Налогоплательщики. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: Налог на добавленную стоимость Сущность и значение НДС Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и уплаты налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. При уплате НДС налогоплательщики часто допускают ошибки и неточности, что приводит к налоговым санкциям. НДС относится к косвенным налогам — это налоги на товары (работы, услуги), устанавливаемые в виде надбавки к цене. В России распространены следующие косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Сегодня в России косвенные налоги составляют значительный источник доходов бюджета. Их популярность объясняется еще и тем, что эти налоги достаточно легко собирать, если предприниматели не переведут свою деятельность в теневой сектор экономики. Порядок взимания НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. НДС определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Алгоритм исчисления НДС можно представить следующим образом:
Сумма НДС = Облагаемые операции * Ставка НДС
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет = Сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары — Сумма НДС, уплаченная поставщикам материальных ресурсов
Пример 1. Организация «Юпитер» закупила у организации «Сатурн» материалы на сумму 100 000 руб. (без НДС). «Сатурн» выписал счет: Стоимость материалов — 100 000 руб.
НДС (18%)- 18 000 руб. Итого: 118 000 руб. Пример 2. «Юпитер» из приобретенных материалов изготовил детали стоимостью 200 000 руб. и реализовал их организации «Марс», выставив счет: Стоимость деталей — 200 000 руб. НДС (18%) - 36 000 руб. Итого: 236 000 руб. Сумма НДС, подлежащая взносу «Юпитером» в бюджет: 36 000 руб. - 18 000 руб. = 18 000 руб.
Налогоплательщики. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика В ст. 143 НК РФ определяется достаточно широкий круг налогоплательщиков, которые подразделяются на три категории. 1. Организации вне зависимости от видов деятельности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д. Исключение составляют организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи. 2. Лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, которые определяются в соответствии с таможенным кодексом РФ. НДС уплачивается до или в момент принятия грузовой таможенной декларации 3. Индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (состав налогоплательщиков расширился с введением в действие главы 21 НК РФ). Индивидуальные предприниматели уплачивают налоги по трем схемам. По общей схеме налогообложения индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов, по истечении года подают налоговую декларацию, уплачивают налог на доходы физических лиц. Такие предприниматели с 2001 г. являются плательщиками НДС. Вторая схема налогообложения предполагает применение субъектами малого предпринимательства УСНО на основании главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Согласно этому закону предприниматели вместо совокупности многих налогов (в том числе НДС) уплачивают единый налог, исчисленный по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Под третьей схемой налогообложения подразумевается перевод индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности на уплату ЕНВД согласно главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. Индивидуальные предприниматели и организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками НДС. Исключение составляет НДС, возникающий при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Экономические реалии таковы, что многие партнеры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий являются плательщиками НДС. Следовательно, для целей оптимизации налогообложения им нужен «входной» НДС, который у юридических лиц учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Если малое предприятие перейдет на упрощенный режим налогообложения то, как следствие, утратит часть сферы своего бизнеса. Это легко доказать на примере. Пример. ООО «Звезда» является плательщиком НДС. За налоговый период налогооблагаемая выручка от ведения хозяйственной деятельности составила 100 000 руб., в том числе НДС 15 250 руб. Вариант 1. За налоговый период организация «Звезда» приобрела у малого предприятия, которое является плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 10 000 руб., в том числе НДС 1 525 руб., а также товары для перепродажи на сумму 30 000 руб., в том числе НДС 4 575 руб. По итогам налогового периода ООО «Звезда» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 9 150 руб. (15 250 - 1 525 - 4 575). Вариант 2. За налоговый период организация «Звезда» приобрела у малого предприятия, которое не является плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 10 000 руб., а также товары для перепродажи на сумму 30 000 руб. По итогам налогового периода ООО «Звезда» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 15 250 руб. (15 250 - 0).
Из этого следует, что специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, в основном, выгоден тем налогоплательщикам, покупатели продукции, работ, услуг которых не являются плательщиками НДС. Например, реализация товаров, работ, услуг физическим лицам, а также юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), не являющимся плательщиками НДС или получившим освобождение от уплаты НДС. НК РФ обязывает налогоплательщиков встать на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет по месту нахождения своих постоянных представительств. При этом постановка на учет осуществляется на основании письменного заявления иностранной организации. В механизм функционирования современной налоговой системы были заложены различные рычаги стимулирования развития малого предпринимательства. Однако с введением гл. 21 НК РФ размывается само понятие «малое предпринимательство». Вместе с тем законодатели в ст. 145 НК РФ предусмотрели освобождение от уплаты НДС организаций и индивидуальных предпринимателей с относительно небольшими объемами выручки. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила 2 млн. руб. Это положение не распространяется на плательщиков, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также при ввозе товаров в РФ.
