Уважение родителей соответствует уважению Земли
Когда мы верим в Небо, мы иногда считаем, что с его помощью нам удастся подняться над Землей и родителями. Следует знать, что уважение родителей равноценно уважению Земли. Уважать родителей — значит принимать и любить их такими, какие они есть, а уважать Землю — значит принимать и любить ее такой, какая она есть, вместе с жизнью и смертью, здоровьем и болезнями, началом и концом. Признание этого принципа является истинной религией, то есть тем, что когда-то называлось самоотречением и набожностью. Мы ощущаем это как состояние крайнего освобождения от собственного «Я», благодаря которому мы становимся способными брать и отдавать все с любовью.
Приведу пример. Эту историю можно было бы назвать «Два рода счастья», но я назову ее «Неосуществленное».
Неосуществленное Монах, искавший истину, о милостыни попросил на рынке у торговца. Торговец же, монаха смерив взглядом и подаяние протянув, спросил: «Почему ты просишь у меня чего-то, в чем у тебя нужда, меня считая и образ жизни, что я веду, столь низким?» Ответ монаха был: «То Абсолютное, на что направлен поиск мой, имеет ценность гораздо большую, чем остальные вещи все под солнцем». Торговец все же продолжал: «Но если это Абсолютное и вправду существует, то разве может быть оно чем-то, что человек искать, способен или найти, словно лежит оно в конце какой-нибудь дороги? И разве можно было бы пойти к нему, найти и захватить, как будто есть оно одно средь множества других вещей ... и даже больше их? И разве можно, наоборот, прочь от него уйти, и меньше, чем другие, быть им несомым или же менее служить ему? Ответ монаха был: «Абсолютное найдет лишь тот,
кто отречется от того близкого, что окружает нас, и настоящего». Торговец продолжал: «Но если Абсолютное и вправду существует, то это значит, что оно всем близко, хотя и скрыто так, как в каждом Осуществленном Неосуществленное сокрыто, а в Настоящем каждом - и Предыдущее и Будущее, В сравнении с Осуществленным то, что познаем мы, временно и ограниченно, нет, как нам кажется, у Неосуществленного границ — подобно Настоящему, в сравнении с тем, откуда мы берем свое начало, и с тем, к чему стремимся. Но все, же открывается Неосуществленное для нас в Осуществленном так, как Прошлое и Будущее наше - в Настоящем». Но торговец, подумавши, сказал: «Если действительно существует Абсолютное, тогда оно, по-моему, скрыто в проявляющихся феноменах, подобно каждому Осуществленному, в котором скрывается еще не осуществленное, или каждому Настоящему, в котором скрыты предыдущее и последующее мгновения. В сравнении с Осуществленным, переживаемым в отмеренные сроки и ограниченным воспринятой реальностью, Неосуществленное нам мнится безграничным... сродни всему, что породило нас, сродни тому, к чему мы все стремимся, что кажется нам беспредельным в сравнении с нашим нынешним существованьем. Но Неосуществленное мы зрим в Осуществленном, подобно Прошлому и Будущему, раскрытыми для нас в мгновенье настоящем. Неосуществленное подобно ночи и подобно смерти, подобно бессознательному началу, и открывает нам глаза в Осуществленном на короткий миг, подобно молнии. Поэтому Абсолютное приближается к нам лишь в близком и сияет только... сейчас!» Тогда спросил монах: «Коль твои слова правдивы, что делать нам — тебе и мне?» Торговец произнес: «Нам остается, на некоторый срок... Земля».
Расстановка: «Я последую за тобой» Б.Х.: По-моему, теме данной конференции не будет противоречить, если мы сосредоточимся, прежде всего, на работе с участниками, страдающими смертельными болезнями или склонными к самоубийству.
