Понятие и элементы договора поставки товаров для государственных нужд.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд - разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями Гражданского кодекса РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе». Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное. Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней. Цена товара - рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ. Участниками договора этого типа являются: заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими); поставщик (в этой роли выступают предприниматели); Получатель товара (покупатель). Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами: государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);
договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику. В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы: определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида; выдача заказа на поставку товара заказчику; размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах); заключение контракта между поставщиком и заказчиком; направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику; заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика. Нарушения, допущенные покупателем: невыборка товаров покупателем в обусловленный срок; непредставление покупателем отгрузочной накладной; неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.
Права и обязанности сторон по договору поставки товаров для государственных нужд, их ответственность Особенности ответственности сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд: основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 Гражданского кодекса; формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 Гражданского кодекса); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.
Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд: заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (ст. 533 Гражданского кодекса); поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законов), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве»). Особенности содержания договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд: заказчик не может отказаться от заключения контракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ; заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30-дневный срок; поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю; покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 Гражданского кодекса), а если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний. 14. Договор контрактации: понятие, элементы, содержание, ответственность. Договор контрактации - договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 Гражданского кодекса). Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.
Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный. Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Особенностью данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения. Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже. Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы Гражданского кодекса РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы Гражданского кодекса РФ об общих положениях договора купли-продажи. Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют. Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам: специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности; субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю; особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом; на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса); законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель. Стороны договора контрактации – продавец (производитель продукции) и заготовитель(контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (например, торговая организация, завод) или государственный орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров. Предметом договора догвора контрактации могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности: зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных); в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести. Цель закупок: последующая переработка или продажа продукции; помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»). Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора контрактации и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|