ТЕМА: «Ревизия расчетных и кредитных операций»
Вопрос 1: Ревизия расчетов с подотчетными лицами
Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются: установление правильного и целевого использования подотчетных сумм; выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов; соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов. Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается: соблюдение правил выдачи авансов; своевременность предоставления авансовых отчетов; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм. При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы для предприятия на основании договоров подряда.
Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с подотчетными суммами, делятся на две группы: допускаемые администрацией предприятия; возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации. К первой группе нарушений относятся: • отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы; • выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нужды работникам, не предусмотренным в списке; • выдача подотчетных сумм лицам, не имеющим трудовых отношений с контролируемым предприятием; • выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть оплачены из кассы или через банк; • скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ранее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой потребности; • выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу; • превышение предельных размеров авансов; • несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица, не отчитавшегося о своих расходах и не вернувшего остаток средств в кассу, путем удержания его долга из оплаты труда. Ко второй группе нарушений относятся: • несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращения остатка денег в кассу; • передача денег другому подотчетному лицу; • расходование аванса не по назначению; • неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса; • предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.
Вопрос 2: Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства. В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу. При проверке дебиторской и кредиторской задолженности различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оплаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную. Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов. При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах. Ревизором изучается правильность корреспонденции счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают: · Включены ли строящиеся объекты в титульный список; · Обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования; · Имеется ли проектно-сметная документация на строящийся объект; · Заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов; · правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ; · достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.
Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ.
Вопрос 3: Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов. В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица. По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
Прирасчетах с покупателями и заказчиками ревизор должен проверить правильность формирования отпускной цены. В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений. Вопрос 4: Ревизия расчетов по претензиям
Одной из важнейших задач контроля является проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств. Существует несколько групп претензий: • к поставщикам и подрядчикам за выявленные при проверке их расчетов (после акцепта) завышения объемов выполненных работ, недопоставку товарно-материальных ценностей, завышение цен и тарифов, завышение сумм в результате арифметических ошибок, за несоответствие качества поставленных товаров стандартам или техническим условиям, а также за простои по вине поставщиков; • к транспортным организациям за недостачу груза сверх норм естественной убыли, образовавшуюся в пути, и за излишне уплаченные суммы при перевозке грузов; • по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом; • к банкам по суммам, ошибочно списанным по расчетному, валютному и другим счетам. Претензия предъявляется после того, как предприятие узнало о нарушении своих имущественных прав и законных интересов другим предприятием. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), ненадлежащего ее качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, в течение двух месяцев. В каждой претензии необходимо проверить ее обоснованность, своевременность и правильность оформления документации. Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензии, числящиеся суммы списываются на издержки производства или другие счета. Поэтому очень важно изучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензий, протоколы рассмотрения претензионных дел в хозяйственном суде. Если за претензией скрывалось присвоение ценностей отдельными должностными лицами, необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба. В случае предъявления претензий транспортным организациям за недостачу груза в пути, следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформления. В процессе контроля выясняют обоснованность претензий, предъявленных ревизуемому предприятию поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также устанавливают виновных лиц и сумму ущерба, причиненного предприятию путем погашения необоснованных претензий.
Вопрос 5: Ревизия расчетов по возмещению материального ущерба
Материальным ущербом считается недостача материальных ресурсов, выявленная инвентаризацией, порча, приведшая к невозможности дальнейшего хозяйственного использования, потеря потребительских качеств, утрата, хищение, уничтожение, ухудшение или понижение ценности имущества и возникновение необходимости для предприятия произвести затраты на восстановление и приобретение имущества или иных ценностей. При проверке расчетов по возмещению материального ущерба в первую очередь используются счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", по данным которых можно проанализировать изменение расчетов по возмещению материального ущерба на протяжении всего ревизионного периода. Такая проверка осуществляется, как правило, сплошным методом. Особенно тщательно нужно проверить расчеты по недостачам, растратам и хищениям, выяснить причины их возникновения, полностью ли отнесены на виновных лиц суммы недостач, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, потерь, растрат. В дальнейшем следует проверить реальность задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Для этого нужно установить правильность документального оформления инвентаризации (инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, расписок материально ответственных лиц, протоколов заседаний инвентаризационных комиссий о регулировании отклонений); правильность расчета сумм, относимых на материально ответственных лиц; наличие обязательства материально ответственного лица о погашении недостачи (потерь) или решения суда. Важно проверить правильность бухгалтерского учета расчетов по недостачам, растратам и хищениям. Следует также проверить правильность оформления материалов по недостачам, потерям и хищениям, переданным в судебно-следственные органы, и установить, не имели ли место случаи возврата судебно-следственными органами материалов из-за некачественного их оформления и какие меры в таком случае были приняты к виновным лицам. В обязательном порядке проверяются полнота и своевременность взыскания сумм, числящихся по субсчету 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Важная роль в обеспечении сохранности собственности предприятия принадлежит предварительному письменному оформлению материальной ответственности работников. Поэтому необходимо проверить, заключены ли письменные договоры с материально ответственными лицами о полной материальной ответственности за недостачу материальных ценностей, принятых под ответственность работника.