(Обращаясь к Астрид, сидящей в инвалидном кресле): От какой болезни ты страдаешь? Астрид: У меня диабет, поэтому мне регулярно проводят диализ, кроме того, мне уже сделали пересадку одной почки. Б.Х.: Я постараюсь применить все свои знания в работе с тобой, и если ты поможешь мне лучшей половиной своей души и лучшей половиной души своих матери и отца, мы, возможно, найдем то, что поможет тебе. Ты согласна? Хорошо. Начнем с того, что ты расскажешь мне кое-что о ситуации в своей семье. Происходили ли в ней какие-то особенно важные события? Например, ранняя смерть или самоубийство кого-то из ее членов. Астрид: После меня у моей матери родился еще один, третий ребенок, который умер через три дня после рождения. Б.Х.: Это важно, так как на подобное событие другие дети в семье очень сильно реагируют. Произошло ли еще что-то, кроме этой смерти? Астрид: Я заболела диабетом, когда умер от рака мой дедушка. Он жил вместе с нами. Б.Х.: Он был отцом твоей матери или отца? Астрид: Моей матери. Б.Х.: Случилось ли еще что-то особенное в родительской семье твоей матери? Например, чья-то ранняя смерть? Астрид: Брат моей матери умер во время войны от дифтерии, когда ему было четырнадцать. Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей или их родителей замужем или женат, или же имел серьезные отношения с кем-либо до брака? Астрид: Нет. Б.Х.: Сейчас мы расставим эту семейную систему с помощью участников нашей группы. Нам нужны исполнители ролей отца и матери. Их первый ребенок был мальчиком или девочкой? Астрид: Мальчиком. Б.Х.: А второй ребенок? Астрид: Это я. Б.Х.: Твою роль тоже будет играть участница группы. А умерший ребенок? Астрид: Это была девочка. Б.Х.: И для нее выберем исполнительницу. Отчего умер этот ребенок? Астрид: Это осталось невыясненным. Б.Х.: Что ты имеешь в виду? Астрид: Мать мне рассказала, что ребенок ничего не ел. Больше я ничего не знаю. Б.Х.: Значит, она умерла от голода? Астрид: Это все, что они мне сообщили. А вообще об этом ребенке в нашей семье всегда умалчивали. Б.Х: Твои родители упрекали друг друга в ее смерти? Астрид: Они никогда не упоминали этого ребенка.
Рис. 24.1: О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь (Астрид); +3 — третий ребенок, дочь, умершая через три дня после рождения.
Б.Х.: Хорошо. Расставь исполняющих роли членов своей семьи. Ты в состоянии встать и сделать это сама? Астрид: Да. Б.Х.: Тебе известно, как это делается? Астрид: Нет. Б.Х.: Ты должна взять за плечи каждого и попытаться расставить их по отношению друг к другу таким образом и на те места, которые им сейчас, на твой взгляд, соответствуют — до тех пор, пока у тебя не появится впечатление, что констелляция отражает реальное положение. Все это ты должна делать спонтанно, в соответствии со своими чувствами. В конце ты должна еще раз все проконтролировать, и тогда можешь снова сесть. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Я словно защемлен между этими двумя и чувствую за спиной какую-то угрозу; это действительно что-то ужасное. Мне очень хочется повернуться и посмотреть туда. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Очень многое из того, что находится у меня за спиной, остается для меня непонятным. Это что-то очень массивное. Б.Х.: Как чувствует себя сын? Первый ребенок: Я чувствую очень тесную связь с моей сестрой, но родители слишком далеко от меня. Б.Х. (участнице, играющей роль Астрид): Как чувствует себя старшая дочь? Второй ребенок: У меня такое впечатление, что мои родители усиленно рассматривают меня. Хорошо, что они так далеко от меня. Б.Х.: Как чувствует себя умерший ребенок? Третий ребенок: Я никого не узнаю, и у меня такое впечатление, будто я не принадлежу к этой группе. Б.Х.: Сейчас я переставлю умершего ребенка так, что все смогут его видеть. Рис. 24.2
Б.Х.: Что изменилось у родителей? Отец: Я чувствую себя гораздо свободнее, несмотря на то, что нахожусь еще слишком близко к жене. Но мне сейчас легче дышать. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Я чувствую облегчение. Второй ребенок: Мне тоже лучше. (Обе сестры улыбаются друг другу.) Б.Х.: Что это было? Второй ребенок: Мне приятно, что и она здесь. Б.Х. (группе): Сейчас у меня возникают разные впечатления. Первое: мать хотела бы покинуть семью и последовать за своим умершим ребенком. Вторая картина: старшая дочь пытается это предотвратить собственным уходом. И третья картина: старшая дочь тоже хочет последовать за своей умершей сестрой. Вы, конечно, заметили, как они понимают и любят друг друга?
(Сестры снова улыбаются друг другу.) Б.Х.: Видите? Они не могут этого скрыть! (Смех в группе.) Б.Х: Я вижу, что вы это тоже заметили. Сейчас я поставлю мать рядом с отцом. Рис. 24.3
Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете? Отец: Меня тянет вправо. Б.Х: Возможно, что отец хочет уйти. То, что находится вне системы, тянет его из нее. Встань рядом с умершей дочерью и скажи мне, как ты себя там чувствуешь. Отец: Мне здесь хорошо. Б.Х: (Астрид): Что особенного случилось в родительской семье твоего отца? Астрид: Его младший брат умер во время войны от воспаления легких. Б.Х: (отцу): Встань обратно рядом с женой. А я сейчас добавлю в расстановку твоего умершего младшего брата. Рис. 24.4: +БО — брат отца, умерший в возрасте четырнадцати лет.
