Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-бытовой танец и его теория 9 глава




2-й такт. Повторение первого такта.

3-й такт. Дама и кавалер меняются местами, делая одно chassй: дама влево, кавалер вправо (первая, вторая четверти). Pliй. Полупальцы (третья четверть). Кавалер берет левой рукой левую руку дамы. Правые руки на уровне талии. На четвертую четверть выдерживается пауза (рис. 24).

4-й такт. Одно chassй: y дамы вправо, у кавалера влево (первая, вторая четверти). Pliй. Полупальцы (третья четверть); кавалер берет правой рукой правую руку дамы. Руки наверху в III позиции. Левые руки на уровне талии, отведены от корпуса. На четвертую четверть выдерживается пауза.

5—8 такты. Повторение первых четырех тактов первой фигуры.

Вторая фигура — 8 тактов

Исходное положение: кавалер держит правой рукой левую руку дамы. Свободные руки отведены от корпуса. Ноги в III позиции, правая нога впереди.

1-й такт. Pas de bourrйe вперед с правой ноги на каждую четверть такта.

На четвертую четверть — пауза. Левые ноги остаются впереди.

2-й такт. Pas de bourrйe вперед с левой ноги. На четвертую четверть pliй на левую ногу. Правая переносится назад к щиколотке.


3—4 такты. Начиная с правой ноги, семь маленьких jete назад. На четвертую четверть четвертого такта правая нога оказывается в III позиции впереди на pliй.

Одновременно танцующие становятся лицом друг к другу (кавалер лицом к точке 3, дама к точке 7).

5-й такт. Кавалер и дама ставят правую ногу в IV позицию на полупальцы, левую — на низком арабеске (первая четверть). Pliй на обе ноги (вторая четверть). Правая нога поднимается па полупальцы, одновременно левая делает coupй (третья четверть). Pliй на обе ноги (четвертая четвери^). На первую и вторую четверти

головы танцующих повернуты влево, на третью четверть — вправо. Руки слегка отведены от корпуса (рис. 25).

6-й такт. С левой ноги повторяют движения пятого такта.

7—8 такты. Танцующие обходят друг друга, держась за правые руки (III позиция), делают семь маленьких шагов на низких полупальцах. Головы повернуты вправо друг к другу. Левая рука слегка отведена от корпуса. На четвертую четверть восьмого такта танцующие становятся в позу, с которой начинается третья фигура: кавалер и дама стоят face к точке 1. Ноги обоих в III позиции. Правая нога впереди. Правая рука кавалера полусогнута, левая рука дамы опирается на правую руку кавалера. Свободные руки отведены от корпуса.

Третья фигура — 8 тактов

1-й такт. Glissade левой ногой (первая четверть). Temps levй на правую ногу (вторая четверть), glissade дважды левой ногой (третья четверть). Temps levй на правую ногу (четвертая четверть).


Голова во время движения glissade повернута влево, на движении temps levй — вправо (рис. 26).

2-й такт. Одно chassй назад с левой ноги (первая, вторая четверти). Assemblй правой ногой вперед (третья четверть), changement de pied (четвертая четверть). Во время второго такта корпус слегка наклонен вперед.

3-й такт. Повторение первого такта, но glissade исполняется вправо. Голова во время движения glissade повернута вправо, на движении temps levй — влево.

4-й такт. Повторение второго такта, начиная с правой ноги. Во время changement de pied (четвертая четверть) танцующие встают en face (кавалер лицом к точке 3, дама к точке 7).

5-й такт. Кавалер и дама делают glissade правой ногой. Одновременно левая нога подтягивается назад в III позицию (первая четверть). Обе ноги поднимаются на полупальцы, левая нога переносится вперед в III позицию (вторая четверть). Battement tendu левой ногой вперед (третья четверть). Левая нога подтягивается в III позицию вперед (четвертая четверть). Во время второй четверти правое плечо выводится вперед. Голова повернута вправо. Корпус слегка наклонен вперед.

6-й такт. С левой ноги повторяют движение пятого такта влево.

7- 8 такты. Танцующие обходят друг друга, держась за правые руки (III полиция рук). Они делают семь маленьких шагов на низких полупальцах. Головы повернуты вправо друг к другу. Левая рука отведена от корпуса. На четвертую четверть восьмого такта танцующие встают в исходное положение первой фигуры.

Четвертая фигура — 8 тактов

1—6 такты. Повторение первых шести тактов первой фигуры.

