Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Примордиалисгское объяснение этничности.




7. Примордиалисгское объяснение этничности.

В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т. е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как < расширенную родственную группу>, < расширенную форму родственного отбора и связи>. Излагая эту точку зрения, Ван ден Берг писал: < С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этноса становились шире, связи родства соответственно размывались... Однако потребность в коллективности более широкой, чем непосредственный круг родственников на основе биологического происхождения, продолжает присутствовать даже в современных массовых индустриальных обществах> '*.

Примордиалисты подчеркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому наука пытается дать лишь в последнее время, когда социальные психологи стали разрабатывать теорию аффилиации (потребности в принадлежности к группе). Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического - направления примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами - языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп.

Примордиалистское представление об этносе, главным образом второго направления, до 60-70-х годов XX в. практически доминировало в мировой науке, а в отечественной науке было единственным до начала 90-х годов.

8. Инструменталистское объяснение этничности.

В сборнике статей < Этничность, теория и опыт>, вышедшем под редакцией Н. Глезера ид. Мойнихана, этническая группа трактовалась как общность, объединяемая интересами, а этничность как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе'*. Практически это - социологичное определение той реальности, которую изучают и этносоциологи, и этнополитологи.

Такое представление об этничности стало называться инструменталистским. Его сторонники объясняют сохранение этнических групп потребностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма.

Подобные объяснительные мотивы исходят из социально-психологических теорий личности, общения. В известной мере они согласуются с теорией аффилиации и компенсаторных потребностей. Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству'*. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление.

Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим (речь о нем будет идти при объяснении межэтнических конфликтов).

9. Этничность и социальность.

«этничность» и «социальность» подразумеваются как понятия, содержащие в своих значениях мало чего общего. Между тем, это не совсем так. В генезисе этничность и социальность совпадают друг с другом. То, что мы сегодня называем этничностью, имело место еще на заре человечества, оно возникало и утверждалось естественным путем, как предпосылка и результат совокупления людей в некое множество и осуществления ими коллективной жизнедеятельности. Его возникновение и утверждение происходит в общем процессе формирования и совершенствования социальной формы бытия. Можно сказать, что этничность и социальность в своем первоначальном генезисе едины, перекрывают друг друга. Этничность и социальность формируются: 1) в коллективе и через коллектив, 2) в процессе совместной жизнедеятельности людей, 3) как результат их взаимодействия друг с другом, 4) как предпосылка (средство) организации совместной жизнедеятельности и 5) в органической связи с естественно-географическими и природно-климатическими условиями бытия этих людей.

Было бы неправильно допускать, что с утверждением общественной жизни (или особого вида реальности – социального) этничность теряет свою социальность или отрывается от нее. Этничность, возникнув в результате совместной жизнедеятельности, в процессе этой же деятельности утверждается, закрепляется и приобретает общественные формы бытия, тем самым приобретая значимость и превращаясь в какие-то предписания, принципы, для организации совместной жизнедеятельности людей. Удачно совершенные действия, мыслительные операции, звуковые сигналы многократно повторяясь превращаются в стереотипы поведения, образ мыслей, язык, т. е. образуют то, что мы называем культурой (этнической) народа. Есть основание утверждать, что этничность есть первичная форма социальности. Этничность и социальность, еще не подразделяясь на таковые, формируются и утверждаются в процессе антропосоциогенеза.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...