Б.Х: (отцу): Что для тебя изменилось? Отец: Сейчас мне хорошо, так как меня больше не тянет вправо. (Остальные члены семьи не почувствовали никакого изменения.) Б.Х: (группе): По-моему, отец внутренне говорит этому умершему брату: «Я последую за тобой!» Б.Х: А как чувствует себя сейчас мать? Мать: Мне все же кажется, что что-то изменилось, когда сюда пришел его брат. Прежде, когда я стояла рядом с мужем, у меня было впечатление, что чего-то не хватает. Сейчас эта ситуация изменилась. Но его брат не должен стоять слишком близко. Б.Х.: Конечно. Ведь иначе жена потеряет мужа. (К Астрид): Тебе хочется сейчас встать на свое место в расстановке? Как назвали твою умершую сестру? Астрид: Мария. Б.Х: Посмотри на нее и скажи: «Дорогая Мария!» Астрид: Дорогая Мария! Б.Х: Повтори еще раз. Астрид: Дорогая Мария! (Длинная пауза.) Б.Х: Скажи ей: «Я последую за тобой!» Астрид: Я последую за тобой! Б.Х.: «С любовью!» Астрид: С любовью! Б.Х: Повтори еще раз! Астрид: Я последую за тобой с любовью! Б.Х: Это правда? Астрид: Да. Б.Х.: Как чувствует себя при этом умершая сестра? Третий ребенок: Не совсем хорошо. Б.Х.: Я так и думал. Третий ребенок: Она мне не нужна. Б.Х. (группе): Здесь приходит конец иллюзиям пациентки. (К Астрид): Сейчас я отниму у тебя сестру и поведу ее туда, где ее настоящее место. (Участнице, играющей роль умершей сестры): Сядь на пол перед обоими родителями и прислонись к ним спиной. Рис. 24.5
Б.Х. (участникам, играющим роли родителей): Положите нежно одну руку ей на голову. Одновременно!
Как чувствует себя сейчас ребенок? Третий ребенок: Мне лучше. Б.Х.: Как чувствуют себя родители? (Оба улыбаются друг другу и кивают, показывая, что у них сейчас все хорошо.) Б.Х. (Астрид): Скажи своей сестре: «Дорогая Мария!» Астрид: Дорогая Мария! Б.Х.: «Вот твое место». Астрид: Вот твое место. Б.Х.: «А я останусь здесь». Открой глаза. Астрид: А я останусь здесь. (Длинная пауза.) Б.Х.: Дыши глубоко! Посмотри на мать и скажи ей... Как ты ее называла в детстве? Астрид: Мама. Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. (Она взволнована и начинает плакать.) Б.Х.: Это хорошо. Посмотри на нее и скажи с любовью: «Дорогая мама!» (Астрид медлит.) Астрид: Дорогая мама! (Всхлипывает.) Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я... Я... Я... Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х.: Повтори эту фразу ровным голосом: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х.: Посмотри сейчас на отца! Как ты его называла? Астрид: Папа. Б.Х.: Скажи: «Дорогой папа!» Астрид: Дорогой папа! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х.: Тебе легче сказать эту фразу отцу. Посмотри еще раз на мать. Сейчас мы вместе подойдем к матери. Встань рядом с ней. Рис. 24.6
Б.Х.: Посмотри на мать и скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. (Сейчас ее голос звучит решительно.) Б.Х.: Да, точно так и нужно произносить эту фразу. Повтори ее еще раз! Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х. (матери): Обними ее. Обеими руками! (К Астрид): Скажи: «Дорогая мама, я остаюсь здесь». Астрид (громко): Дорогая мама, я остаюсь здесь. Б.Х.: Да, точно так! «Дорогая мама, я остаюсь здесь». Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. (Всхлипывает.) Б.Х.: Дыши глубоко и выдыхай воздух с силой! Вдох и выдох должны быть глубокими!.. Да, точно так. А сейчас повтори снова, спокойным голосом: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь». Астрид: Я остаюсь здесь. Б.Х. (группе): Она произносит эту фразу спокойно. Только сейчас она сделала это правильно и достигла полной силы высказывания. (К Астрид): «Дорогая мама, я остаюсь». Астрид: Дорогая мама, я остаюсь. Б.Х.: Да, сейчас ты правильно произнесла эту фразу. Но будешь ли ты теперь, и жить в соответствии с ней? Посмотри на мать! Посмотри ей в глаза и скажи: «Я сделаю то, что сказала». Астрид: Я сделаю то, что сказала. Б.Х.: Хорошо. Это все. (Б.Х. помогает Астрид вернуться на свое место. Участница, сидящая рядом с Астрид, обнимает ее одной рукой. Тогда Б.Х. говорит участнице: «Нет, нет. Это может нарушить процессы, протекающие сейчас в ее душе. Она может защитить сама себя лучше, чем кто-либо другой. Твое утешение только отвлечет ее внимание».) Б.