7-й такт. Начиная с правой ноги, танцующие обходят друг друга, держась за правые руки, делая четыре маленьких шага на низких полупальцах. Левая рука отведена от корпуса.

8-й такт. Дама делает поворот вправо под правую руку кавалера, которую он держит в III позиции (первая, вторая четверти). Заключительная поза (третья, четвертая четверти). Дама стоит на правой ноге, левая — сзади в III позиции, слегка прикасается полупальцами к полу. Корпус слегка согнут в талии и наклонен влево. Голова повернута и слегка наклонена влево. Правая рука в III


позиции. Левая рука дамы в левой руке кавалера на уровне талии. Тяжесть корпуса на правой ноге.

Левая нога кавалера, слегка согнутая в колене, отведена назад в IV позицию. Правое бедро кавалера выдвинуто вперед. Голова обращена к даме.

СЦЕНИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ГАВОТА XVIII ВЕКА* (музыкальный размер 4 /4 )

Исполнительница должна обладать отличной пальцевой техникой, изящным рисунком движений рук, который здесь имеет особенно большое значение, умением точно передавать стилевые особенности танца.

Исходное положение: исполнительница стоит на правой ноге, левая находится около щиколотки правой, легко прикасаясь к полу. Руки отведены от корпуса. Движение первой фигуры от точки 5 по кругу влево (рис. 27).

Первая фигура — 8 тактов

Затакт. Pliй.

1-й такт. Четыре легких шага на пальцах поочередно правой и левой ногой (первая, вторая четверти). Шаг правой ногой (третья четверть), pliй на правую ногу (четвертая четверть).

* Сценический танец XVIII столетия не знает пальцевой техники. Все исполняется па полупальцах. Пальцевая техника утверждается в 30— 40-х гг. XIX в. в романтических балетах. Гавот на пальцах сочинен автором книги


Во время первого такта руки поднимаются постепенно в сторону до уровня талии, на четвертую четверть правая рука сгибается в локте кистью вверх. Голова повернута вправо к руке.

2-й такт. Повторение первого такта с левой ноги.

3-й такт. Четыре шага легкого бега на пальцах с правой ноги (первая, вторая четверти), pliй на левой ноге, одновременно правая выводится вперед в IV позицию носком на пол (третья четверть). Левая поднимается на пальцы, правая делает coupй (четвертая четверть).

Во время третьей и четвертой четвертей корпус и голова наклонены вправо, правая рука полусогнута в локте кистью вверх. Левая рука отведена от корпуса.

4-й такт. Повторение третьего такта.

5-8 такты. Повторение первых четырех тактов.

Примечание. Окончание первой фигуры у точки 5.

Вторая фигура — 8 тактов

1-й такт. Jete fermй на левую ногу на pliй. Голова повернута влево, правая рука опущена вниз, левая отведена от корпуса (первая четверть). Правая нога поднимается быстро в IV воздушную позицию на effacй, левая нога на пальцах, одновременно правая рука и голова открываются вправо (вторая четверть). Pas de bourrйe с правой ноги (третья четверть). Левая нога переносится вперед в III позицию. Левое плечо впереди (четвертая четверть) (рис. 28).

2-й такт. Повторение первого такта второй фигуры с правой ноги.

3-й такт. Четыре шага легкого бега на пальцах назад с левой ноги (первая, вторая четверти), шаги на каждую восьмую. Шаг левой ногой назад на пальцах (третья четверть). Правая нога в III позиции, впереди на pliй (четвертая четверть). Руки отведены от корпуса.

4-й такт. Два entrechat quatre с правой ноги, pliй (первая, вторая четверти), подъем на пальцы в V позицию (третья четверть). Пауза (четвертая четверть). Руки отведены от корпуса.

5- 7 такты. Повторение первых трех тактов второй фигуры. 8-й такт. Два entrechat quatre с правой ноги и два changement de pied en tournant по полтура, поворачиваясь вправо. На первый changement de pied корпус наклонен слегка влево. В конце второго changement de pied голова повернута вправо, правая рука согнута в локте кистью вверх. Левая рука отведена от корпуса.

Третья фигура — 8 тактов

1-й такт. Chassй на пальцах, croisй, правая нога впереди (первая, третья четверти), jete на левую ногу, правая переносится назад к щиколотке левой (четвертая четверть) (рис. 29).


На первую, вторую и третью четверти правая рука согнута в локте, левая отведена от корпуса. Голова повернута вправо. На четвертую четверть руки отведены от корпуса, голова повернута влево.

