Вопрос 2: Сущность и значение контроля в управлении экономикой
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Г.М.Пупко
РЕВИЗИЯ И АУДИТ Курс лекций
ТЕМА: «Теоретические основы и классификация контроля» Вопрос 1: Содержание дисциплины ревизия и аудит и ее место в системе подготовки специалистов по учету, анализу и аудиту
Ревизия и аудит как научная дисциплина изучает общие принципы организации контроля в экономике, организационные формы и виды контроля; организацию, содержание и технику контрольно-ревизионной работы (КРР), а также методику проведения контроля на каждый участок деятельности. Цель контроля – проверка законности, достоверности и целесообразности проведения хозяйственных операций, сохранности собственности, выявление фактов хищения и незаконного использования средств. В процессе КРР проверяется действие отдельных должностных лиц, нарушения или злоупотребление, устанавливаются причины и виновные лица. Разрабатываются мероприятия по устранению недостатков; на основании материалов ревизии привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушения. Все это требует определенных знаний, специальных приемов и техники проведения КРР. Руководитель предприятия должен обеспечить такую организацию производства и его управления, при которой достигалась бы полная сохранность собственности и наиболее эффективное использование ОС, материальных и трудовых ресурсов. Курс «ревизия и аудит» с экономической теорией, философией, бухгалтерским учетом, АХД, правом, статистикой и др. Эк. Теория изучает производственные отношения, также их изучает ревизия с точки зрения законности и целесообразности использования ресурсов. В процессе КРР используются методы познания как наблюдения и эксперимент, анализ и синтез.
Умелое применение приемов экономического анализа в процессе КРР позволяет наиболее полно выявить внутренние резервы, что в итоги способствует росту эффективности производства. Выявляя законность использования производственных, трудовых и финансовых ресурсов, контроль тесно связан с хозяйственным, трудовым и семейным правом.
Вопрос 2: Сущность и значение контроля в управлении экономикой
Всякое общество не может жить без контроля, оно должно развиваться по различным законом, а это означает, что необходим контроль за выполнением этих законов. Контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Контроль – функция, которая присуще всякому управлению. Функции контроля: - Профилактическая- предупреждение, выявление и устранение недостач, хищений. - Информационная – информация является основанием для принятия управленческих решений и обеспечивает нормальное функционирование объектов. - Мобилизующая – контроль заставляет, мобилизует предприятие и лиц ответственно выполнять свои обязанности. - Воспитательная – контроль воспитывает у работников предприятия потребность соблюдения законности и является важным средством в борьбе с бесхозяйственностью. Задачи контроля: - обеспечение сохранности собственности; - обеспечение целевого, экономичного и рационального использования всех средств; - выявление и использование резервов и повышение эффективности общественного производства; - вовлечение широких масс в управление предприятием.
Вопрос 3: Организационные формы и виды контроля
Классификация контроля: 1) по видам: - государственный; - аудит; - общественный. 2) по субъектам контрольной деятельности: - вневедомственный; - ведомственный.
3) по характеру контрольной функции: - правовой; - экономический; - производственно – технический. 4) по времени осуществления: - предварительный; - текущий; - последующий. 5) по источникам проверки: - документальный; - фактический. 6) по методам контроля: - ревизия; - тематическая проверка; - обследование; - расследование.
Вопрос 4: Органы государственного контроля и их функции
Комитет государственного контроля (КГК) – высший орган финансово – экономического контроля в республике. Функции КГК: - контроль за исполнением законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности/хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; - контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов; - проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов всеми государственными организациями и предприятиями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности; - проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета; - и др. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета.
ТЕМА: "Организация контрольно-ревизионной работы"
Вопрос 1: Органы ведомственного контроля и их основные функции
Ведомственный контроль в РБ осуществляется в соответствии с положением "О ведомственной контроле за финансово - хозяйственной деятельностью организаций". Ведомственный контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций, учреждений системы АПК осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штате контрольно-ревизионных подразделений соответствующих агропромышленных объединений. Совокупность этих подразделений составляет понятие Ведомственного контрольно-ревизионного аппарата.