Вопрос 6: Ревизия расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Состояние расчетов за товары, проданные в кредит, изучается по данным учета по субсчету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчету 6 "Расчеты за товары, проданные в кредит". Проверяются, прежде всего, расчеты с покупателями, которые имеют просроченную задолженность. Определяются причины образования просроченной задолженности. Основной из них является нарушение правил предоставления кредита: выдача справок временным и сезонным работникам; выдача работнику нескольких справок одновременно на приобретение товаров в кредит; несвоевременное возвращение торговому предприятию поручения-обязательства в связи с увольнением работника; непринятие мер торговым предприятием к принудительному взысканию задолженности по кредиту. В процессе проверки расчетов за товары, проданные в кредит, выявляются случаи неправильного взимания с покупателя платы за пользование кредитом, начисления пени за несвоевременное погашение кредита, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности. Проверкой расчетов по индивидуальному жилищному строительству устанавливают характер, законность и дату возникновения задолженности за каждым индивидуальным застройщиком, соблюдение сроков ее погашения и меры, предпринимаемые предприятием по взысканию просроченной задолженности. В случае выдачи займов на индивидуальное жилищное строительство выявляют обоснованность и размер их выдачи, сроки возврата и фактическое погашение полученных сумм. Используя прием встречной сверки записей, произведенных по субсчету 73/1 "Расчеты по предоставленным займам" и счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" определяют своевременность и полноту отражения поступивших от индивидуальных застройщиков взносов в погашение их задолженности. Тщательной проверке подлежит каждый случай списания задолженности с лицевых счетов отдельных ссудополучателей в целях установления законности и реальности этих операций. Ревизором внимательно изучаются бухгалтерские записи по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях выявляют путем сверки записей по наличию детей в этих учреждениях на отдельные даты ревизуемого периода (табель учета посещаемости детей в детском дошкольном учреждении), начислению платы за их содержание (ведомость расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях) и поступлению ее в кассу предприятия (кассовая книга). Особое внимание следует уделить проверке расчетов с депонентами, установить причины и реальность возникновения задолженности, законность ее списания. Депонирование оплаты труда может производиться либо по причине болезни работника, либо когда лицо находится в командировке. Чтобы установить реальность возникновения и законность списания депонентской задолженности, необходимо сверить депонированные суммы с расчетно-платежными ведомостями за соответствующий период, сличить подписи депонентов в различных документах (расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях, заявлениях и др.), в случае необходимости, пригласить отдельных депонентов для подтверждения получения ими соответствующих сумм. Следует также убедиться в обоснованности фактов, послуживших основанием для перечисления депонированных сумм в банки на лицевые счета отдельных депонентов или перечисления почтовым переводом.
Вопрос 7: Ревизия расчетов по оплате труда
Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка: правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда на предприятиях и в организациях; соблюдения действующего законодательства о труде; правильности применения должностных окладов; тарифных ставок, сдельных расценок; правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табели учета рабочего времени, наряды, маршрутные листы и др.), листки о временной нетрудоспособности, нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции. При проверке также надо знать систему первичного учета затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки первичных документов, учет выполненных работ, оказанных услуг, отработанного времени, произведенной продукции. Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на 1-е число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей. Затем изучаются достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени и графиков работы. При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда. Эта проверка производится отдельно по работникам с повременной и работникам со сдельной оплатой труда. Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков. Проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда. В процессе контроля проверяется также расходование средств фонда социальной защиты населения и, прежде всего, на выплату пособий по временной нетрудоспособности. При проверке положения по оплате труда на предприятии большое значение имеет проверка обоснованности установленной численности управленческого персонала предприятий, правильности применения должностных окладов и установленных надбавок к ним. Проверкой расчетно-платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени, приказов о назначении работников определяют соблюдение штатной дисциплины. Следует проверить правильность арифметических подсчетов в документах на начисление и выплату заработной платы. Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты, причины несвоевременности этих расчетов и меры, принимаемые субъектом хозяйствования по улучшению расчетной дисциплины по оплате труда.