Х. (группе): После такой работы мне надо отдышаться... Я думаю, мы все видели, какие здесь действуют энергии, ведущие к болезни, а также какая сила необходима для того, чтобы найти переход от болезни к лечению. Та же любовь, что привела к болезни, и избавляет пациентку от нее. Только сейчас цель этой любви другая, хотя любовь остается прежней. Если кому-то из вас хочется что-то добавить или задать какие-то вопросы для уточнения, можете сделать это сейчас. Один из участников: Не осталось ли чего-то невыясненного в отношении отца? Он ведь тоже хотел последовать за кем-то? Б.Х.: Важный принцип нашей работы состоит в том, что терапевт не делает больше, чем необходимо пациенту. Астрид не нужно больше того, что мы сделали. В процессе расстановки это стало ясным. Когда я вижу это, я прекращаю сеанс терапии, иначе происходит потеря энергии. При достижении высшей точки работы необходимо остановиться — никакой проработки или дополнительных вопросов, вроде: «Как ты себя сейчас чувствуешь?». Это только лишило бы пациента сил. Ты это понимаешь? Участник: Да. Четыре месяца спустя я получил от Астрид следующее письмо: «... Уже много дней и даже недель я очень хочу сообщить Вам об изменениях в моей жизни, происшедших со дня расстановки моей семьи. Но все еще остается внутренний страх и внутренний барьер, мешающий мне осуществить эти изменения. Самый очевидный успех моей работы с Вами отразился в непосредственном прерывании целой цепи инфекционных заболеваний почек и мочевыводящих путей, продолжавшихся у меня годами. Для меня это значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти инфекционные заболевания не только чуть не стоили мне потери пересаженной почки, но и могли бы послужить причиной моего согласия на еще одну сложную и опасную операцию, исход которой был очень сомнительным. Фраза «Я остаюсь», которую я вначале произносила по отношению к матери с определенным упрямством, принесла мне сейчас освобождающую уверенность в том, что мне все же позволено продолжать жить. Системно-семейные переплетения, отражающиеся во фразах «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты» и неоднократно переплетающиеся в моей семье и создавшие в ней сложную сеть связей, растворились в моем сознании и лишились своей силы в отношениях между мной и моей умершей младшей сестрой. Сейчас я обладаю свободой, позволяющей положить конец цепи болезней с их усиливающимися симптомами. Постоянное скрытое желание покончить жизнь самоубийством потеряло свое «заводное устройство» и оправдание в моих глазах...»
Расстановка: Мать следует за своим умершим ребенком-инвалидом Б.Х.: Какой проблемой ты хочешь заняться? Бруно: Я чувствую себя несвободным и не знаю, в каком направлении должен идти. Моя мать умерла четыре года назад во время похода в горы с моим отцом. Б.Х.: Это был несчастный случай? Бруно: Она сорвалась вниз. Этот несчастный случай, по-моему, связан с тем, что у моего отца тогда уже в течение долгого времени была связь с другой женщиной, которая работала в той местности. Отец рассказал мне об этой женщине некоторое время спустя после несчастного случая, хотя я должен был сам это заметить. Б.Х.: Твоему отцу не следовало рассказывать тебе о ней. Это совсем не касается детей. Подобное событие с системно-семейной точки зрения принадлежит к высшему уровню — уровню родителей. Дети находятся на более низком уровне и не должны знать интимных тайн родителей. Поэтому, если терапевту известны какие-то интимные тайны родителей пациента, он не должен ему об этом сообщать. В общем, такая информация для тебя, Бруно, не важна. Скажи мне просто, умер ли кто-нибудь еще в твоей семье? Бруно: Моя сестра умерла прежде матери. Б.Х.: Сколько лет ей было? Бруно: Восемнадцать. Я старше ее на два года. Она страдала болезнью Дауна. Б.