Тема 8. Составление, решение и анализ экономико-математических задач по оптимизации производственной структуры сельскохозяйственного предприятия
Научно обоснованное определение специализации и сочетания отраслей в сельскохозяйственных предприятиях возможно на основе применения математических методов и ЭВМ. Подходы к решению этой задачи могут быть различные: 1) задача может быть решена по фактическим данным, взятым из отчетной документации. 2) задача решается по планируемым, прогнозируемым показателям, взятым из плановых документов. Постановка экономико-математической задачи может быть сформулирована следующим образом: исходя из имеющихся в хозяйстве ресурсов, определить специализацию и сочетание отраслей, которые позволили бы выполнить план продажи государству всех видов продукции, удовлетворить внутрихозяйственные потребности и получить максимальный эффект от сельскохозяйственного производства в виде получения максимума продукции (товарной, валовой, в натуральном, денежном выражениях), дохода, прибыли, либо в минимуме затрат основных производственных ресурсов (земли, трудовых ресурсов, денежно-материальных средств и т.п.). Задача. В хозяйстве имеется 3500 га пашни, 449 га естественных сенокосов и 657 га естественных пастбищ. Ресурсы труда составляют 1782 тыс.чел.-час. Основными отраслями в хозяйстве являются молочное скотоводство, производство овощей и зерна. Дополнительной отраслью является в животноводстве свиноводство. В хозяйстве необходимо произвести не менее 83479 ц молока, 5501 ц прироста молодняка крупного рогатого скота, 200 ц прироста свиней и реализовать не менее 12000 ц озимой пшеницы и 20264 ц овощей. Многолетних трав на семена необходимо иметь в хозяйстве не менее 30 га, зернобобовых - не менее 100 га, а кукурузы на зерно - не более 400 га. Среднегодовой удой молока на корову 3770 кг, на корову производят 2,5 ц прироста молодняка крупного рогатого скота. На 1 свиноматку производят 20 ц свинины. На производство 1 ц молока требуется 1,05 ц к.ед. и 0,102 ц переваримого протеина; на 1 ц прироста молодняка крупного рогатого скота соответственно 7,1 и 0,8; на 1 ц прироста свиней - 10,3 и 1,13. На содержание 1 головы КРС требуется 308 чел-час труда и 2950 ден.ед материально-денежных затрат, на содержание 1 свиноматки - 800 и 4900 ден.ед соответственно.
Критерий оптимальности задачи - максимальное количество прибыли, получаемое при реализации озимой пшеницы, овощей, продукции молочного скотоводства и свиноводства. В ценах предыдущего года хозяйство получало с 1 га пшеницы 283 ден.ед, овощей - 845 ден.ед прибыли. Корова давала 968 ден.ед прибыли. Свиноматка приносила хозяйству 0,5 ден.ед убытка. Задание. 1.Составить числовую модель задачи: а) определить систему переменных б) определить систему ограничений в) определить целевую функцию 2.Записать модель в матричной форме 3.Решить задачу с использованием ПЭВМ 4.Сделать экономический анализ решения Исходная информация.
Таблица 1 Урожайность с.-х. культур и затраты производственных ресурсов
Таблица 2 Структура годового рациона животных, %
Таблица 3 Распределение продукции растениеводства
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Методические рекомендации подготовлены с целью оказания научно-методической помощи студентам при выборе темы курсового проекта, составлении плана выполнения темы, сборе и обработке информации для постановки и формализации экономико-математической задачи, анализе и обобщении результатов ее решения, а также при разработке выводов и предложений по теме курсового проекта. Курсовой проект выполняет студент под руководством преподавателя, ведущего предмет, согласовывая отдельные вопросы с руководителем дипломного проекта. Для успешного выполнения курсового проекта, студент должен изучить литературу по теме проекта, составить план, собрать необходимую информацию на базе сельскохозяйственного предприятия - месте прохождения производственной практики. Цель курсового проекта. Выполняя проект по одной из тем курса студент должен показать умение владеть методологией и методикой экономико-математического моделирования для анализа экономических процессов в сельском хозяйстве с целью разработки оптимальных планов развития и повышения эффективности производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|