Вопрос 8: Ревизия расчетов по налогам с бюджетом и неналоговым платежам
Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений. Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом будут являться: справки и расчеты по отдельным видам платежей; декларации; выписки учреждений банка и приложенные к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет и во внебюджетные фонды; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"; журналы-ордера или соответствующие машинограммы. В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере (соответствующей машинограмме) и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним.первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению. Как правило, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, виновного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствующие платежи в бюджет. К внебюджетному фонду относятся отчисления в фонд социальной защиты населения, учитываемые на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Важным участком проверки является изучение ревизором правильности составления корреспонденции счетов по счетам 68 и 69. При проверке правильности и своевременности расчетов с данным фондом ревизору следует руководствоваться действующим законодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако существует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.
Вопрос 9: Ревизия кредитных операций
Основными источниками ревизии кредитных операций являются: сведения и справки, предоставляемые в учреждения банка для получения ссуд; выписки банков и приложения к ним по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"; журналы-ордера по учету кредитных операций; первичные документы и учетные регистры; соответствующие машинограммы. В начале проверки ревизору необходимо установить, в каких банках и какие ссуды получает проверяемое предприятие. Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нарушений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, не применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитования и другие. Следует ознакомиться с актами проверок по вопросам кредитных операций, заключениями банков по квартальным и годовым отчетам. Ревизору необходимо проверить обеспеченность ссуд по документам, представленным в банк на их получение. Ревизор должен проверить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи за товарно-материальные ценности и услуги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бумаг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов па ним. В случае необходимости расчетов с поставщиками в порядке предварительной оплаты за счет кредитных ресурсов следует выставлять за счет кредита аккредитив сроком до 30 дней. Ревизор должен проверить правильность определения и своевременность уплаты процентов. Ревизор должен проверить правильность начисления процентов за пользование кредитами. Целесообразно проверить и установить, своевременно ли предприятие погашало задолженность по ссудам. Ревизором изучается правильность составления корреспонденции счетов.
Вопрос 10: Ревизия экспортно-импортных операций
При ревизии экспортно-импортных операций необходимо проверить законность ввоза или вывоза тех или иных товаров. Для чего ревизор изучает учредительные документы субъекта хозяйствования, т.е. определяет, может ли данное предприятие производить экспортно-импортные операции, имеются ли у него лицензии на данный вид деятельности. Все экспортно-импортные операции на предприятии должны рыть оформлены контрактами, в которых обязательным является наличие следующих разделов: предмет контракта, цена и сумма контракта, условия и сроки поставки товаров, условия оплаты, упаковка и маркировка товара, условия претензий, штрафные санкции и порядок возмещения убытков, страхование, обстоятельства непреодолимой силы, арбитраж, другие условия контракта, характеристика и адреса сторон. Ревизор изучает, не имели ли места изменения условий контракта, и не привело ли это к взысканию с предприятия штрафных санкций. При наличии таких санкций ревизор должен установить сумму причиненного ущерба и виновных в этом лиц. Основными источниками для проверки экспортных операций являются: контракты; таможенные декларации; счета-фактуры поставщиков с приложенными спецификациями, дубликатами или квитанциями грузового железнодорожного сообщения, авианакладные, почтовые квитанции; приемные акты, подтверждающие поступление товаров в порты или на склады, счета на иностранных покупателей; коммерческие и другие акты, свидетельствующие о недостачах, излишках или порче товаров; приемные акты иностранных экспедиторов. Ревизору важно проверить правильность определения результата от реализации экспортных товаров, который определяется как разница между выручкой за товар (определенной по контрактной стоимости) и его полной себестоимостью плюс коммерческие расходы по реализации и плюс платежи в бюджет. Ревизор должен внимательно изучить правильность распределения коммерческих расходов. При проверке операций по импорту ревизору следует проверить правильность определения покупной стоимости поступающих ценностей. Должного внимания ревизора требуют товарообменные операции (бартерные сделки), когда предприятие оплату поставленных импортных товаров осуществляет в товарной форме. Ревизору следует проверить правильность отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникающих при товарообменных операциях. При ревизии экспортно-импортных операций важное место должно уделяться операциям с иностранной валютой. Ревизор проверяет правильность зачисления валютной выручки на счета субъекта хозяйствования. Ревизор должен изучить, для каких целей приобреталась и использовалась валюта, так как за нецелевое ее использование субъекты хозяйствования уплачивают штрафные санкции в размере 100 % суммы нецелевого использования. Основными источниками информации по покупке валюты для ревизора являются: заявка на покупку иностранной валюты; платежные поручения на перечисление рублевого эквивалента для направления на торги и комиссионного вознаграждения банку за оформление сделки; извещение о зачислении иностранной валюты на валютный счет; выписки с расчетного и валютных счетов.