2-й такт. Легкий бег на пальцах назад начиная с правой ноги (первая, вторая четверти). Шаг на пальцах па правую ногу назад (третья четверть). Левой ногой небольшое assemblй на croisй (четвертая четверть), вперед в III позицию на pliй. Руки отведены от корпуса. Корпус слегка наклонен вперед.

3-й такт. Повторение первого такта третьей фигуры, начиная с левой нот. Голова повернута влево. Левая рука согнута в локте кистью вверх.

4-й такт. Легкий бег на пальцах с левой ноги (первая, вторая четверти). Шаг на пальцах левой ноги назад (третья четверть). Правая нога переносится вперед в III позицию на pliй.

5-й такт. Шаг правой ногой на пальцах на йcartй к точке 2, левая на coup de pied, pliй на правую ногу, одновременно левая нога подтягивается к щиколотке правой (первая четверть). Переступить на левую ногу и стать всей ступней на правую, левую отделить от пола (вторая четверть). Шаг левой ногой влево (третья четверть). Pliй на обе ноги, правая прикасается к полу полупальцами (четвертая четверть) —короткий реверанс.

6-й такт. Повторение пятого такта третьей фигуры.

7-й такт. Assemblй soutenu на пальцах по V позиции правой ногой (первая, вторая четверти). Assemblй soutenu левой ногой в V позицию (третья четверть).

8-й такт. Pas de bourrйe suivi по V позиции влево, к точке 6, правая нога впереди (первая, вторая четверти). Pliй на обе ноги


(третья четверть). Поза: ноги в III позиции на пальцах. Голова повернута влево. Левая рука полусогнута в локте кистью вверх, правая рука отведена от корпуса (четвертая четверть) (рис. 30).

Четвертая фигура — 8 тактов

1-й такт. Шаг правой ногой вправо на effacй на pliй. Левая нога вытянута назад в IV позицию, прикасаясь носком к полу. Голова повернута влево. Левая рука полусогнута в локте, правая отведена от корпуса (первая четверть) (рис. 31).

Pas de bourrйe на пальцах с левой ноги с полуповоротом вправо. Голова и руки сохраняют предыдущее положение. Левая нога переносится вперед (вторая, третья четверти). Soutenu en tournant вправо (четвертая четверть) (рис. 32).

2-й такт. Шаг левой ногой влево на pliй, правая нога вытянута в IV позицию, прикасаясь носком к полу. Голова повернута вправо, правая рука полусогнута в локте кистью вверх, левая отведена от корпуса (первая четверть). Pas de bourrйe на пальцах назад с правой ноги. Правая нога переносится вперед (вторая, третья четверти). Пауза (четвертая четверть).

3-й такт. Небольшой круг вправо на пальцах: шаг правой ногой (первая четверть). Pas de bourrйe, левая нога идет назад в III позицию на пальцах и переносится вперед на pliй, правая отделяется от пола (вторая четверть). Шаг правой (третья четверть). Повторение pas de bourrйe (четвертая четверть).

4-й такт. Pas de bourrйe suivi влево по V позиции, правая нога впереди (первая четверть). Pliй на обе ноги (вторая четверть). Подняться на пальцы в V позицию (третья четверть). Пауза (четвер-


тая четверть). Во время паузы голова повернута влево и слегка опущена вниз. Левая рука полусогнута в локте кистью вверх. Правая рука отведена от корпуса. 5—8 такты. Повторяются первые четыре такта четвертой фигуры.

Финал — 5 тактов

1-й такт. Шаг вперед на пальцах на effacй с правой ноги, pliй (первая четверть). Шаг вперед на пальцах на croisй левой ногой, pliй (вторая четверть), переступить на правую ногу, на левую, на правую ногу, pliй (третья, четвертая четверти). Левая рука полусогнута в локте, правая рука отведена от корпуса. Левое плечо слегка впереди.

2-й такт. Повторить движение первого такта пятой фигуры с левой ноги.

3-й такт. Четыре relevй на coup de pied с правой нога. Pliй.

4-й такт. Ноги поднимаются на пальцы в V позицию, правая нога впереди. Маленькая пауза. Руки отведены от корпуса.

5-й такт. Шаг вперед на пальцах на effacй правой ногой, левая на demi-attitude сзади, pliй (первая четверть), повторение этого же движения с левой ноги. Pliй (вторая четверть) и реверанс (третья четверть). Пауза (четвертая четверть) (рис. 33).


ПОЛОНЕЗ

Нашим современникам полонез знаком главным образом по оперно-балетным спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий.

Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности.

Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и легкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...