Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета
Бюджет – это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетирования. Создание этих бюджетов осуществляется в рамках оперативного финансового планирования. Разработка бюджета придает количественную определенность перспективам существующей фирмы. Т.е. бюджет решает задачи распределения экономических ресурсов. К числу этих задач относится: 1. Обеспечение текущего планирования. 2. Обоснование затрат предприятия. 3. Обеспечение координации и кооперации подразделений предприятия. 4. Создание базы для оценки и контроля выполнения планов. 5. Выполнение требований законодательства и регламентирующих нормативов.
Основой составления баланса является следующее: 1. Изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры, взаимодействия подразделений и механизм управленческого учета. 2. Поиск наименее болезненных путей вовлечения администрации предприятия в процесс бюджетирования. 3. Пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов. 4. Создание информационной базы для бюджетирования. 5. Разработка или приобретение программного обеспечения. Бюджет составляется дл отдельных структурных подразделений и для предприятия в целом. Бюджет в целом представляет единый бюджет предприятия, называемый «основным» и в нем учтены все внутренние коммуникации имеющихся подразделений. «Основной» бюджет делится на 2 части: 1. Финансовый бюджет, куда входят: 1) инвестиционный бюджет; 2) бюджет денежных средств (концентрация необходимых денежных ресурсов в определенный момент времени); 3) прогнозный баланс. 2. Операционный бюджет:
1) Бюджет продаж – это отправная точка построения финансового планирования. Он содержит информацию о запланированных объемах продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. При составлении бюджета продаж предприятие решает для себя следующие вопросы: - какую продукцию оно будет выпускать; - в каких объемах она будет реализовываться с разбивкой по периодам; - какую установить цену продукции; - какой процент продаж будет оплачен в течение месяца, на какой объем будет определена дебиторская задолженность и сроки ее возврата на предприятии. Одновременно с бюджетом продаж составляется бюджет коммерческих расходов, который непосредственно связан с ними, они планируются теми же подразделениями, что и бюджет продаж. 2) Бюджет производства – это производственная программа, определяющая запланированную номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (год), в натуральных показателях: - он отражается на бюджете продаж; - учитывает производственные мощности; - учитывает увеличение или уменьшение запасов; - учитывает величину внешних закупок. Запас готовой продукции на конец периода выражается в процентах относительно продаж следующего периода.
3) Бюджет производственных запасов – он отражает планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет продаж в стоимостном выражении и призван обеспечивать бесперебойную поставку сырья и ликвидировать неточности прогноза продаж. Информация бюджета производственных запасов используется при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках. 4) Бюджет прямых затрат на материалы – это коммерческое выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Методика составления заключается в том, что затраты подразделяются на:
- прямые – затраты на сырье и материалы, из которых производят конечный продукт; - косвенные – затраты, обеспечивающие производство сопутствующих товаров. Бюджет прямых затрат составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж. Косвенные затраты – это условно-постоянные затраты, которые не зависят напрямую от объема производства (аренда помещений, амортизация, административно-хозяйственные расходы, содержание зданий и сооружений). В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляется график оплаты приобретенных материалов. 5) Бюджет производственных накладных расходов – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Они включают в себя: - постоянную часть – это текущий ремонт, амортизация основного вида оборудования, которые планируются в зависимости от реальных потребностей производства ; - переменную часть – формируется на основе нормативов. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов по основным видам нормируемых накладных расходов, с корректировкой на величину инфляции. 6) Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение затрат компании на оплату труда основного производственного персонала. Для его составления необходима информация, характеризующая производительность труда на используемом виде оборудования, и ставки оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют: - фиксированную часть оплаты труда; - сдельную часть оплаты труда. Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие не сможет выплатить зарплату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляют график погашения задолженности по зарплате. 7) Бюджет коммерческих расходов; 8) Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором произведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. Это затраты на содержание отдела кадров, отдела автоматической системы управления, отдела труда и зарплаты, услуги связи, проценты по полученным кредитам и затраты на содержание зданий и сооружений. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, а переменная часть планируется с помощью норматива, в котором базовым показателем является объем продаж;
9) Прогнозный отчет о прибылях и убытках – итог составления совокупных бюджетов, составляет операционную часть. Форма финансовой отчетности, составленная на начало отчетного планового периода, которая отражает результаты реализации плана. Прогнозный отчет составляют для того, чтобы определить или учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств. Этот отчет составляется на основе данных, содержащихся в бюджете продаж, плановой себестоимости продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, расходах и величине налога на прибыль. Наиболее ответственным этапом является оценка плановой себестоимости, где производится построение модели себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения цены факторов потребляемых ресурсов. Для каждого вида ресурса в модели себестоимости определяется расходный коэффициент, который определяет потребление ресурса для конкретного продукта. Кроме того, рассматривается цена каждого потребляемого ресурса. Модель оценки себестоимости формирует конечную себестоимость и пределы этой себестоимости (от минимальной до максимальной), которую может себе позволить предприятие при сложившихся ценах на выпускаемый продукт данного предприятия. Таким образом, данный плановый отчет о прибылях и убытках содержит прогноз всех прибыльных операций предприятия и позволяет всем финансовым менеджерам следить за влиянием индивидуальных смет на годовую смету выпускаемой продукции. Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, то необходим пересмотр этой сметы или отказ от выпуска данного изделия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|