследованы на обширных лесостепных пространствах, не являлась чисто славянской — население каждой из них было неоднородным и состояло из различных этнических компонентов, автохтонных и пришлых.

Некоторые авторы связывают со славянами сообщения I—II вв. н. э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с VI в. сведения о славянах уже достоверны и становятся более разнообразными. По данным готского историка Иордана и ряда византийских авторов VI в., собственно славяне («склавины» в греческой и латинской огласовке) известны от Нижнего Дуная до Вислы, а родственные им и близкие по культуре анты — от Днестра до Днепра или Дона. Многие византийские источники VI-VIII вв. сообщают о набегах славян на Византию, их расселение на Балканах. Германские раннесредневековые хроники фиксируют славян на территориях к востоку от Эльбы. Древнерусская Повесть временных лет, ссылаясь на устную традицию, в качестве прародины славян называет области Нижнего и Среднего Дуная. Таким образом, оказывается, что занимаемые во второй половине I тыс. н. э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.

Пражская культура

На территории от Эльбы до Днепра и от Поморья до Дуная в V в. складывается относительно единообразная археологическая культура, получившая название пражской. Пражская культура является практически единственной культурой, чья принадлежность ранним славянам является общепризнанной.

 

Археологические культуры и племена Восточной Европы во второй половине I тыс. н. э.:
а — пражско-корчакская культура; б — пеньковская культура; в — колочинская культура; г — тушемлинская культура; д — мощинская культура; е — ареал культуры ранних длинных курганов; ж — ареал культуры сопок; з — балтские племена; и — финские племена

На всей территории распространения ее характеризуют следующие элементы:
— небольшие селища (до 10 построек), расположенные группами по берегам малых рек;
— жилые дома (квадратные полуземлянки или наземные с небольшим углублением — северо-западный ареал) с печкой-каменкой (реже глиняной) в одном из углов постройки (восточные и южные ареалы) или очагом (северо-западные ареалы);
— господство обряда сожжения на стороне (грунтовые погребения и немногочисленные курганы);
— лепная неорнаментированная керамика со строго выдержанными пропорциями (высокие горшки, расширенные в верхней трети);
— хозяйственный уклад — в основе земледельческий, при наличии скотоводства и домашних ремесел.

Пражская культура явилась, по мнению специалистов, новым культурным образованием, которое сформировалось в период великого переселения народов. Существуют три основные теории ее происхождения. Первая видит ее прототипы в славянском компоненте пшеворской культуры, вторая — в продолжении традиций зубрицкой культуры, третья зону ее формирования связывает с территорией Белорусского Полесья.

В V-VI вв. происходит постепенное расселение носителей пражской культуры в сторону Среднего Поднепровья, Подунавья и на Эльбу, где они ассимилируют остатки местного населения, не ушедшего в ходе событий гуннской эпохи. В конце VI — начале VII в. группы славянского населения начинают оседать на Балканах.

Период V-VII вв. н. э. — важный период в истории формирования славянских народов, с которым связаны:
— последний этап существования общеславянского языка;
— широкое расселение и освоение новых земель;
— самые ранние достоверные славянские археологические памятники.

В пределах пражской культуры в результате взаимодействия расселяющихся групп славянского населения и их соприкосновения с местными племенами формируются ее локально-хронологические варианты. На территории Европы выделяются несколько основных культур, так или иначе связанных с пражской. На территории Украины выделяют две: пражско-корчакскую и лука-райковецкую.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...