Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Национальный интерес.. 18. Субъекты национальных интересов.




17. Национальный интерес.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности.

Н. и. воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.

Н. и. проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям. Стремление к поддержании общей жизнедеятельности может не осуществиться, но поскольку оно существует, Н. и. служат сохранению национальной общности как целого.

Так как отдельные единицы национальной общности могут быть распределены по различным политическим единицам, а хорошо организованная политическая единица может включать несколько национальностей (напр., США, Швейцария и др. ), политическая унификация и политическая самостоятельность не всегда представляют существенный интерес для национальности. Поэтому в большом числе случаев Н. и. понимаются как выражение интересов данной конкретной национальной группы, культурной общности. Н. и. - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства. В периоды социальных и политических трансформаций. Столкновение Н. И. с особой силой проявляется в политической сфере. Именно здесь ярко выступает элемент сопоставления людей разной национальности, одной национальной группы с другой. Н. и. присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Зачастую они приобретают вид законного института только в результате реализации в политических формах - государстве, правопорядке в т. п. Попытка ущемления Н. и. воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих национальных групп или общностей, а также государств.

Н. и. редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-ре-лигиозные (идеологические) одежды, реализовывались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный Н. и. до уровня " общего".

Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими Н. и. добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны - других национальных групп и общностей. В периоды обострения национальных противоречий, неизбежных в эпоху крупных социально-психологических перемен, национальная общность стремится к реализации или даже экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха за счет ущемления интересов других национальностей, особенно находящихся в меньшинстве. Возникает конфликт Н. и., который часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации.

Стремление осознать взаимосвязь и взаимозависимость различных национальных интересов особенно важно в нашу эпоху, когда современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных Н. и., когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов и государств. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать Н. и. с перспективой сохранения мира на земле. В морально-этическом и политическом плане необходимо признавать и учитывать в конкретных действиях приоритет прав человека над правами нации.

 

18. Субъекты национальных интересов.

Вопрос о субъектах национального интереса выступает в качестве одной из главных проблем дефиниции этого термина [18]. Так, граждан-ское общество, формируя свои социальные институты, способствует объе-динению разнородных элементов общества. Это объединение строится на общих ценностях и гражданских интересах. В целом гражданское общест-во должно доминировать над интересами этнических, религиозных и дру-гих социальных групп. Задача состоит в том, чтобы добиться единства ин-тересов государства и гражданского общества, и национальные интересы по отношению к интересам социальных групп выступают в качестве объе-диняющей категории. Согласие в обществе по поводу национального ин-тереса достигается путем деятельности институтов современного граждан-ского общества. Важна также роль политической элиты страны. Отечест-венный исследователь А. Х. Шаваев считает, что «если субъекты политики государства не осознают потребности страны, общества, то понимание этих потребностей многими гражданами порой ничего не решает» [22, с. 44].

Главным субъектом защиты и реализации национальных интересов выступает государство, которое должно обеспечивать безопасность стра-ны, то есть состояние защищенности национальных интересов. Категория «национальный интерес» учитывает участие государства в осуществлении интересов гражданского общества. Государство выполняет работу, кото-рую поручило ему гражданское общество. Но это происходит только при зрелом гражданском обществе, сумевшем построить политическую систе-му, соответствующую реалиям. Таким образом, национальный интерес от-ражает единство устремлений гражданского общества и государства.

Рассмотрим реализацию национальных интересов в политике. Имен-но формирование интересов обеспечивает определенное отношение лич-ности, социальных групп к деятельности государства, его представитель-ных и исполнительных органов власти в различных сферах жизнедеятель-ности, в том числе и в сфере безопасности [15, с. 93]. В контексте полити-ческой науки понятие «национальный интерес» непосредственным обра-зом связано с концепцией национальной безопасности. Категории «нацио-нальный интерес» и «национальная безопасность» отражают разные функ-ции политического процесса, который можно разделить на две стадии: стадию формирования и формулирования политики и стадию ее реализа-ции внутри страны и в системе международных отношений. Категория на-ционального интереса относится к первой стадии, категория безопасности – ко второй.

Национальная безопасность в политической науке рассматривается в качестве категории политики, обозначающей, «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающей ус-тойчивое поступательное развитие страны» [15, с. 22]. Основные направ-ления политики национальной безопасности определяются национальны-ми интересами, однако определение национальных интересов должно предшествовать формированию политики, обеспечивающей национальную безопасность.

