Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ МПИ как новый раздел педагогики. С введением информатики в качестве обязательного предмета школьной программы в педагогической науке выделилась новая ветвь, которая теперь развивается –методика преподавания информатики (МПИ). МПИ – раздел педагогики, который исследует закономерности обучения информатике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. МПИ даёт ответы на 3 вопроса, связанные с обучением: 1. Зачем обучать информатике? 2. Что изучать из информатики? 3. Как обучать информатике? МПИ является пограничным разделом педагогики, на стыке философии, информатики, математики, физики, логики, + биологии, медицины. Весь курс можно разделить условно на 3 раздела: I. общая МПИ II. специальная МПИ III. конкретная МПИ Основное содержание учебного предмета МПИ составляет ответ на вопрос «как обучать информатике?». Ответ на вопрос «что преподавать?» отражён в содержании школьного курса, программах и учебных пособиях. Связь с психологией. Прочное усвоение знаний не возможно без целенаправленного развития мышления. Поэтому развитие мышления учащихся – одна из основных задач современного школьного обучения. В психологии мышление определяется как выделение в сознании человека определенных сторон и свойств отображаемого объекта и постановка их в соответствующие отношения с другими объектами с целью получения нового знания. Два направления педагогической психологии оказывают заметное влияние на методику преподавания: ассоциативно-рефлекторная теория и теория поэтапного формирования умственных действий. Согласно Ассоциативно-рефлекторной теории, в основе психической деятельности, в том числе и процесса усвоения знаний, лежат ассоциации и цепи. Эти ассоциации могут возникать как на основе сходства так и различия предметов и их образов, поэтому определяющим в процессе познания являются такие действия как анализ и синтез. Вначале эти действия хаотичны и бессистемны. Ученики ориентируются не на всю совокупность признаков, а на те, которые на их взгляд оказываются наиболее значимыми. На этом этапе неизбежна ошибки учащихся. На следующем этапе, наоборот, начинает доминировать анализ. И, наконец, на заключительном, третьем этапе устанавливается гармоническое сочетание процессов анализа и синтеза, учащиеся начинают выполнять их безотчетно. Формируется так называемый стереотип, образ-эталон. К сожалению, методика, построенная на основе данной психологической теории, часто неэффективна и даже тормозит процесс усвоения. Неудобство ассоциативно-рефлекторной теории для разработки конкретного преподавания состоит в том, что она не указывает тех механизмов, которые приводят к формированию нужных ассоциаций и могли бы учитываться при управлении процессом обучения. Без этого учебный процесс оказывается стихийным, связан с большим количеством ошибок и потерей времени. И, хотя авторы данного направления доказали, что в некоторых случаях процесс обучения может протекать без таких просчетов, в массовой школе на это надеяться нельзя. Психология должна давать более эффективный инструмент создания знаний. Таким инструментом может явиться теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, согласно которой при формировании принципиально новых знаний процесс усвоения всякий раз должен проходить следующие этапы:
1. Создание мотивации. 2. Разъяснение или выделение схемы ориентировочной основы действия (схема ООД). 3. Формирование действия в материальной или материализированной форме.
4. Формирование действия в громкой речи. 5. Формирование действия во внешней речи про себя. 6. Формирование действия в умственном, внутреннем плане. Создание мотивации – есть убеждение учащихся в необходимости усвоения нового действия путем показа его значимости или путем формирования интереса к тому материалу, над которым осуществляется это действие, или к самому действию. Схема ООД – основной инструмент, с помощью которого учащиеся выполняют действие. Это система ориентиров, фиксирующая набор операций и последовательность, приводящую к решению того класса задач, на которые направлено формируемое действие («разметка действия по шагам»). Она может представлена в виде текста, дерева алгоритма, рисунка, схемы и т.п. Этап формирования действия в материальной или материализированной форме – первый практический этап, когда ученики сами начинают выполнять действие (заполнение пропусков, ответы на вопросы, и т.д.). Формирование действия во внешней речи идет молча при выполнении заданий. На 6 этапе действие сворачивается и обобщается. (проверка). На смену учителю – носителю информации – должен прийти учитель-методист, способный помочь детям овладеть методикой усвоения учебного материала. Очевидно, что новый виток в развитии общества связан с индивидуализацией труда и превращением его в свободную творческую деятельность, с гуманизацией и демократизацией всех сторон общественной жизни, и прежде всего в системе просвещения. Важнейшей проблемой образования становится развитие индивидуальных способностей детей. Именно на это, а не на расширение объема знаний и должна в первую очередь быть направлена деятельность учителя-предметника. Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников. Одна из первых формул компьютерной грамотности была предложена автором школьной информатики Ершовым в 1984 г. Анализируя значение всеобщей компьютерной грамотности, нужно отметить её мировоззренческий аспект: учащимся надо раскрыть роль средств ВТ к автоматизации в развитии человечества. Развитие грамотности важно для развития программистского стиля мышления, который отвечает требованиям современного общества. В современных условиях изучение этих вопросов важно для подготовки школьников к практической деятельности, их профессиональной ориентации, использования ЭВМ в их практической работе.
