37. Субъективные признаки коррупционного преступления.
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 При исследовании содержания коррупционного преступления выделяются объективная и субъективная стороны. Так, при злоупотреблении коррупционером своим должностным положением объективная, сторона имеет три признака: 1) действие или бездействие должностного лица вопреки интересам службы; 2) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) наличие причинной связи между деянием должностного лица и последствиями этого деяния. Субъективная сторона — это отношение преступника к совершаемому преступлению. Коррупционер всегда действует осознанно. Значит субъективной стороной коррупционного преступления является его совершение умышленно, т. е. коррупционер всегда имеет желание путем нарушения закона получить определенную выгоду. Важной особенностью коррупционных преступлений является то, что у совершающих их должностных лиц всегда имеется корыстный мотив. Понятие «должностное лицо» Определение понятия «должностное лицо» закреплено в примечаниях к ст. 285 УК РФ. Его официальное определение важно потому, что благодаря этому исключается возможность привлечения к ответственности за коррупционные преступления лиц, которые не являются должностными лицами, не наделены полномочиями, которые можно использовать в корыстных целях и незаконно обогащаться. Федеральный законодатель установил, что должностными лицами применительно к коррупционным преступлениям признаются, прежде всего, лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти. В эту группу должностных лиц входит большое количество граждан Российской Федерации. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом порядке» к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. К ним относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями сотрудники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяется распорядительными полномочиями.
Вторая группа граждан, которые относятся к должностным лицам, в случае совершения ими коррупционных преступлений это лица, которые также постоянно выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Следует отметить, что организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службу подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственнът функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. Третью группу должностных лиц, которые могут привлекаться к ответственности за совершение коррупционных преступлений, составляют лица, выполняющие названные функции временно или специальному поручению. Выполнение функции по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов полиции, прокуратуры и др. ), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово, либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др. ). При определении квалификации коррупционного преступления прежде всего выясняется какой собственности нанесен ущерб деяниями его исполнителя, в какой государственно-муниципальной или иной системе он работает. При этом следует иметь в виду, что лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и, в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности за коммерческий подкуп.
Под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать юридическое лицо, например, хозяйственное товарищество и акционерное общество, которое в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли. В силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией является и унитарное предприятие, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество. В отношении такого имущества оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление, но также с целью получения прибыли. Работа ради получения прибыли — главная отличительная черта коммерческих организаций. В этом их первейший интерес. Его удовлетворение обеспечивается путем сбыта производимой продукции или предлагаемых услуг. К некоммерческим организациям, которые не являются органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Все должностные лица являются лицами, работающими в государственных органах, предприятиях и учреждениях, включая Вооруженные Силы и другие военные формирования. Должностными лицами в негосударственных организациях являются лица, работающие в органах местного самоуправления. К таковым относятся главы муниципальных образований и руководители муниципальных представительных органов, местных администраций и контрольно-счетных органов. Все они наделены полномочиями, связанными с распределением и реализацией местных бюджетов. Но основными финансовыми средствами местных бюджетов распоряжаются руководители местных администраций. На них возложены исполнительнораспорядительные функции по решению вопросов местного значения и других входящих в их компетенцию вопросов. Зачастую на муниципальном уровне совмещаются должности глав муниципальных образований и руководителей местных администраций. Именно эти лица в случае совершения преступлений коррупционного характера будут относиться к категории должностных лиц и нести ответственность по соответствующим статьям главы 30 УК РФ.
Наряду с должностными лицами, как субъектами коррупционных преступлений, выделяются еще две группы коррупционеров. В первую группу входят лица, занимающие государственные должности РФ, т. е. лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Так, в Конституции РФ выделяются Президент РФ, председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Государственные должности федерального уровня занимают руководители федеральных органов, генеральный прокурор, его заместители, федеральные судьи. В постсоветской России некоторые граждане, занимавшие такие должности, привлечены к уголовной ответственности и отбывают наказания в местах лишения свободы. Находятся в колониях в настоящее время бывший федеральный министр экономического развития РФ, бывший руководитель Федеральной службы исполнения наказания, бывший заместитель министра культуры РФ. Каждый из них обогащался, злоупотребляя своим служебным положением, предавая таким способом интересы государства и общества. Во вторую группу высокопоставленных коррупционеров входят лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. Такие должности установлены конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов власти регионального уровня. Среди руководителей субъектов РФ также есть те, кто в прошлом злоупотреблял полномочиями, а в настоящее время отбывает уголовное наказание за совершенные коррупционные преступления: бывшие высшие должностные лица (губернаторы) Тульской и Пермской областей, а также Республики Коми и Мордовии. Чаще всего коррупционерами являются государственные служащие, занимающие руководящие должности в министерствах и других властных органах. И это естественно. По сравнению с лицами, занимающими государственные должности, государственных служащих намного больше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|