В Минсельхозпроде имеется контрольно-ревизионное управление (КРУ). КРУ разрабатывает инструкции, рекомендации, методические указания и выносит предложения по совершенствованию ведомственного контроля. В областных управлениях созданы контрольно-ревизионные отделы, которые осуществляют ревизии и проверки на всех предприятиях системы АПК на территории области. Основные задачи ведомственного контроля: - осуществление контроля за финансово - хозяйственной деятельностью организаций путем проведения ревизий и проверок; - установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушения и хищениям; - выявление бесхозяйственности, хищений, расточительства; - принятие мер по возмещению ущерба; - пресечение фактов приписок, бесхозяйственности и т.д.; - профилактические работы по недопущению нарушений.
Вопрос 2: Планирование, учет и отчетность в контрольно-ревизионной работе
Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью периода. Перспективные планы составляются на 3 и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов контроля, по разработке нормативно - справочных материалов. Текущие планы составляются на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают перечень работ по осуществлению контрольной функции. Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит: 1 раздел - документальные ревизии; 2 раздел - тематические проверки. В годовом плане указывают даты, сроки исполнения КРР и их исполнителей. К годовому плану прилагаются сведения о предыдущей ревизии, список работников, график отпусков, планы проведения совещаний.
Годовые планы утверждаются руководителями областных управлений. На основании годовых планов КРР каждый работник КРО разрабатывает индивидуальный план на предстоящий год. КРО осуществляют учет проводимой ревизионной работы. Такой учет осуществляется в журнале учета проведения ревизии, принятия решений и контроля за их исполнениям. В этом журнале на основании актов ревизии отражается: - наименование ревизуемого предприятия; - период ревизии; - вид ревизии; - дата проведения ревизии; - ФИО исполнителя; - Дата и № приказа; - Дата предоставления акта; - Перечень недостач, излишков, хищений и т.д. КРО предоставляют за 1-ое полугодие и за год отчеты о КРР. В них указывается количество ревизий по плану и по факту проведенных, отражается сумма недостач, хищений, число дел переданных в суд. К отчету прилагается объяснительная записка, которая состоит из: 1 раздел – «проведено ревизий и проверок»; 2 раздел – «выявлено ущерба»; 3 раздел – «Меры по результатом ревизии»; 4 раздел – «мероприятия по работе с кадрами и совершенствование контрольной деятельности».
Вопрос 3: Характеристика основных этапов ревизионного процесса
Ревизионная работа состоит из следующих этапов: 1 этап: издание приказа о назначении ревизии в КРО. В нем указывается период проведения, вид ревизии, срок проведения, состав ревизионной группы и ее руководитель. Подготовка начинается с изучения материалов по объекту. В результате составляется программа, в которой указано содержание объектов ревизии, ФИО исполнителей, способы ревизии, время начала и окончания ревизии, дата предоставления результатов. Программу утверждает руководитель контрольно-ревизионного подразделения. По прибытию на объект руководитель КРС предъявляет руководителю предприятия приказ на проведение ревизии и представляет членов. Сразу проводится инвентаризация кассовой наличности 2 этап: проверка первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности. 3 этап: составление актов, справок, приложений. Этап завершается подписанием акта ревизии и приложений к нему. 4 этап: реализация материалов ревизии. 5 этап: контроль за решениями, принятыми в ходе проверок. Осуществляется периодическим запросом вышестоящих органов.
Вопрос 4: Права, обязанности и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется
Ревизор обязан правдиво, точно и объективно освещать выявленные проверкой нарушения и злоупотребления с указанием виновных лиц, размера причиненного ущерба.
Ревизор обязан вести себя корректно в отношении должностных лиц, быть вежливым и не допускать неделовых отношений с работниками и должностными лицами. Ревизор обязан проводить ревизию в соответствии с программой и после ее окончания организовать обсуждение результатов на собрании трудового коллектива. В процессе ревизии ревизор имеет право: 1) требовать предъявления наличных денег, ценных бумаг, денежных документов, материальных ценностей, первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, представление письменных объяснений и справок от должностных лиц; 2) изымать необходимые документы; 3) потребовать предъявления приказов, договоров, личных дел; 4) проверять правильность списания сырья, материалов на издержки производства; полноту оприходования готовой продукции; 5) привлекать специалистов для решения специальных вопросов; 6) проводить сплошные и выборочные инвентаризации. Ревизор несет личную ответственность за выполнение задач, стоящих перед КРР и определяющих его служебные обязанности, за исчерпывающее и квалифицированное выполнение программ ревизии. Ревизор несет уголовную ответственность за преднамеренное сокрытие нарушений, злоупотреблений и преступлений, за использование своего личного служебного положения в личных корыстных целях. Руководитель ревизуемого предприятия обязан создать необходимые условия для работы ревизионной группы. Он обязан обеспечить сбор коллектива для обсуждения результатов ревизии и принять меры к устранению, их недопущению в дальнейшем. Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется обязаны предоставить все требуемые документы, материалы, ТМЦ и давать проверяющим необходимые пояснения. Они имеют право присутствовать при ревизии и проверке их деятельности, знакомиться с нормативными документами, касающихся их деятельности и, в случае несогласия, требовать повторной проверки. Они могут привлекаться как к административной, так и к уголовной ответственности. Также ответственность должностных лиц определяется должностными инструкциями, утвержденными руководителем и разработанных на основании типовых должностных инструкций.