Х.: Синдромом Дауна? Это важная информация. Когда один из детей в семье является инвалидом, здоровые ее члены считают, что имеют незаслуженное преимущество перед ним, хотя им не пришлось прилагать никаких усилий, чтобы достичь этого преимущества. Здоровые члены семьи в подобном случае нередко ограничивают себя, как будто не смеют полностью принять собственную жизнь. (К Бруно): Следовательно, сейчас нам придется искать действующую в твоем случае системную динамику. (Группе): Видите, если рассмотреть поближе, то выяснится, что ни у кого нет плохих намерений. Это просто судьба. Здесь действуют силы, принадлежащие области, которая выше вины и невиновности. Поэтому мы не ищем виновных, но рассматриваем эту динамику и стараемся в соответствии с ней найти решение проблемы. (К Бруно): Произошло ли еще что-то важное в твоей семье? Сколько в ней было детей? Бруно: Только мы двое. Б.Х.: Только вы двое? Тогда действующая динамика связей, конечно, еще сильнее. Состоял ли один из твоих родителей в браке или имел серьезные отношения с кем-либо до брака друг с другом? Бруно: Нет. Б.Х.: Твои родители упрекали друг друга в инвалидности твоей сестры? Бруно: Моя мать была относительно стара для рождения ребенка. Б.Х.: И сколько лет ей было? Бруно: Сорок. Б.Х.: Сорок? Я еще раз спрошу, не упрекали ли родители друг друга в том, что ребенок родился инвалидом? Было у тебя такое впечатление? Бруно: Отец мать ни в чем не упрекал, но я думаю, что мать чувствовала себя виноватой и старалась найти причину этой инвалидности. Б.Х.: Хорошо, этого достаточно для расстановки твоей родительской семьи. Мы расставим тебя, отца, мать и сестру. Б.Х.: Как чувствует себя отец? Отец: Я чувствую какое-то давление. Б.Х.: Какое-то давление? Объясни подробнее. Отец: Я стою спиной к семье, и это довольно неприятно. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Рис. 25.1: О - отец; +М - мать; 1 — первый ребенок, сын (Бруно); +2 — второй ребенок, дочь, страдала синдромом Дауна и умерла в возрасте восемнадцати лет.
Мать: У меня неприятные, удручающие чувства. У меня нет никакого шанса установить отношения ни с мужем, ни с сыном. Мне кажется, что в этой семье у меня нет никаких возможностей. Б.Х.: Да. Это правильное впечатление. (Участнику, играющему роль Бруно): Как чувствует себя сын? Первый ребенок: У меня неопределенные чувства. Моя сестра отнимает у меня мать. Б.Х. (группе): Мне хочется обратить ваше внимание на очень важный вопрос. Иногда некоторые участники расстановки, играющие роли членов семьи, просто «считывают» то, что им надо чувствовать. Сказанное участником, играющим роль Бруно, о сестре и было таким «считыванием». (Участнику, играющему роль Бруно): Было бы хорошо, если бы ты сосредоточился и просто постарался сказать то, что ты действительно сейчас чувствуешь, не обращая внимание на внешнюю картину. Первый ребенок: У меня неопределенные чувства. Б.Х.: Как чувствует себя сестра? Второй ребенок: Я чувствую себя очень неприятно, мне очень тесно здесь, а кроме того, я чувствую большую зависимость от других. Б.Х.: Выйди сейчас за дверь и закрой ее за собой. Рис. 25.2
(Группе): Это символизирует смерть или самоубийство. В данном случае это смерть. Б.Х.: Что изменилось у матери? Лучше тебе сейчас или хуже? Мать: Скорее хуже. Я чувствую себя очень одинокой. Б.Х.: А что чувствует отец? Ему лучше или хуже? Отец: Хуже. Б.Х.: А как 6paт? Лучше или хуже? Первый ребенок: С одной стороны, я чувствую себя лучше, но с другой — хуже, то есть, с одной стороны, я могу лучше видеть мать, и это для меня облегчение... Б.Х. (группе): Это пример того, как трудно высказать правду, в данном случае сказать, каким облегчением является для нас чья-то смерть. Такое бывает довольно часто. Когда один из членов семьи говорит мне: «С одной стороны... и с другой стороны...», это значит, что он чувствует такое облегчение. Первый ребенок: Да. Б.Х.: Наконец он сказал правду. И в этом нет ничего ужасного. Это не значит, что человек, испытывающий подобные чувства, — зол. (Матери): Выйди тоже за дверь. Ведь ты умерла после своей дочери. Выйди за дверь и закрой ее за собой. Рис. 25.3
Б.Х.: Как чувствует себя сейчас отец? Отец: Ужасно. Б.Х. (группе): А какое у вас впечатление? Он сказал правду? (Участник, играющий роль отца, смеется.) Б.Х.: Ага! Видите? Нет?.. Вот у него и проявилось запретное чувство. На самом деле он чувствует себя лучше! Вот так! Ведь у него не было никаких шансов в этой семье. Ему ничего другого не оставалось, как найти себе любовницу. Разве можно упрекать человека, стоящего там в таком одиночестве? Это невозможно! (Сыну): А как ты чувствуешь себя сейчас? Первый ребенок: Плохо. Мне одиноко. Б.Х.: Сейчас ты чувствуешь себя одиноким. (Группе): Картина, которую вы сейчас видите, не является хорошим решением проблемы, но это решение было найдено самой системой. Сейчас же мы постараемся найти более подходящее решение. (Дочери и матери, находящимися за дверью): Вы можете войти и встать на свое место в расстановке. Рис. 25.4
