Тема 7 Классическая немецкая философия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: знакомство с классической немецкой философией. План: 1.Критическая философия И. Канта. 2.Гегелевское учение о диалектике. 3.Антропологический материализм Л. Фейербаха. Методические рекомендации по подготовке к занятию Глубокий кризис рационализма и эмпиризма в философии Нового времени интерпретируется и преодолевается в философском творчестве И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Советскую и чуть ли не всю западную философию ХХ века можно характеризовать как реакцию на достижения немецкой классической философии. Обратите внимание на понятия: «категорический императив», феномен и ноумен (Кант), диалектический (спекулятивный) метод (Гегель), антропологический материализм (Л. Фейербах). Литература: ОЛ:1-7.ДЛ:2,11,13,17,20,22-23,28,29,32,43,48,67,84,85 Контрольные вопросы: 1.Что есть категорический императив И. Канта? 2.Как Вы понимаете тождество бытия и разума по Г.В.Ф. Гегелю? 3.Какое место у любви в философии Л. Фейербаха? Тема 8 Западноевропейская философия конца XVIII- начала XXI века Цель: знакомство с главными достижениями философии эпохи. План: 1.Ф. Энгельс о законах диалектики и формах движения материи. Концепция отчуждения и его преодоления у К. Маркса. 2.Философия науки. 3.Философия «жизни» и экзистенциализм. 4.Главная проблема русской философии и варианты разрешения. Методические рекомендации по подготовке к занятию В диалектико-материалистической философии Ф. Энгельса и К. Маркса особую ценность имеет рационализированный социальный центризм. Философия науки представлена этапами развития: позитивизм О. Конта, логический позитивизм и постпозитивизм. Антирациональное начало в философии (иррационализм) представлено, прежде всего, в предпосылках «философии жизни». В иррационализме ключевые понятия «жизнь», «воля». Личностную и мировоззренческую ценность имеет философствование экзистенциализма. Ведущая проблема русской философии – судьба России. Обратите внимание на варианты решения проблемы в марксистско-ленинской и нравственной философии России.
Литература: ОЛ:1-7,10.ДЛ:2,6,17,22,28,29,32,40,42-43,47,62,64,83,84 Контрольные вопросы: 1.Что есть социальная форма материи по Ф. Энгельсу? 2.Как трактует философию О. Конт? 3.Какую философию отрицает Ф. Ницше и к чему он призывает? 4.Как выявляется подлинное бытие человека в экзистенциализме? 5.Полинное социальное бытие, – это силовое изменение общественно-политического строя или нравственное самосовершенствование личности? Тема 9 Казахская философия: история и современность Цель: знакомство с достижениями казахской философии План: 1.Философская основа традиционного мировоззрения казахов. 2.Философия Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудайбердиева. 3.Основные проблемы казахстанской философии советского и постсоветского периодов. Методические рекомендации по подготовке к занятию При рассмотрении казахской философии следует обратить внимание на специфику отечественного философствования. Философия казахского Просвещения наиболее полно воплотилась в творчестве Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, Ш. Кудайбердиева. Используйте знания по истории Казахстана. Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,9,10,14,16,28-30,36-38,50-51,57,71,88 Контрольные вопросы: 1.Какие особенности философской мысли казахов известны Вам? 2.В чём специфика философствования казахских просветителей? 3.Как Вы понимаете учение Шакарима Кудайбердиева о трёх истинах?
Тема 10 Понятия «бытие» и «сознание» в философии Цель: формирование понятия об основных категориях онтологии План: 1.Бытие: понятие и формы. 2.Понятие «материя».
3.Бытие и сознание. Методические рекомендации по подготовке к занятию Этой темой открывается раздел системной философии. Ключевое понятие темы – категория «бытие». Она интерпретируется как существование, сущность, субстанция, субстрат. Обратите внимание на категории «материя» и «сознание», сущность и соотношение в философии. Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,17,28,29,41,43,53,64,71,84,85 Контрольные вопросы: 1.Как соотносятся понятия бытия и реальности? 2.Как менялись представления о материи в философии? 3.Есть ли общее в понимании сознания идеализмом и материализмом? Тема 11 Принцип развития: диалектика и синергетика Цель: формирование понятия о развитии План: 1.Развитие как атрибут бытия. 2.Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика. Методические рекомендации по подготовке к занятию Следует обратить внимание на подходы к пониманию принципа развития – фундаментальной идеи диалектической логики, – а также другие принципы, основные категории диалектического метода философствования. Синергетика есть современная наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем. Литература: ОЛ:1-8.ДЛ:2,17,28,29,41,43,53,64,71,84,85 Контрольные вопросы: 1.Как соотносятся принцип универсальных связей и принцип развития? 2.В чём проявляется единство и различие формы и содержания? 3.В чём состоит сущность единства и борьбы противоположностей? 4.В какой форме осуществляется переход к иному качеству? 5.Как понимается развитие в диалектике и синергетике?
Тема 12 Учение о познании. Специфика научного познания Цель: формирование понятия о философских основаниях познания План: 1.Знание и познание. 2.Особенности научного познания. 3.Проблема метода познания. Методические рекомендации по подготовке к занятию Изучение темы следует начать с усвоения понятий «гносеология», «эпистемология», «познание». Природа познания исследуется посредством понятия «идеальное». Проблема познания раскрывается в понятиях субъекта и объекта познания, способа познания, истины. В постижении ключевой проблемы – сущности истины – поможет диалектическая концепция. Литература: ОЛ:1-10.ДЛ:2,3,5,8-10,17,28,29,43,54,56,64,69,84,85.
Контрольные вопросы: 1.Что есть познание? 2.Что является исходным пунктом познания? 3.Как соотносятся субъект и объект познания? 4.Что есть истина? 5.Как соотносятся философские и научные методы познания?
Тема 13 Проблема человека в философии Цель: формирование понятия о бытии человека План: 1.Основные образы человека в истории философии. 2.Социокультурные основания бытия человека. 3.Жизнь как ценность личности. Методические рекомендации по подготовке к занятию Противоречивая сущность человека познаётся посредством анализа таких противоположностей, как: телесное и духовное, необходимое и свободное, природное и социальное, общественное и личностное, общение и уединение, жизнь и смерть. Варианты понятия сущности человека увязываются с конкретной постановкой и решением проблемы смысла человеческой жизни. Литература: ОЛ:1-10.ДЛ:2,11,13,17,23,28,29,33,37,43,64,67,71,84,87 Контрольные вопросы: 1.Возрастает ли интерес к проблеме человека в современной жизни? 2.Как соотносится биологическое и социальное в человеке? 3.В чём заключается ценность человеческой жизни? 4.Как Вы решаете проблему смысла своей жизни?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|