Вопрос 5: Задачи, обязанности и права ревизионных комиссией акционерных обществ
Общие правовые нормы избрания и функционирования ревизионных комиссий ОАО закреплены в примерном уставе и в основных положениях о ревизионной комиссии АО. Ревизионная комиссия ОАО избирается открытым или тайным голосованием на общем собрании членов ОАО или собранием уполномоченных сроком на 3 года. В ревизионной комиссию могут быть избраны только члены данного АО, которые не являются членами правления, их близкими родственниками, кассирами, кладовщиками, и др. лицами, служебная деятельность которых подвергается проверке ревизионной комиссией. Ревизионная комиссия проводит ежегодно не менее 2-х ревизий хозяйственно-финансовой деятельности АО. Ревизионная комиссия имеет право: - проверять правильность использования и сохранности с/х продукции, ТМЦ, денежных средств, основных средств и др. имущества; - требовать необходимые для проверки документы от должностных лиц; - привлекать для участия в ревизии специалистов; - принимать жалобы и заявления от работников ОАО на неправильные действия членов правления и должностных лиц, принимать по ним необходимые меры; - при выявлении хищений, растрат и др. злоупотреблений принимать меры по взысканию ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности; - вносить по результатом ревизии предложения на рассмотрение общего собрания и правления ОАО. Акты ревизии подлежат утверждению только общим собранием ОАО или собранием уполномоченных. Ревизионной комиссии представлено право присутствовать на заседаниях правления ОАО с правом совещательного голоса.
ТЕМА: «Задачи, организация и характерные методы ревизии» Вопрос 1: Сущность ревизии, виды и задачи
Ревизия – это система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово – коммерческой деятельности предприятия за определенный период. Классификация ревизии: 1) по ведомственному признаку: - ведомственная; - внутрихозяйственная; - вневедомственная; - смешанная. 2) по организационному признаку: - плановая; - внеплановая; - перманентная. 3) по временному признаку: - предварительная; - текущая; - последующая. 4) в зависимости от звенности ревизуемых объектов: - отраслевая; - сквозная; - однозвенная. 5) по содержанию и назначению: - тематическая; - выборочная; - комплексная. 6) по источникам контрольных данных: - фактическая; - документальная. Основные задачи ревизии: - реализация эффективной и качественной КРР; - контроль за соблюдением сохранности имущества, ликвидация причин и условий, порождающих растраты, хищения и бесхозяйственность; - изучение и обобщение причин и обстоятельств, способствующих возникновению недостач, растрат, хищений, злоупотреблений; - своевременное проведение плановых ревизий и проверок; - осуществление планирования и учета КРР, обобщение и своевременное рассмотрение материалов ревизий и проверок; - контроль за совершенствованием организации внутрихозяйственного контроля на подведомственных предприятиях.
Вопрос 2: Способы и приемы документального контроля
Основными способами документального контроля являются: 1) сплошной; 2) выборочный; 3) систематический; 4) комбинированный. При ревизии применяются два основных варианта документального контроля: - от документа к регистру; - от регистра к документу. Основные приемы документального контроля: Формально – правовая проверка документов: представляет собой проверку соответствия документов действующей типовой форме, установление правильности заполнения реквизитов и наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей, оттисков печатей и штампов; арифметическая проверка; проверка соответствия хозяйственных операций установленным правилам и положениям. Встречная проверка – сопоставление нескольких экземпляров одного и того же документов. Взаимный контроль – сопоставление отдельных реквизитов, повторяющихся в нескольких разнородных документах, отражающих взаимосвязанные операции. Нормативная проверка – осуществляется путем сопоставления фактических расходов с нормативными или плановыми. Технико – экономический расчет – составляется в период ревизии для определения правильности плановых показателей, смет, норм расхода, обоснованности планово-учетных цен, арендной платы. Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций – объединяет комплекс экономических приемов анализа и оценки в целях выявления целесообразности, рациональности отдельных операций и эффективности того или иного участка работы. Сопоставление документов, отражающих хозяйственные операции с документами их обосновывающими - осуществляется контроль за достоверностью накопительных ведомостей,регистрами бухгалтерского учета, отчетности.
