Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7 Классическая немецкая философия




Цель: знакомство с классической немецкой философией.

План:

1.Критическая философия И. Канта.

2.Гегелевское учение о диалектике.

3.Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Глубокий кризис рационализма и эмпиризма в философии Нового времени интерпретируется и преодолевается в философском творчестве И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Советскую и чуть ли не всю западную философию ХХ века можно характеризовать как реакцию на достижения немецкой классической философии. Обратите внимание на понятия: «категорический императив», феномен и ноумен (Кант), диалектический (спекулятивный) метод (Гегель), антропологический материализм (Л. Фейербах).

Литература: ОЛ:1-7.ДЛ:2,11,13,17,20,22-23,28,29,32,43,48,67,84,85

Контрольные вопросы:

1.Что есть категорический императив И. Канта?

2.Как Вы понимаете тождество бытия и разума по Г.В.Ф. Гегелю?

3.Какое место у любви в философии Л. Фейербаха?

Тема 8 Западноевропейская философия конца XVIII- начала XXI века

Цель: знакомство с главными достижениями философии эпохи.

План:

1.Ф. Энгельс о законах диалектики и формах движения материи. Концепция отчуждения и его преодоления у К. Маркса.

2.Философия науки.

3.Философия «жизни» и экзистенциализм.

4.Главная проблема русской философии и варианты разрешения.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

В диалектико-материалистической философии Ф. Энгельса и К. Маркса особую ценность имеет рационализированный социальный центризм. Философия науки представлена этапами развития: позитивизм О. Конта, логический позитивизм и постпозитивизм. Антирациональное начало в философии (иррационализм) представлено, прежде всего, в предпосылках «философии жизни». В иррационализме ключевые понятия «жизнь», «воля». Личностную и мировоззренческую ценность имеет философствование экзистенциализма. Ведущая проблема русской философии – судьба России. Обратите внимание на варианты решения проблемы в марксистско-ленинской и нравственной философии России.

Литература: ОЛ:1-7,10.ДЛ:2,6,17,22,28,29,32,40,42-43,47,62,64,83,84

Контрольные вопросы:

1.Что есть социальная форма материи по Ф. Энгельсу?

2.Как трактует философию О. Конт?

3.Какую философию отрицает Ф. Ницше и к чему он призывает?

4.Как выявляется подлинное бытие человека в экзистенциализме?

5.Полинное социальное бытие, – это силовое изменение общественно-политического строя или нравственное самосовершенствование личности?

Тема 9 Казахская философия: история и современность

Цель: знакомство с достижениями казахской философии

План:

1.Философская основа традиционного мировоззрения казахов.

2.Философия Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудайбердиева.

3.Основные проблемы казахстанской философии советского и постсоветского периодов.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

При рассмотрении казахской философии следует обратить внимание на специфику отечественного философствования. Философия казахского Просвещения наиболее полно воплотилась в творчестве Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, Ш. Кудайбердиева. Используйте знания по истории Казахстана.

Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,9,10,14,16,28-30,36-38,50-51,57,71,88

Контрольные вопросы:

1.Какие особенности философской мысли казахов известны Вам?

2.В чём специфика философствования казахских просветителей?

3.Как Вы понимаете учение Шакарима Кудайбердиева о трёх истинах?

 

Тема 10 Понятия «бытие» и «сознание» в философии

Цель: формирование понятия об основных категориях онтологии

План:

1.Бытие: понятие и формы.

2.Понятие «материя».

3.Бытие и сознание.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Этой темой открывается раздел системной философии. Ключевое понятие темы – категория «бытие». Она интерпретируется как существование, сущность, субстанция, субстрат. Обратите внимание на категории «материя» и «сознание», сущность и соотношение в философии.

Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,17,28,29,41,43,53,64,71,84,85

Контрольные вопросы:

1.Как соотносятся понятия бытия и реальности?

2.Как менялись представления о материи в философии?

3.Есть ли общее в понимании сознания идеализмом и материализмом?

Тема 11 Принцип развития: диалектика и синергетика

Цель: формирование понятия о развитии

План:

1.Развитие как атрибут бытия.

2.Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Следует обратить внимание на подходы к пониманию принципа развития – фундаментальной идеи диалектической логики, – а также другие принципы, основные категории диалектического метода философствования. Синергетика есть современная наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем.

Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,17,28,29,41,43,53,64,71,84,85

Контрольные вопросы:

1.Как соотносятся принцип универсальных связей и принцип развития?

2.В чём проявляется единство и различие формы и содержания?

3.В чём состоит сущность единства и борьбы противоположностей?

4.В какой форме осуществляется переход к иному качеству?

5.Как понимается развитие в диалектике и синергетике?

 

Тема 12 Учение о познании. Специфика научного познания

Цель: формирование понятия о философских основаниях познания

План:

1.Знание и познание.

2.Особенности научного познания.

3.Проблема метода познания.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Изучение темы следует начать с усвоения понятий «гносеология», «эпистемология», «познание». Природа познания исследуется посредством понятия «идеальное». Проблема познания раскрывается в понятиях субъекта и объекта познания, способа познания, истины. В постижении ключевой проблемы – сущности истины – поможет диалектическая концепция.

Литература: ОЛ:1-10.ДЛ:2,3,5,8-10,17,28,29,43,54,56,64,69,84,85.

Контрольные вопросы:

1.Что есть познание?

2.Что является исходным пунктом познания?

3.Как соотносятся субъект и объект познания?

4.Что есть истина?

5.Как соотносятся философские и научные методы познания?

 

Тема 13 Проблема человека в философии

Цель: формирование понятия о бытии человека

План:

1.Основные образы человека в истории философии.

2.Социокультурные основания бытия человека.

3.Жизнь как ценность личности.

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Противоречивая сущность человека познаётся посредством анализа таких противоположностей, как: телесное и духовное, необходимое и свободное, природное и социальное, общественное и личностное, общение и уединение, жизнь и смерть.

Варианты понятия сущности человека увязываются с конкретной постановкой и решением проблемы смысла человеческой жизни.

Литература: ОЛ:1-10.ДЛ:2,11,13,17,23,28,29,33,37,43,64,67,71,84,87

Контрольные вопросы:

1.Возрастает ли интерес к проблеме человека в современной жизни?

2.Как соотносится биологическое и социальное в человеке?

3.В чём заключается ценность человеческой жизни?

4.Как Вы решаете проблему смысла своей жизни?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...