Виды, формы и средства контроля
В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах у указанию видов контроля. Например: 1) Если в процессе контроля основное внимание уделять деятельности контролируемого объекта, то выделяются: контроль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат); пошаговый контроль (следим за выполнением отдельных операций, которые определяют то или иное действие); контроль, связанный с установлением определенных параметров деятельности. Очевидно, с точки зрения обучающего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности. 2) По месту в процессе обучения можно выделить следующие виды контроля знаний и умений учащихся: текущий (осуществляется в ходе процесса учения школьников); итоговый по теме (тематический); итоговый по курсу обучения. Иногда текущий контроль подразделяют на предварительный (его цель - установить готовность учащихся к изучению нового материала), ежедневный, периодический. Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения: массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной. Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты. Выделяют различные способы контроля знаний и умений школьников: письменный, устный, практический (связан с выполнением различного рода лабораторных и практических работ). Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма ввода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются: - задания свободного выбора ответа и - тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается). Рассмотрим каждую из этих групп. Задания свободного выбора предусматривают свободное конструирование ответа учащихся. Такие задания в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности учащихся при их выполнении могут быть разделены на вопросы (в основе - деятельность воспроизведения); задачи (выполнение этих заданий предполагает сформированность действий, составляющих основу деятельности по решению задачи). Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение, избирательные. Тесты первого вида представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте (например, тетрадьс печатной основой). Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Альтернативный тест - это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный). Тест перекрестного выбора (соответствия) представляет собой несколько заданий, после выполнения которых ученик устанавливает соответствие полученных им результатов предполагаемым результатам, записанным в произвольном порядке (число заданий и число предлагаемых учащимся ответов совпадают). Что следует иметь в виду учителю, осуществляющему отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся? Содержание задания должно соответствовать цели контроля (контролируемому результату). Каждый ученик должен принимать задание однозначно. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля. Нужно также заметить, что средства контроля целесообразно снабжать инструкцией, которая позволила бы любому осуществляющему контроль однозначно оценивать выполнение учеником каждого задания.
Оценка и отметка. В настоящее время проводится эксперимент по введению 10 – балльной системы оценки: 5, 5-, 4, 4+, 4-, 3+, 3, 3-, 2, 1. 5 выставляется, если материал изложен в полном объёме, предусмотренном программой или учебником, правильно использованы служебные слова, терминология, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов и устойчивые умения и навыки при ответе. 5-, если есть 1 – 2 мелкие погрешности. 4+ - Умение выделять основное, свободное применение знаний на практике в стандартной ситуации, малозначимые и легкоустранимые ошибки. 4 - Знание учебного материала, понимание стандартных вопросов и правильные на них ответы, применение знаний в стандартных ситуациях, ошибки в ответах, которые самостоятельно устраняются учеником при их фиксировании учителем. 4- - Знание учебного материала, затруднение при ответах на стандартные вопросы, применение знаний на практике при дополнительном пояснении ошибки, которая устраняется при разъяснении, неаккуратность. 3+ - Знание учебного материала, неточные ответы на стандартные вопросы, ошибки в устных и письменных ответах. 3 - Неполное знание основного материала, затруднения при ответах на стандартные вопросы, более 3 ошибок, неаккуратность. 3- - Имеются отдельные представления об изучаемом материале, ошибки, включая грубые. 2 - Незнание основной части учебного материала, преобладание грубых ошибок. Информатика в младших классах I. Информатика (1-6 классы) А.В. Горячев, А.С. Лесневский. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Рассматриваются два аспекта изучения информатики. • Технологический Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
• Общеобразовательный Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы Выделим два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Второе направление обучения информатике — это изучение информатики как науки, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Цели и задачи курса Главная цель курса — дать ученикам фундаментальные знания в связанных с информатикой областях, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Основная задача курса — развить умение проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|