Б.Х. (дочери): Как ты себя чувствовала там, за дверью. Лучше или хуже? Второй ребенок: Сначала мне пришлось глубоко дышать, после этого стало лучше. Б.Х. (матери): А как ты чувствовала себя за дверью? Лучше или хуже? Мать: Лучше. Я была рада встретиться с дочерью. (Мать и дочь смеются.) Б.Х. (Бруно): Она была рада встретиться с дочерью! Тебе понятна сейчас динамика, приведшая к смерти матери? Она последовала за своей дочерью. Это достойная динамика, но в то же время она вредна. Рис. 25.5
Б.Х. (отцу): Как ты себя сейчас чувствуешь? Отец: Лучше. Б.Х. (Бруно): После рождения сестры твои родители прекратили сексуальные отношения друг с другом. Кто был инициатором этого? Бруно: Моя мать. Б.Х.: Значит, это была мать, и от нее и зависело бы решение что-то сделать для изменения ситуации. Посмотрим, что изменится, если мы поставим ее рядом с отцом, то есть рядом с ее мужем.
Рис. 25.6
Б.Х. (отцу): А сейчас как ты себя чувствуешь? Отец: Собственно говоря, довольно хорошо. Б.Х. (дочери): А тебе как? Лучше или хуже? Второй ребенок: Лучше. Я радуюсь, жизни и чувствую себя свободной. Б.Х. (группе): Странно. Именно тогда, когда родители снова стали парой и не заботятся о детях так сильно, дети чувствуют себя лучше, даже будучи инвалидами. Б.Х. (сыну): А как ты чувствуешь себя? Первый ребенок: Мне хорошо. Б.Х.: А как дочь? Второй ребенок: Тоже хорошо. Б.Х: А мать? Мать: Как будто с меня сняли какой-то груз. Б.Х.: Конечно. Такая констелляция и явилась бы решением. Но, ни мать, ни отец не осознавали в момент зачатия ребенка, что это содержит в себе риск, и не признали глубокого достоинства этого акта. Если бы они это сделали, то смогли бы принять и то, что у них родился ребенок-инвалид. И если бы они поддержали друг друга в это тяжелое время, вместо того чтобы прекратить отношения, то дочь, возможно, все еще была бы жива. Во всяком случае, ей было бы лучше. (К Бруно): Видя своих родителей, стоящих рядом друг с другом, ты можешь принять свою жизнь от них. Встань на свое место в расстановке, чтобы это ощутить. (Бруно, стоящему на своем месте в расстановке): Посмотри на свою сестру и скажи ей: «Дорогая сестра, я твой старший брат». Скажи ей это! Как ее звали? Бруно: Мария. Б.Х: Скажи ей: «Дорогая Мария, я твой старший брат». Скажи же ей это! Бруно: Дорогая Мария, я твой старший брат. Второй ребенок: Я тебя люблю. Б.Х. (Бруно): Скажи ей: «Я уважаю твою судьбу». Бруно: Я уважаю твою судьбу. Б.Х.: «Я всегда приму тебя, какой бы ни была твоя судьба!» Бруно: Я всегда приму тебя, какой бы ни была твоя судьба! Б.Х.: «Я принимаю также и мою судьбу!» Бруно: Я принимаю также и мою судьбу! Б.Х: Мы проделаем сейчас с тобой еще одно упражнение... Оно трудное, но помогает. Подойдите оба, ты и твоя сестра, немного ближе к родителям и поклонитесь перед ними. Поклонитесь настолько низко, насколько это соответствует вашим чувством. С любовью! Поклонитесь перед родителям и тем, что они приняли на себя ради вас. Поклонитесь! (Оба поклонились. Бруно начинает плакать.) Б.Х. (Бруно): Вот к тебе и пришло исцеляющее чувство. Скажи теперь: «Дорогой папа, дорогая мама» или как ты их называл в детстве. Дыши глубоко! Как ты называл твоего отца, когда был ребенком? Бруно: Папочка. Б.Х: «Дорогой папочка». Бруно: Дорогой папочка. Б.Х.: «Я тебя уважаю!» Скажи ему это! Бруно: Я тебя уважаю! Б.Х.: И скажи еще: «Дорогая мама» или как ты называл ее, когда был ребенком? Бруно: Мамочка. Б.Х.: «Дорогая мамочка». Бруно: Дорогая мамочка. Б.Х: «Я тебя уважаю». Бруно: Я тебя уважаю. Б.Х: Выпрямись и посмотри своим родителям в глаза. (Родителям): Как вы себя при этом чувствуете? Вы согласны с этим? (Оба родителя кивают.) Б.