Sвыр ≤ 2 млн.руб. 1-й мес. 2-й мес. 3-й мес. Рис. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца Размер выручки от реализации определяется исходя из всех оборотов по реализации (облагаемых и необлагаемых НДС). Для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту постановки на учет письменное уведомление и следующие документы:
• выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); • выписка из книги продаж; • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Налогоплательщики данные документы и уведомление об использовании права на освобождение по утвержденной Минфином РФ форме представляют не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели не вправе отказаться от полученного освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. По истечении этого периода не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики для подтверждения своего права на налоговое освобождение представляют в налоговые органы: • документы, подтверждающие, что в течение установленного срока сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей; • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. Данные документы разрешается налогоплательщикам направлять по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня отправления заказного письма. При получении разрешения на освобождение от уплаты НДС часто трудно предопределить объем выручки в течение года. Если выручка (доход) от реализации товаров превысит ограничение в 2 млн. руб. за три последовательных календарных месяца, то налогоплательщики обязаны уплатить НДС в общеустановленном порядке, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение и до окончания периода освобождения. Налог возникает также при реализации подакцизных товаров или ввозе товаров на территорию РФ. Индивидуальным предпринимателям и организациям полезно оценить целесообразность получения освобождения от уплаты НДС. Безусловно, сокращение налоговых платежей всегда благо для налогоплательщиков. Но в данном случае не исключены негативные последствия. Не являясь плательщиками НДС, организации и предприниматели не имеют права выписывать своим покупателям счета-фактуры и выделять суммы НДС в документах при осуществлении расчетов с ними. Это означает, что организации и предприниматели, получившие освобождение от уплаты налога, не смогут возместить уплаченный ими «входной НДС» при приобретении товарно-материальных ценностей, используемых при производстве своей продукции. Данные суммы «входного НДС» предприниматели и организации учитывают в стоимости своей продукции.
Получив освобождение от уплаты НДС, организации и индивидуальные предприниматели, как правило, реализуют свою продукцию по прежним ценам, не уменьшая их на сумму НДС. Покупателям становится невыгодно покупать продукцию у данных производителей, поскольку они не смогут уменьшить свои затраты на сумму «входного» НДС.
Объект налогообложения В ст. 146 НК РФ определяются четыре объекта налогообложения. Объектом налогообложения признаются следующие операции. 1. Реализация товаров (работ, услуг) в РФ. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). 2. Передача в РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления). Здесь под объектами налогообложения признается передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, затраты по которым не учитываются при обложении налогом на прибыль. 3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. 4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения следующие операции. 1. Передача любого имущества организацией ее правопреемнику при реорганизации этой организации. 2. Передача основных средств, нематериальных активов и другого имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. В случае реализации этой некоммерческой организацией полученного имущества сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налог исчисляется и уплачивается ею в общеустановленном порядке. 3. Передача имущества во вклады (уставный капитал, по договору простого товарищества), паевые взносы в фонды кооперативов (т.е. передача имущества носит инвестиционный характер). 4. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, других объектов социально-культурного назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей и т.д. органам государственной власти или специализированным организациям по решению органов власти. 5. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. 6. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и местного самоуправления бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. 7. Другие операции. При исчислении НДС важное значение имеет место реализации товаров, работ и услуг. Местом реализации товаров признается территория РФ при следующих обстоятельствах: • товар находится в РФ и не отгружается и не транспортируется; • товар в момент отгрузки или транспортировки находится на территории РФ. Поэтому любой объект недвижимости, находящийся в РФ и проданный иностранной организации, считается реализованным в России. По общему правилу местом реализации работ, услуг признается территория РФ. Местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов, морских судов по договору аренды, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место оказания этих услуг. В случае признания местом реализации работ, услуг территории иностранного государства, данные операции не являются объектами налогообложения. Документами, подтверждающими место выполнения работ, услуг за пределами РФ, являются: 1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|