Отделив национальные интересы от национальной безопасности, об-ратимся непосредственно к вопросам осуществления национальных инте-ресов. Для выявления функциональной роли национальных интересов не-обходимо обозначить процесс формулирования национальных интересов, политические механизмы которого способствуют принятию публично-государственных решений при наличии выбора альтернативы разрешения социальной или политической проблемы легитимным властным агентом и функционированию всего организационного комплекса, образуемого ие-рархизированной деятельностью политиков, чиновников лоббистов, парт-функционеров и граждан как социально-политических акторов.

Таким образом, реализация национальных интересов представляет собой сложный, длительный, многоэтапный процесс, в котором принима-ют участие различные субъекты политической системы общества, стремя-щиеся выразить общезначимые потребности различных социальных групп и слоев. На первом этапе происходит осмысление и формулирование на-циональных интересов. Общественно-политические силы, заинтересован-ные в решении проблем социально-экономического развития, пытаются осмыслить и сформулировать свои интересы. Они выражают свое мнение в средствах массовой информации, в публичных выступлениях своих пред-ставителей, в документах, составленных на основе изучения проблем и на-правленных в органы государственной власти.

Органы исполнительной и представительной власти изучают про-блему и предлагают пути ее решения, опираясь на возможности государст-ва и стремление общественно-политических сил выразить свои интересы. На этом этапе закладываются политические основы национальных интере-сов, выраженные в документах и программах институтов гражданского общества. На втором этапе происходит оформление национальных интере-сов в определенные политические цели и задачи, которые ставят перед со-бой государство и общество. Принимаются решения по приоритетности осуществления тех или иных национальных интересов, по выявлению пу-тей претворения их в жизнь.

Национальный интерес воплощается в политике через цели полити-ческой деятельности государства, когда национальный интерес трансфор-мируется в определенную политическую цель. Отечественный исследова-тель А. В. Возжеников А. В. отмечает, что «национальные цели должны служить реализации национальных интересов» [3, с. 82]. Между нацио-нальным интересом и политической целью есть общее, оно заключается в том, что и то и другое отражает объективные потребности государства и его мощь. Уровень этой мощи может служить объективной основой опре-деления «цены» национальных интересов и возможности их реализации в политическом процессе.

Приоритетные национальные интересы следует определить и поло-жить в основу главного политического курса государства. Приоритетные национальные интересы продолжают оставаться неизменными при смене отдельных элементов политического курса, выступающего в качестве стратегии. Жизнеспособность стратегии зависит от того, в какой степени она отвечает этим приоритетным национальным интересам. В этой связи стоит еще раз акцентировать внимание на том, что постоянная обществен-ная дискуссия по проблемам нации и есть один из способов воспроизвод-ства национальной идентификации, а также достижения и воспроизводства консенсуса основных политических сил по конкретным базовым вопросам в данной сфере.

Таким образом, политические механизмы формирования националь-ных интересов как категории политики в своем сущностном и содержа-тельном аспекте отражают осознание обществом и государством объек-тивных потребностей их общего (национального) развития; при этом сами национальные интересы непосредственно влияют на определение задач обеспечения национальной безопасности и реализуются путем достижения политических целей во внешней и внутренней политике.

Формирование и реализация национальных интересов через леги-тимные механизмы публично-государственной сферы является основным компонентом государственной политики и политико-управленческого процесса, характеризующийся воздействием органов публичной власти на общественные структуры, взаимодействием элитных, бюрократических и гражданских группировок, а также содержит некую «формулу интересов» [6, c. 27], которая является обобщенным результатом взаимодействия от-носительно автономных социально-политических акторов, обладающих собственными интересами и целями, позициями и ресурсами, стратегией и тактикой.

Действительно, все изложенные выше концептуальные подходы к определению национальных интересов и политических механизмов их формулирования и реализации должны взаимодополнять друг друга в рам-ках понимании и объяснении содержания политических решений. Таким образом, политические механизмы артикулирования национальных инте-ресов выступают многосторонним феноменом, адекватная интерпретация которых требует комплексного подхода и учета множества факторов.

Дальнейшее исследование сущности и содержания политических ме-ханизмов формирования национальных интересов представляет собой пер-спективное и важное направление изучения этого политического инстру-мента, особенно при моделировании политических процессов разного уровня и динамики. В этом случае принципиально важными становятся раскрытие движущих факторов политических изменений, а также прогно-зирование возможных последствий для реализации национальных интере-сов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...