Формирование компьютерной грамотности является задачей целой системы школьных курсов. Это обусловлено содержанием компьютерной грамотности, в которой можно выделить следующие основные комплексы вопросов: · Владеть основными средствами представления информации, необходимыми для решения учебных задач с помощью ЭВМ. · Знать и уметь использовать основные структуры данных. · Знать об алгоритме как способе обработки информации, его способах и методах его организации, уметь записывать на ЭВМ и исполнять простые программы. · Знать основные принципы архитектуры и устройство. · Знать роль ЭВМ в производстве и других отраслях деятельности человека. · Знать основные виды ПО ЭВМ для решения основных типовых задач и уметь их применять. Задача учителя – привить всем учащимся первоначальные навыки использования компьютерной информации для работы. Нет необходимости в умении писать программу на каком-либо языке для всех учащихся, так как умение программировать предполагает овладение рядом понятий, требующих отдельной подготовки. Под культурой программирования школьников понимается совокупность умений и навыков, связанных с понятием алгоритма и средствами его записи. Овладение алгоритмической культурой предполагает: · Интуитивное понимание сущности алгоритма и его свойств. · Представление о возможности автоматизации деятельности человека на основе алгоритм. · Умение описать алгоритм с помощью средств и методов. · Знание основных конструкций, с помощью которых можно описать алгоритм (следование, ветвление, цикл “пока”). Планирование школьного курса информатики Каждый год в “Настаунiцкай газете” в конце августа публикуются методические письма по преподаванию школьных предметов и на сервере вычислительно – аналитического центра WWW.сacedu.unibel. by 3 уровня изучения информатики:
1. базовый (119ч.) – 8-9; в 8 кл 2 ч. в неделю, 9 кл.- 1-2 ч. 2. повышенный (136) – 8-11 кл., 8-2ч., 9-2 ч., 10-2-3, 11-2-3. 3. Углубленный (204)-8-11 кл., 8-3ч., 9-3ч., 10-3-4ч., 11-3-4ч. При увеличении объёма на 1 час за счёт школьного компонента на базовом уровне рекомендуется использование его для более глубокого усвоения отдельных тем или разработать самостоятельную программу и обязательно утвердить её областным или городским отделом образования. В 10 – 11 классах с углубленным изучением информатики авторов Котова В.М., Мельникова возможно в случае освоения учащимися в 8 – 9 кл. материала углубленного курса по программе авторов Быкадорова, Волкова, Котова. Если учащиеся не изучали информатику на углубленном уровне в 8-9 кл., в 10 –11 кл. рекомендуется использовать 1 час/нед. На изучение методов алгоритмизации из 8 –9 кл. Школы с нестандартным техническим и программным обеспечением работают по программе Бочкин, Малявко (опубликовано в сборнике программ) – Byte, Немига. Следует учесть, что во всех школах обязательно изучать базовый уровень алгоритмизации. При увеличении количества часов в 9 кл. рекомендуется добавить часы для более глубокого усвоения материала или рассмотреть дополнительно по выбору: 1. Компьютерные сети; 2. Мультимедиа технологии; 3. Компьютерная мультипликация. Контрольные работы по информатике могут содержать как теоретический материал, так и практические задания, выполняемые за компьютером. Результаты практической работы должны быть распечатаны и вклеены в тетрадь для контрольных работ учащихся. Или файлы результатов должны храниться на магнитном носителе в течение года. Рабочие тетради учащихся проверяются выборочно, но тетрадь каждого ученика должна проверяться в учебной четверти. Оценка за ведение тетради может быть выставлена в журнал 1 раз в четверть по усмотрению учителя. При проведении занятий – 3 формы работы: Демонстрационная – ученики слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном и за своими экранами, Фронтальная – ученики синхронно работают под руководством учителя. Самостоятельная – учащиеся выполняют индивидуальное задание. Есть и специальное указание по делению класса на подгруппы. Но не рекомендуется использовать 1 ЭВМ для 2 и более Уч-ся. Деление на группы нужно осуществить с таким расчётом, чтобы количество учащихся совпадало с количеством ЭВМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|