Первые результаты и перспективы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вопреки распространенному мнению экономика СССР не бала чисто командной, т. е. основанной на принятии хозяйственных решений исключительно в центре через обязательный к выполнению государственный план. Даже после сворачивания НЭПа рыночное регулирование отчасти использовалось. В суровые послевоенные годы товарные излишки колхозов сверх государственного плана поставок продавались по свободным ценам на колхозном рынке. В 60-е годы 20 века повышена роль товарно-денежных отношений, прибыли как мотива деятельности предприятий, хозяйственного расчета и самофинансирования, договорных цен. Этот первый опыт поворота экономики к рынку получил определенное развитие в 70-е и и 80-е годы. Вместо плана – директивы широкое распространение получил государственный заказ, размещаемый на конкурсной основе. Предприятия были наделены правом самостоятельной разработки планов своего социально-экономического развития. Экономика СССР не была, таким образом, совершенно негибкой. Это была смешанная экономика, в которой рынок рыночное саморегулирование уступали по значению централизованному плану. Социальный эксперимент в России, начатый в 1917 году, на многие годы поставил вне закона частную собственность. Эффективность государственной собственности и ограничения рынка подтвердились далеко не повсеместно. Обратный процесс разгосударствления собственности и стимулирования рыночных отношений начался в 90-е годы 20 века. Целями экономических преобразований были: § формирование рыночной структуры хозяйства, т. е. Развитие рынка товаров услуг, создание фондового и валютного рынков, прекративших существование в советский период, рынка труда и других институтов, свойственных смешанной экономике;
§ либерализация цен и формирование на этой основе совокупного спроса и совокупного предложения, не искаженных государственным диктатом; § макроэкономическая стабилизация, как на рыночной основе, так и базе экономического регулирования со стороны государства; § изменения в отношениях собственности и узаконение всех форм собственности, включая частную; § аграрные преобразования с использованием различных форм собственности и порядка землепользования, адекватных рынку; § разработка мероприятий по социальной защите населения в условиях перехода от централизованного государственного регулирования к рыночным формам хозяйствования; § разработка мероприятий по социальной защите населения в условиях перехода от централизованного регулярного регулирования к рыночным формам хозяйствования. Реформа хозяйственной системы России запоздала. В стране накануне реформы 1992 года свирепствовала подавленная инфляция, сдерживаемая государственной дисциплиной цен. Пришлось отказаться от умеренной эволюционной концепции экономических преобразований по опыту КНР в пользу концепции «шоковой терапии». Так был назван инструмент формирования рынка и антиинфляционной политики, реализующий одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Концепция «шоковой терапии» в основном строилась на монетаристких рецептах, рассмотренных выше. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение жестких бюджетных ограничений, сменяющих мягкие бюджетные ограничения, характерные для СССР. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что зарабатывают сами, не рассчитывая на дотации из бюджета. Что касается тягот для населения, этого спутника «шоковой терапии», то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, не растягивая финансовую стабилизацию на долгие годы.
Переходный период в России отмечен беспрецендетным для мирного времени в крупной стране спадом объема материального производства, практически более, чем двойным. Результатом был тяжелый бюджетный кризис. Развился теневой сектор экономики; недопустимых размеров достигла утечка капитала за границу. Начиная с 1995 года был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внешнем и внутреннем рынках. Эмиссия государственных долговых обязательств привела к резкому удорожанию кредитных ресурсов и дефициту инвестиций. Чрезмерная активность государства на финансовом рынке никак не способствовала развитию материального производства. В 1998 году государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения мировых цен на нефть. Правительство России было вынужденно объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток экономического кризиса. Годы экономических преобразований в России отмечены трансформационным спадом. Прежние плановые механизмы координации хозяйственной деятельности быстро были разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще. Большими трудностями в переходный период отмечена институциональная трансформация. Институты – это формальные и неформальные правила экономической деятельности, экономические организации, их состав, структура и содержание. Развитие институтов есть эволюционный процесс; институциональная система сильно зависит от предшествующего исторического пути. Практика трансформации не должна была игнорировать основную особенность российского исторического пути – огромной роли государства. Стремление одномоментно освободить экономику от государственного вмешательства обернулось неудачей и не позволило реформам продвинуться так далеко, как на это рассчитывали их инициаторы. В качестве примера можно привести отсутствие в России рынка земли, что не позволило использовать ипотечный кредит и сильно сужало возможность предоставления кредитов сельскому хозяйству.
Среди институциональных реформ в России ведущее место занимает приватизация и акционирование. Приватизация позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать эффективного собственника, заинтересованного в развитии своего предприятия. Антиинфляционная политика проводилась за счет сжатия денежной массы и привязки рубля к доллару в рамках валютного коридора. Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 году закона «О Центральном банке России», по которому банк не зависел от исполнительной власти; правительству был закрыт доступ к «печатному станку». Стабильность рубля Центробанк должен обеспечивать тщательным обоснованием денежной эмиссии. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк России стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая денежную эмиссию, что сыграло заметную роль в оживлении производства. Сегодня трудности и тяготы экономических преобразований для нас, россиян, в основном позади. Но многие проблемы экономического развития страны требуют государственной поддержки. Объектом неослабевающего государственного контроля должны быть ведущие пропорции развития народного хозяйства, темпы роста структуроопределяющих для России отраслей – нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, электроэнергетики, транспорта и другие. Приватизация собственности – не единственное направление развития отношений собственности. Обратный процесс – национализацию, если это целесообразно с позиции народнохозяйственных интересов, также следует считать нормальным процессом. Далека от совершенства стратегия государства в области ценообразования. Прямое государственное регулирование цен на продукцию (услуги) монополистов не подтверждает своей эффективности. Рыночные и государственные цены функционируют в одной системе, они взаимосвязаны. Повышение первых с необходимостью требует пересмотра вторых. Государственное сдерживающее влияние на уровень цен следует, на наш взгляд, обеспечивать с помощью дифференциации налогов. Снижение затрат на производства должно быть выгодно налогоплательщику, а повышение цен – не выгодно. Следует вернуться к практике дифференциации налога на прибыль компаний в зависимости от уровня рентабельности в цене. Вообще, роль налоговой системы в экономике смешанного типа велика. Налоговая система – это основной рычаг государства в плане стимулирования ресурсосбережения, деловой активности и развития производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|