Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи.




Теоритические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой.

Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи.

Удивительно богата земля народными промыслами и рукоделиями. Издревне производили знаменитые белевские кружева, пастилу, отливали сталь и, конечно, лепили глиняную игрушку. В свое время громкую известность получили изделия белевских ремесленников. Неподалеку от города добывали в небольших колличествах белевскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из нее делали различные виды местных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае. Существенно отличает белевскую барыню от прочих, прежде всего удивительно высокая и тонкая шея и стройная талия, гармоничные пропорции в соотношениях основных частей-опора-низ, плечевой пояс и шляпа с обязательным петушком-свистулькой. Летний и зимний вариант с длинным рукавом. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках,собакой, например. Так называемый «подарочный вариант», дарившийся в канун «года собаки».

    Глина для изготовления используется светло-жгущаяся, как правило орловская, филимоновская или белевская. В росписи используются мягкие пастельные тона-бирюзовый, охра, полевые, розовые, серые и т.д. Цветовая гамма не ограничена, но не допускает открытых, ярких цветов. Роспись должна быть в меру, не «дробить» фигуру. В отличие от тульской росписывается также и ручка зонтика, и на самый низ юбки наносится узор-сетка, мотив, привнесенный из белевских кружев. Состав красителей-темпера (или гуашь с клеем ПВА), матовая, без применения лаков и глазурей.

    Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Образцы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.

    Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов женской фигуры на устойчивом конусе-юбке, обтекаемая форма птички-свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя. Дымковские игрушки самые «богатые», веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже раскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на какошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки состовляют несколько типов узоров.

    Народная керамическая игрушка-особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишьпотехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образцы.

    Видов керамики огромное множество-необыкновенные пластические свойства глин и богатство декора позволяют создавать произведения искусства в мелкой пластике.

    Терракота-Это обоженная чистая глина, неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. После обжига они имеют цвет от светло-кремового до красно-коричневого и черного.

    Майолика-керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

    Фаянс-керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок, обычно белого цвета, покрытые прозрачной или непрозрачной глазурью. Для фаянса, как правило, применяют прозрачную глазурь, которая по химическому составу близка к обычному стеклу. В основном это борные или борно-свинцовые глазури, а также глазури на основе полевого шпата. После нанесения глазури фаянсовое изделие украшают керамическими красками.

    Русский фаянс представлял собой белый опак с росписью печатными ресунками, с рельефами и цветными глазурями. Многие фаянсовые изделия, несмотря на свою дешевезну, отличались высоким художественным уровнем.

    Филимоновская игрушка-русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины- «синьки». При просушке пластичная, благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п. Изображение людей-монолитные, скупые на детали-близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершает конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота»-сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.

    Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их политры-малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета-игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

    Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

    В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращяли на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировке изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны-они крепки, выразительны, темпераментны. Среди образов скопинской керамики-Полкан-богатырь с дубинкой в руке. Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыбалова, скотовода-качевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

    По материалам археологических исследований и литературным источникам известно, что на территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьянской культуры (2-е тысячелетие до п.э.)-глиняные топорики и посуда. Известны скифские игрушки-всадники и повозки из глины (2 в., до н.э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найдены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв. п.э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда-из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве(10-18 вв.)                                                                       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...