Призывающая к действию речь
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто. 2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на следующие четыре вопроса. Введение. Почему я говорю?
Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.
Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории. Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять заповедей искусства речи: • Понять, что следует сказать; • Упорядочить: что по делу, а что шутки ради; • Облечь в слова и украсить слогом; • Запечатлеть в памяти; • Приятно и достойно изложить. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи. 1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал. 2. ДИСПОЗИЦИЯ, или "расположение". Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу. 3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста. 4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста
5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ. § 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕЧИ Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собственно, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.
1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор. "Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой теме", — пишет Гамильтон и дает совет: "Читайте Сенеку, он по большинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли". 2. Подбирайте уместную тему Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней. 3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интересов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.
Цель информационной речи — обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествование, описание, объяснение. Повествование - связный рассказ; описание - расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение - показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:
Повествование: Рост и упадок корпорации. Компьютеризация труда менеджера. Микроэлектроника и ее перспективы. Описание: Дом русского крестьянина. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере. Объяснение: Что вдохновляет политика. Смысл христианства. Деловые игры как методика обучения.
а. В ней не должно быть ничего спорного; б. Она должна пробуждать любознательность слушателя; в. Она должна удовлетворять запросы слушателя; г. Сообщение должно быть сделано на актуальную тему. УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ
Предмет убеждающей речи - вопросы факта, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет, или вопросы поведения, то есть что следует предпринимать, а какие действия недопустимы.
1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос.
2. Выбирать содержательную тему. Даже если речь будет остроумна и увлекательна по форме, необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их практические интересы. 3. Выбирать разрешимый вопрос. Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий - это сделать оратору необходимо.
ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ РЕЧЬ Призывающая к действию речь также относится к числу агитационных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно; направлено действие именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории. Речь оратора в этом случае должна быть столь убедительной, чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь и сейчас сделать то, о чем их просит оратор. Поль Сопер в уже упоминавшейся книге "Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" предлагает типичные примеры публичных призывов, которые можно использовать деловым людям, государственным или политическим лидерам. Так, например, для выступлений на коммерческие темы характерны призывы распространять страховые полисы, проспекты вложения капитала, книги и сотни других предметов, о которых коммерсант держит речь на собраниях. Призывы оказать поддержку направлены в пользу местных благотворительных обществ, организации Красного Креста, кампаний по оказанию помощи бедствующему населению в других странах и др.
Призыв "принять участие" касается клубной работы, подготовки спортивных соревнований, можно также предлагать прочесть книгу, посмотреть фильм, театральную постановку, послушать специальный курс, заняться шейпингом и пр.
При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо: 1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей - это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях. 2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят? 3.
Речи подобного типа обычно не планируются заранее и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости от актуальных событий. Они представляют собой как бы "оперативные" речи, поэтому важными требованиями для них являются такие, как: - излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями; - задевать личные мотивы слушателей, их интересы; - кратко и эмоционально выражать мысли; - ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия; - пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения. § 7. РЕЧЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОВОДУ Речи по специальному поводу обращены, как правило, гораздо более к чувству, чем к разуму. Они имеют четыре основные формы: • Протокольная (рамочная) речь - приветствие, благодарность и пр.; • Траурная речь. • Торжественная речь. • Произнесение речей по специальному поводу для многих ораторов представляет трудности, вызванные тем, что: а) нужно выбрать ситуативно уместный момент;
в) требуется выразить глубокие чувства простым языком; г) надо говорить как можно короче; д) сказанные слова, речь должны быть неповторимы; е) использование цитат допустимо, но коротких и с глубоким смыслом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|