Х: Да, вы можете согласиться, так как это соответствует исцеляющему решению и возвращает ваше родительское достоинство. (Бруно): Ты тоже можешь принять свое достоинство. Кроме того, ты можешь обрести свое отцовское достоинство в отношениях с собственными детьми. Так могут решиться все твои системные проблемы. (Группе): Вы видите, что мы проводим работу с очень глубоким уважением ко всем участвующим, не копаясь в прошлом пациента, всегда концентрируясь только на решении проблемы, которое даст ему силы для жизни и окажет позитивное воздействие на его нынешнюю семью. Участник: Я думаю, почему ты не позволил Бруно более подробно рассказать о себе и провел расстановку согласно только своему собственному образцу. Тебе сразу же стало ясно, что надо начинать именно с родительской семьи пациента? Б.Х.: Нет. Вначале я только спросил себя, существует ли какое-то переплетение, в котором находится пациент. Как только он сказал, что у него была сестра с синдромом Дауна, мне сразу же стало понятно, что именно в этом и состоит его проблема. Когда в семье есть ребенок-инвалид, это всегда важная деталь. Когда же пациент добавил, что эта сестра рано умерла, а после этого его мать стала жертвой несчастного случая, то факт важности смерти сестры стал еще значительнее. Это было для меня самой важной информацией, с которой я и работал. Если бы я ошибся, мы бы увидели это в процессе самой расстановки. Я начинаю работу с пациентом, учитывая только основное, а это всегда какие-то события, произошедшие в семье: смерть матери - это событие; смерть сестры - это тоже событие; сестра была инвалидом с синдромом Дауна — и это событие. Другой информации терапевту не нужно. Если же терапевт, вместо того чтобы искать решение, позволяет пациенту сообщить целый ряд подробностей, то это введет его в заблуждение. Но когда мы позволяем событиям воздействовать на нас, то сразу, же ощущаем действующую в них энергию. Значит, надо найти ответ только на один вопрос: содержится ли здесь эта энергия... или нет. Когда Бруно рассказал нам о событиях в своей семье, мы все почувствовали, что в них действуют сила и энергия. С этой энергией я и работаю. Участница, игравшая роль сестры: Интенсивность проводимой здесь терапевтической работы произвела на меня огромное впечатление. Б.Х.: Ты непосредственно испытала воздействие этих энергий, так как сама участвовала в расстановке, и теперь знаешь, как меняются чувства в зависимости от позиции в расстановке. Я не знаю, почему это так. Те, кто играет роли членов семьи, участвуют в судьбе не знакомых им лиц и чувствуют так, как они, но никому не известно, почему это происходит. Подумайте, если даже мы можем ощутить все эти энергии, то насколько же больше должен быть переплетен ребенок с чувствами и судьбами в своей семье! Другой участник: Я поражаюсь той уверенности, с которой ты устанавливаешь важность одного события и незначительность другого, и тому, как ты работаешь на основе этого, не позволяя неважным деталям ввести себя в заблуждение. Б.Х.: Если хочешь, я объясню, как этому можно научиться. Участник: Да, пожалуйста. Б.Х.: Надо забыть обо всем, что мы знали раньше. Это самое важное. Кроме того, ты должен смотреть на всех участвующих в расстановке лиц с любовью и уважением. В данном случае - на Бруно, его мать и сестру. Они были самыми важными лицами здесь. А затем нужно просто ждать, не покажется ли решение. Если терапевт внутренне занимает эту основную позицию, то решение часто приходит довольно быстро. Конечно, неплохо выучиться той или иной терапевтической технике. Например, в ситуации вроде той, в которой находится Бруно, важно, чтобы терапевт попробовал, как будет реагировать система в случае смерти одного из ее членов. Для этого нужно попросить умершего выйти за дверь. В данном случае выяснилось, что семья пыталась найти равновесие с помощью смерти Такое решение, конечно, плохое, и нужно постараться найти другое, лучшее. Путем расстановки своей семьи Бруно показал нам, в чем состояла попытка этой семьи решить свою проблему. На него воздействовала внутренняя картина связей, существующих в его семье. Но эта попытка оказалась болезненной и привела к смерти и сестры, и матери. Бруно выразил эту внутреннюю картину в расстановке, вследствие чего она стала видна и мы смогли ее изменить. Для того чтобы