Вопрос 11: Ревизия лизинговых операций
Ревизор изучает, какой вид лизинга используется на предприятии. В Республике Беларусь наиболее распространенными являются следующие виды лизинга: финансовый, оперативный, возвратный, чистый, "мокрый", раздельный и сублизинг. Внимательно изучая лизинговые договоры, ревизор не только проверяет правильность определения вида лизинга, но и изучает сам объект лизинга. При этом следует учитывать, что объектом лизинга может быть любое имущество, относимое к основным фондам, нематериальным активам. Однако товары и средства в обороте, предназначенные для переработки, не могут являться объектами лизинга. Ревизор должен проанализировать правильность учета лизинговых сделок. При этом он должен знать, что независимо от формы лизинга, объекты лизинговой сделки могут учитываться на балансе как у лизингодателя, так и у лизингополучателя в зависимости от условий договора. Ревизору следует проверить правильность начисления лизинговых платежей. Следует различать платежи, покрывающие основной долг за объекты лизинга и лизинговую ставку. Ревизору следует проверить правильность начисления износа по лизинговым объектам. Если лизинговый объект находится на балансе у лизингодателя, износ по такому объекту у лизингодателя начисляется на внереализационные расходы, т.е. он не относится на себестоимость продукции, так как эти основные средства используются не для собственных целей лизингодателя. При проверке лизинговых операций ревизор обязан произвести осмотр объекта лизинга в натуре (т.е. провести инвентаризацию) с составлением промежуточного акта проверки. При истечении срока лизинга проверяется правильность передачи объекта лизинга в собственность и отражение его на счетах бухгалтерского учета.
Вопрос 12: Ревизия расчетов с учредителями, акционерами
Основными источниками информации по расчетам с учредителями и акционерами являются: учредительные документы предприятия; протоколы собраний акционеров, учредителей; первичные документы, отражающие взносы учредителей в уставный фонд, а также документы по начислению дивидендов и доходов акционерам; данные аналитического учета по счету 75 "Расчеты с учредителями". Изучаются бухгалтерские записи по счету 75 "Расчеты с учредителями". При проверке расчетов с учредителями, акционерами ревизор должен внимательно изучить учредительные документы предприятия, обращая особое внимание на размер и порядок формирования его уставного фонда. Ревизор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета заявленного уставного фонда, для чего ревизор сопоставляет аналитические данные по счету 75 с данными счета 80 "Уставный фонд" и с учредительными документами. Далее ревизор изучает, в какой форме (денежной или неденежной) осуществляется вклад в уставный фонд. Взносы в уставный фонд могут осуществляться в неденежной форме. Все неденежные вклады должны оцениваться экспертным путем. Результаты экспертизы должны быть оформлены актом. Ревизор проверяет также своевременность взносов в уставный фонд. Субъекты хозяйствования формируют уставный фонд в сроки, определенные учредительными документами. Ревизор должен убедиться в фактическом поступлении ценностей, переданных в уставный фонд. Для этого он сопоставляет сведения о результатах инвентаризации данного имущества с информацией, отраженной на счетах 75 и 80. Ревизор изучает также правильность и своевременность расчетов с учредителями по доходам. Для этого он анализирует аналитические данные по счету 75/2 "Расчеты по выплате доходов". Ревизор проверяет правильность произведенного начисления и выплаты доходов. Анализируется своевременность расчетов с учредителями. Для чего фактический срок выплаты дивидендов сопоставляется со сроками, предусмотренными учредительными документами. Ревизору также необходимо проверить, как произведено начисление и удержание сумм налога на доходы от участия в предприятии. Суммы налога на доходы подлежат уплате у источника выплаты, т.е. на предприятии, где производится начисление дохода. Проверяется своевременность уплаты данного налога, который должен уплачиваться в момент начисления дохода, независимо от фактического времени его получения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|