Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и задачи ознакомления детей с народной глиняной игрушкой.




Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

    Конечно, не всем приемам работы с разными материалами воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

    Доступным и любимым материалом для детского творчества является глина. Большие возможности открываются перед ними в декоративной лепке, к которой относится создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок по типу народных игрушек и последующей росписи выполненных изделий.

    Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти проблемы педагоги восполняют посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в «Сокровищницу народных умельцев», оборудованную и оформленную сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

    Занятия с глиной-лепка, разминание, работа на гончарном круге и т.д.-как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

    Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной, совмещая полезное с приятным.

    В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности-важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить-это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

    В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

    Народное искусство-достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

    Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.

    Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

    Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.

    Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.

    Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки-это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.

    На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палитрами красок, с веселой радугой цветов.

    Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечеслять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

    Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

    С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

    Народная дымковская игрушка-одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставим следующие задачи:

- познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства-дымковской игрушкой;

- сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);

- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;

- развивать чувство цвета и цветовое восприятие;

- развивать эстетическое восприятие;

- вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;

- закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;

- учить создавать изображение по мативам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины;

- уметь различать произведения народного прикладного искусства;

- лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

- создовать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...