новая картина начала оказывать свое действие в пользу Бруно, в самой семье не нужно никаких изменений. Отцу не нужно как-то меняться или знать о том, что здесь произошло. А мертвые остаются мертвыми. Бруно же может сейчас дать место в своей душе этой новой картине, и если он сделает это с любовью, то она окажет положительное воздействие на его жизнь. (К Бруно): Когда ты вернешься домой с этой новой внутренней картиной, твои дети будут просто светиться от счастья, а это свидетельствовало бы о том, что наша работа была проведена согласно простым правилам и была постоянно связана с самым существенным. Участник: У меня чисто практический вопрос. Положим, Бруно пришел бы к тебе в качестве частного пациента. Работал бы ты с ним таким же образом как здесь, уже при первом сеансе, но потом предложил бы ему еще дополнительные? Б.Х.: Я сразу же начал бы работать с ним таким же образом, как и здесь, и не предлагал бы ему никаких дальнейших сеансов. Вы видели, что все необходимые для Бруно ответы мы нашли в течение сегодняшнего сеанса. Во время паузы я сказал ему, что с точки зрения системной динамики не исключена возможность идентификации его дочери с его сестрой, то есть его дочь переплетена с судьбой его сестры, так как ту недостаточно уважали в семье. Когда он вернется домой после этого курса, то увидит, что изменилось у его дочери. Дочери лучше уже потому, что он с сегодняшнего дня начал относиться к сестре с любовью. Семейно-системная терапия схожа с баллистической кривой тем, что, быстро достигнув своей наивысшей точки, энергия спадает. Терапевт должен прервать сеанс точно на этом пункте, так как все, что могло бы произойти после этого, требует силы, и энергия будет затрачена тогда на накопление информации вместо практической работы. Участник: Значит, ты действительно при первом же сеансе работал бы как здесь? Б.Х.: Да. И как я уже сказал, в случае Бруно я бы ничего дополнительного не делал. Основой такой терапии является, конечно, моя вера в силу Бруно и силу его родителей, которых он сейчас принял такими, какие они есть. Он под защитой самых лучших людей: своего отца, матери и сестры. Лучшей охраны для него нет. Как только я понял, что мне удалось передать его им, я отступил.
В древности в Китае жил один мудрец по имени Лао-цзы. Он был автором одной небольшой книги под названием «Дао-де-цзин». В ней можно найти одну фразу, которая послужит девизом для тех, кто стремится помочь другим: «Таким же образом и мудрец: как только работа закончена, он больше не занимается ею». Я как терапевт поступаю так же. Я не провожу никаких дополнительных бесед или повторных анализов. То, что кончено, - кончено.
Участник, игравший роль отца: Для меня все было утомительным, особенно в конце расстановки. Б.Х.: Позвольте обратить ваше внимание на очень важный пункт. Во-первых, те, кто предоставляет свою помощь, играя роли членов семьи в расстановке, оказывают услугу тому, для кого производится эта расстановка. Это касается и тебя. Ты сделал это из любви к нему как своему ближнему, несмотря на то, что это было для тебя утомительным. Во-вторых, когда участник группы играет роль члена чьей-то семьи в расстановке, он испытывает чужие чувства и не должен верить в то, что они - его собственные. Это очень важно. Значит, ты не должен внутренне задавать себе вопрос: «Если у меня такие чувства, то, что это может означать для меня?» Иначе все станет очень запутанным. Поэтому все исполнители ролей должны после расстановки полностью возвратиться в свою собственную систему. А теперь объясни подробнее, что именно было для тебя утомительным? Возможно, тот факт, что он поклонился тебе? Участник, игравший роль отца: Мне кажется, что... да. Б.Х: Я попробую интерпретировать это впечатление. Человеку иногда трудно принять уважение, на которое он имеет право. Например, если бы ты в своей роли отца в расстановке пошел навстречу своему сыну и поднял бы его во время поклона, тогда произошло бы «короткое замыкание» энергий. Это было бы слишком рано для него. Сначала ты должен позволить ему начать уважать тебя, и только потом любовь сможет снова течь между вами. (К Бруно): Судя по чув
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|