Вопрос 3: Приемы фактического контроля
Основными приемами фактического контроля являются: Инвентаризация- способ проверки фактического наличия денежных средств, ТМЦ, расчетов на определенную дату и соответствия их данным бухгалтерского учета. В процессе ревизии рекомендуется проводить как можно больше инвентаризаций. В процессе ревизии проводятся как полные, так и выборочные инвентаризации. Если выборочная инвентаризация выявила отклонения фактического наличия от данных учета, то ревизоры обязаны провести полную инвентаризацию у данного МОЛ. Лабораторный анализ – применяется для проверки качества ТМЦ. Взятие проб для анализа осуществляется с участием ревизора и оформляется актом. Лабораторные анализы оформляются справками. Указанная проверка дает возможность установить необоснованное занижение или завышение качественных показателей от установленных показателей ГОСТов, стандартов. Контрольный обмер выполненных работ – представляет собой разновидностью инвентаризации. С его помощью проверяется правильность и достоверность данных о выполненном объеме строительно-монтажных работ. Он производиться также с целью проверки правильности списания строительных материалов, начисления заработной платы. Производиться с участием соответствующих специалистов. Его работы оформляются актами, ведомостями перерасчета стоимости выполненных работ. Осмотр и обследования – способ проверки фактического состояния и правильности использования проверяемых объектов. Они проводятся с целью выявления недостатков складского хозяйства и условий хранения ТМЦ, состояния трудовой дисциплины. Экспертная оценка – применяется при проверке качества выполненных строительных ремонтных работ, проектно-сметной и другой документации. Для экспертной оценки привлекаются специалисты, глубоко знающие специфику этих работ. Экспертная оценка может иметь место и как прием документального контроля (например, когда требуются квалифицированное заключение о достоверности подписей в платежные ведомости, о подлинности документов и т.д. Контрольная проверка, осуществляемая в ходе технологического процесса – может подразделятся на: - контрольный запуск сырья и материалов в производство; - контрольные сборы яиц, контрольные дойки, контрольный настриг шерсти. Объяснения и справки: ревизор имеет право получать объяснения и справки от всех работников ревизуемого предприятия. Он может делать письменные запросы, по которым имеет возможность получения необходимых сведений по проверяемым вопросам. Сведения в ответ на письменные запросы предоставляются в форме справок.
ТЕМА: «Документальное оформление и реализация материалов ревизии» Вопрос 1: Порядок составления и содержание актов ревизии деятельности предприятий
В соответствии с действующим положением результаты ревизии оформляются актами или справками. Акты составляются, если при проверке установлены нарушения, а если не установлены, то составляются справки. Акты бывают промежуточные и заключительные. Промежуточные составляются ревизорами по результатом ревизии отдельных видов средств, операций. заключительные (основные) акты отражают результаты комплексной ревизии всей производственно-финансовой деятельности предприятия. Заключительный акт является сводным документом, отражающим выявленные нарушения, недостачи в ходе ревизии. Акт состоит из двух разделов. Первый раздел – вводная, вступительная часть. Она включает: - полное наименование документа и место его составления; - состав ревизионной группы; - основание для проведения ревизии, дата и номер приказа о назначении ревизии, время начала и окончания; - характер ревизии; - наименование и подчиненность ревизуемого предприятия; - ревизионный период; - сведения о предыдущей ревизии; - должностные лица, ответственные за финансово-коммерческую деятельность; - способ документальной проверки; - экономические показатели деятельности. Заканчивается 1 часть словами «Ревизией установлено следующее». 2 часть – систематизированный перечень выявленных нарушений, недостач, злоупотреблений. Акт ревизии должен содержать ответы на следующие вопросы: - в чем сущность нарушения? - Кто допустил данное нарушение? - Когда допущено, какова хронология? - Какими действиями допущено? - Как установлено? - Какие причины и обстоятельства способствовали? - Какие принимались меры для предотвращения? - Какие меры предприняты к устранению недостатков? Акт составляется в 3-х и более экземплярах и должен быть подписан руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия.
