Расстановки семьи с помощью символов
Участник: Если в Вашем распоряжении нет группы людей, из которых можно выбрать нужных исполнителей ролей членов семьи, и Вы должны работать с символами, как тогда можно достичь той же интенсивности динамики чувств, которую выражают разные участники расстановки? Б.Х.: Как правило, я применяю способ расстановки семьи только при работе с группой. Вы сами могли видеть, что подобная работа возможна только в группе и только в ней достигается такая интенсивность динамики чувств. Ее трудно достичь в частных сеансах. Но когда в распоряжении терапевта нет группы, он может воспользоваться символами. Опыт показал, что очень хороших результатов можно достичь и в этом случае. Например, можно работать с обувью, которую расставляют вместо «живых» исполнителей ролей членов семьи. Тогда терапевт вместе с пациентом представляют себе, что соответствующие лица словно стоят над этой обувью. Другой вариант этого способа состоит в том, что терапевт и пациент ходят по комнате и стоят возле соответствующей определенному члену семьи пары обуви, стараясь ощутить чувства этого человека. Можно также воспользоваться маленькими прямоугольными ковриками, символизирующими членов семьи, на которые пациент становится. Как в нормальных расстановках семьи, так и в этих случаях, действует принцип способности человеческой души приспосабливаться, согласно которому душа в состоянии извлечь самую большую пользу из данной ситуации. Участник: Чувства, выражаемые «обувью», ощущаете Вы или пациент? Б.Х.: При использовании символов нужно поступать с наибольшей осторожностью. Фантазии или какие-либо интерпретации происходящего неизбежно ведут к неправильным результатам.
Некоторые терапевты обладают особенными способностями для работы с символами. Например, один из моих коллег-терапевтов рассказал мне, что как только он становится возле символа, то сразу начинает испытывать чувства замещающего лица. Он никогда не ошибается и может доверять своему восприятию. Мне сказали, что этой способности можно научиться. Но лучше, чтобы не терапевт, а пациент становился возле символа, потому что его поле чувств ближе к расставленной системе.
Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения, другой покончил самоубийством Б.Х. (обращаясь к Фриде): Какая у тебя проблема? Фрида: Полгода назад мой брат покончил жизнь самоубийством, и мне сейчас кажется, что это событие сильно влияет на меня. Б.Х.: Ты пыталась совершить самоубийство? Фрида: Нет, но я об этом уже думала. Б.Х.: Хорошо. Если хочешь, мы сейчас расставим твою семью. Кто к ней принадлежат? Фрида: Остались только я и родители. Б.Х.: Каким образом твой брат покончил с собой? Фрида: Он бросился вниз с виадука. Б.Х: Сколько ему тогда было лет? Фрида: Двадцать семь лет. Б.Х.: Тогда расставим четыре этих лица: твоего отца, твою мать, твоего умершего брата и тебя. Фрида: Моя мать родила еще одного ребенка, но он умер через шесть дней после рождения. Он был моим старшим братом. Б.Х.: Вот опять пример динамики внутренней фразы: «Я следую за тобой». Этот ребенок нам здесь, конечно, нужен; о нем в семье совсем забыли, но он важен с точки зрения системной динамики. Его мы потом добавим к констелляции.
Рис. 30.1: О - отец; М - мать; +2 — второй ребенок, покончил с собой, когда ему было 27 лет; 3 — третий ребенок, дочь (Фрида).
Б.Х. (группе): Вы видите, конечно, что вся семья направлена в одну точку. Я предполагаю, что они все смотрят на рано умершего ребенка. (Фриде): Упрекают ли твои родители друг друга в смерти этого ребенка? Фрида: Да. Этот ребенок родился преждевременно, на седьмом месяце, и мать упрекала отца в том, родила сына раньше времени в результате психологического стресса, вызванного тем, что отец неподобающим образом вел себя во время ее беременности. Сам ребенок отказался от груди и фактически умер от голода.
Б.Х: Сейчас я добавлю этого ребенка в констелляцию. Рис. 30.2: +1 — первый ребенок, сын, умерший вскоре после рождения.