Вопрос 2: Понятие материального ущерба и определение его размера в ходе ревизии
Под материальным ущербом подразумевается недостача, уничтожение и порча ТМЦ, денежных средств, приведенная к невозможности их дальнейшего использования либо к необходимости затрат на их восстановление. Возмещению подлежит в основном прямой действительный ущерб, к которому относят: - недостачи денежных средств и ТМЦ; - падеж животных и птицы по вине работников; - полную и частичную порчу сырья, материалов, основных средств, инвентаря и т.д.; - излишне выплаченную зарплату вследствие приписок объемов работ, незаконную выплату прямой, дополнительной оплаты; - переплаты при закупке у частных лиц, с/х продукции; - списание в расход денежных средств и ТМЦ, которых не было в наличии; - другие виды ущербов. Законодательством не предусмотрено возмещение за счет работников косвенного ущерба, т.е. ущерба понесенного не по вине конкретных работников. Размер ущерба зависит от трех основных факторов: - ущерб в натуральном выражении; - уровень оценки и цены; - размером дополнительных затрат. Законодательством предусмотрено 3 основных формы возмещения ущерба: - в добровольном порядке; - в административном порядке; - в судебном порядке.
Вопрос 3: Материальная ответственность за ущерб
Материальная ответственность лиц – юридическая ответственность, которая наступает за имущественный ущерб, причиненный предприятию по вине работник и применяется в порядке, утвержденном законодательством. Материальная ответственность может быть возложена лишь при наличии условий: - наличие прямого действительного ущерба; - противоправное поведение работников; - работник причинил ущерб своим действием или бездействием. Материальная ответственность может быть ограниченная или полная. Ограниченная материальная ответственность наступает, если работником совершено виновное действие по неосторожности. При полной материальной ответственности ущерб возмещается в полном объеме и не ограничивается установленным пределом. Полная материальная ответственность наступает: - если между работником и предприятием заключен письменный договор о принятии на себя полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей; - если ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки действий, преследуемого в уголовном порядке; - если имущество и другие ценности были получены работником подотчет по разовой доверенности или другим разовым документам; - если ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; - если в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей; - если ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
Вопрос 4: Реализация материалов ревизии
Реализация материалов ревизии начинается с устранения выявленных недостатков в ходе самой ревизии. Ревизор в процессе ревизии имеет право требовать от должностных лиц привести в соответствие с действующим порядком ведение бухгалтерского учета, складского учета, организацию хранения с/х техники, возмещение материального ущерба. Если ревизор выявил значительные суммы недостач, незаконных выплат, то руководитель ревизуемого предприятия обязан в течении 5 дней после обнаружения недостачи направить дело в прокуратуру и предъявить гражданский иск. По окончанию ревизии ее результаты обсуждаются на собрании трудового коллектива ревизуемого предприятия. Протокол обсуждения результатов прилагается к основному акту. Решение по акту ревизии оформляется приказом, письмом или распоряжением. Письмо по результатом ревизии составляется в тех случаях, когда выявлены незначительные нарушения. Приказ оформляется, если необходимо наказать виновных лиц. Не позднее чем через 2 недели руководитель ревизующего органа должен рассмотреть результаты ревизии и принять решение по устранению нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности.
Вопрос 5: Организация контроля за выполнением решений, принятых по материалом ревизии
После ревизии заводится контрольная карточка результатов, в которой указывается сумма нарушений, сумма возмещенного ущерба, фактический срок исполнения принятых решений. С контроля карточка снимается, если получена полная информация об исполнении решений по материалом ревизии. На практике применяются различные способы контроля за выполнением решений по материалом ревизии: - проверка по данным отчетности; - получение письменной информации с предприятия о выполнении решений; - вызов руководителя и специалистов для доклада о выполнении решений; - проверка на месте; - проверка на месте при осуществлении следующей ревизии с отражением ее результатов в основном акте ревизии. Если в течении 30 дней предприятие сообщает об исправлении решений, то санкции не устанавливаются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|