Б X.: Как чувствует себя отец? Отец: Прежде я чувствовал себя совсем одиноким и только замечал, что мой взгляд направлен вперед. Сейчас меня тянет к умершему ребенку, и я чувствую, как во мне возникает гнев по отношению к жене. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Прежде я чувствовала себя совсем плохо, меня даже тошнило. Сейчас, по крайней мере, там кто-то стоит, на кого можно смотреть. Но это не значит, что я чувствую себя хорошо. Второй ребенок: Мне очень неприятно, что мать стоит позади меня. Я чувствовал себя еще хуже, когда она положила мне руку на плечо. Третий ребенок: Вначале мне хотелось встать подальше от отца; меня тянуло к брату, который стоял возле меня, но когда пришел другой ребенок, все изменилось, и я больше не чувствую, будто я слишком близко к отцу. Б.Х.: Здесь видно, что мать чувствует себя виноватой за смерть этого ребенка. Но кто принял на себя вину и умер вместо нее? Сын. (Обращаясь к рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя? Первый ребенок: Вначале меня тошнило, и мне казалось, что вся семья давит на меня, но потом мне стало ясно, что все эти чувства от матери... (Б.Х. берет мать за руку и выводит ее из группы.) Рис. 30.3
Б.Х. (матери): Как ты чувствуешь себя здесь, вне системы? Мать: Лучше. Чувство тяжести с правой стороны исчезло. Б.Х.: Я вам сейчас покажу решение этой проблемы. Рис. 30.4
Б.Х.: Как чувствует себя отец в этой констелляции? Отец: Я чувствую облегчение. Первый ребенок: Меня тянет к матери. Второй ребенок: Я чувствую, что мне не угрожают никакие опасности. Третий ребенок: Сейчас все в порядке. (Б.Х. ставит рано умершего ребенка вплотную перед матерью, спиной к ней.) Рис. 30.5
Б.Х: Действующая в данном случае динамика такова: мать внутренне говорит своему ребенку: «Я последую за тобой».
(Матери): Как ты чувствуешь себя сейчас? Мать: У меня сейчас возникает чувство любви. Мне гораздо лучше. Первый ребенок: Это место совсем неплохое. Еще чего-то не хватает, но... (Б.Х. ставит мать справа от умершего ребенка.) Рис. 30.6
Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя дети? Первый ребенок: Мне кажется, что все могло бы быть еще лучше... Б.Х.: Самое подходящее место для него, конечно, рядом с отцом и братом и сестрой. Б.Х.: А как чувствуют себя брат и сестра после его ухода? Второй ребенок: Я чувствую пустоту с правой стороны. Третий ребенок: Я очень возмущена. Б.Х.: Если этот ребенок не сможет встать на свое место рядом с братом и сестрой, они последуют за ним. Разрешите показать вам другое решение проблемы. (Б.Х. ставит мать слева от отца и просит рано умершего ребенка, чтобы он сел на полу перед родителями, опираясь на них спиной.) Рис. 30.7
Б.Х. (родителям): Положите руку на голову ребенка! (Мать начинает плакать.) Б.Х. (матери): Смотри на ребенка! Обопрись на своего мужа и скажи ребенку. «Мой дорогой ребенок». Мать: Мой дорогой ребенок. Б.Х.: Еще раз. Мать: Мой дорогой ребенок. Б.Х: Дыши глубоко, открытым ртом!.. Как тебе сейчас? Мать: Мне лучше. Наконец я могу видеть других. Б.Х. (рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя? Первый ребенок: Хорошо. Б.Х. (второму сыну, покончившему самоубийством): Как ты чувствуешь себя? Второй ребенок: С тех пор, как началась расстановка, только сейчас я могу видеть свою мать. Б.Х. (группе): Когда в семье умирает ребенок, родителям легче всего искать виноватого или чувствовать свою собственную вину, тогда им не нужно признавать свою боль или покоряться судьбе. Потеря этого ребенка причинила родителям Фриды глубокую боль, была для них тяжелой судьбой, и они могли бы решить свою проблему тем, что сблизились бы и сказали себе: «Мы вместе выдержим этот удар судьбы». Но они решили больше не обращать внимания на ребенка, забыть его и лишить его места в своих сердцах. (Фриде): Встань-ка на свое место в расстановке! (Фрида занимает свое место.)
Б.Х.: Так хорошо? Фрида: Да. Б.Х.: Вот, нашли исцеляющую картину.
Самоубийство из любви Б.Х. (группе): По моему опыту, люди, проявляющие склонность к самоубийству, всегда являются пленниками динамики «Я следую за тобой» или «Лучше я, чем ты». Исходя из этого, терапевт может заниматься ими таким способом, который соответствует этой динамике, то есть относиться к ним с большой любовью и без страха. Ему только нужно найти того члена семьи, за которым хочет последовать пациент, находящийся в опасности самоубийства, и интегрировать этого члена семьи в семейную систему, с любовью поставить его на подходящее место. После этого пациент больше не будет находиться в опасности самоубийства. Этот закон действует и тогда, когда пациент прислушивается к своей внутренней фразе «Лучше я, чем ты», то есть когда его тянет к самоубийству из-за того, что он замещает какого-то другого члена семейной системы и испытывает на себе действие этой высасывающей энергии. Существует и такой вариант, когда пациент находится под угрозой самоубийства из-за системной потребности в искуплении вины в соответствии с внутренней фразой «Лучше я, чем ты». Но как бы, то, ни было, в большинстве случаев пациент находится в опасности самоубийства из-за любви, как, например, Фрида. Участник группы: Обычно ты разрабатывал решение проблем, сосредоточиваясь на пациенте, но в случае Фриды ты сосредоточился на ее матери, несмотря на то, что пациентом является Фрида. Что ей сейчас делать? Б.Х: Нет, в данном случае пациенткой была мать Фриды, и я нашел решающий ответ на проблемы семьи для нее и — тем самым — для всей ее семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|