Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокольная (рамочная) речь




К рамочным речам относятся те, которые не являются центром меро­приятия, но обрамляют событие, берут в рамку. К ним относятся речи по поводу открытия, презентации, приветственные и благодарственные речи.

При приветственной речи кратко представляются основной вы­ступающий (при этом считается нецелесообразным слишком много в его адрес говорить комплиментов). Тот, кто предоставляет слово выступающему, должен помнить, что основную речь держит оратор, поэтому нельзя у него, как говорится, "отнимать хлеб".

Открывая приветственную речь, необходимо соблюдать сле­дующую последовательность:

- открыть встречу, собрание и приветствовать слушателей;

- поприветствовать или представить докладчика (докладчиков);

- предоставить слово докладчику.

Закрывая приветственную речь, следует:

- сказать слова благодарности оратору;

- кратко обосновать эту благодарность;

- попрощаться со слушателями.

Организатору таких собраний для демонстрации конструктивной коммуникации целесообразно: избегать стереотипов типа "мне вы­пала особая честь" или "аплодисменты показывают, что..."; тему выступления обрисовать двумя-тремя фразами (и то в случае необ­ходимости), а не сообщать краткое содержание доклада; не исполь­зовать чрезмерные тирады с превосходными степенями в адрес вы­ступающего, но вместе с тем вполне уместно кое-что сказать о лич­ности докладчика, сделав это изобретательно, ярко, с юмором. Во­обще уместны простые, деловые и в то же время сердечные слова.

По завершении доклада его оценку также можно сделать двумя-тремя фразами по поводу самых существенных моментов.

ТРАУРНАЯ РЕЧЬ

Деловым людям иногда приходится говорить надгробную речь при уходе из жизни делового партнера, товарища по работе, друга.

В последнее время траурные речи все чаще основываются не на похвалах в адрес покойного, а на словах Библии с их упованием и утешением.

Если надгробное слово посвящено ушедшему другу, то оно должно быть простым и очень достойным. Можно сказать о том, кем он был для вас, рассказать о достоинствах, но без чрезмерности, уместны в завершении речи стихотворные изречения или изречения из библии. Каким бы ни был покойник при жизни, говорящим о нем людям следует помнить древнее латинское изречение: De mortuis nihil nisi bene (о мертвых хорошо или ничего).

ТОРЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ

Торжественная речь - это, как правило, эмоциональное высказы­вание по торжественному поводу. Цель такой речи: создать празд­ничное настроение, согреть сердца слушателей, удовлетворить их ожидания. Для такой речи уместны красивые слова, эпитеты, худо­жественные, образные высказывания, авансированная похвала, эмо­циональная поддержка. Если речи говорят последовательно не­сколько ораторов, например на юбилее, тогда они должны быть не­пременно короткими и оригинальными.

Речь по случаю юбилея заслуженного человека, например, может включать в себя следующие составляющие:

- приветствие;

- повод для произнесения речи;

- перечисление важных моментов на жизненном пути юбиляра;

- краткая характеристика наиболее существенных его черт;

- акцент на положительных, хороших сторонах его личности;

- приведение ярких примеров из его жизни;

- рассказ о событиях, в которых выступающий лично взаимодейст­
вовал с юбиляром;

- рассказ о значении юбиляра для организации (фирмы), в которой
он работает;

- выражение благодарности за участие, вклад во что-то значимое;

- высказывание добрых пожеланий на будущее.

В день своего рождения уже пожилой Конрад Аденауэр непри­нужденно констатировал: "Я сегодня услышал много прекрасных речей, но ведь я их заслужил".

РЕЧЬ В ДРУЖЕСКОМ КРУГУ

В неформальном общении используются речи разнообразной формы. Это могут быть застольные речи (тосты по случаю) или речь руководителя предприятия во время торжественного мероприятия, например презентации новых товаров или услуг.

При произнесении таких речей необходимо отражать следующие моменты:

• приветствие и указание на смысл мероприятия;

ретроспективный обзор проделанной работы, остроумно приправ­ленный упоминанием какого-либо происшествия;

• выражение надежды на дальнейшее сотрудничество;

• объявление программы и пожелание радостного времяпрепровож­дения.

Высказывания, в которые заложен вышеперечисленный смысл, должны быть краткими, энергичными и целеустремленными.

Тосты также могут представлять собой краткие речи, их необходимо тщательно обдумывать, они должны быть эмоционально насыщены, экспрессивны. X. Леммерман в учебнике риторики "Тренировка речи с упражнениями", приводит следующий пример. Композитора Хампер-динка во время праздничного обеда попросили произнести речь "между двумя блюдами"; он встал, дружески посмотрел на окружаю­щих, откашлялся, потер руки и - сел опять. Один из гостей сказал, что это была лучшая речь из всех, которые он когда-либо слышал.

Во время застолья деловых людей используются также развлека­тельные речи, их цель - развлечь и потешить слушателей. В такой речи уместны шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Это мо­жет быть связное повествование, а может быть дайджест из анекдо­тов. Юмор, кое-что личное, ирония, насмешливая серьезность, кари­катура и преувеличения, шутливые выпады против той или иной группы, нападки на противоположный пол или отдельных людей и все это на дружественной ноте - это типичные составляющие развле­кательной речи- Если речь не юмористическая, в ней должны быть новизна, конкретность, по возможности конфликтные, драматические моменты, контрасты, действие. В юмористической речи, наоборот: нелишни преувеличения в описании обычных ситуаций или личных качеств; уместен иронический показ оборотной стороны того, о чем говорит оратор; целесообразно прибегать к умолчанию и внезапной развязке, показывать людей в нелепом или неловком положении.

Таким образом, добрая шутка и благожелательный тон - это не­отъемлемые черты речей в дружеском кругу, в неформальном дело­вом застолье. Главная характеристика таких речей - это лаконич­ность. В некоем африканском парламенте соблюдался обычай, по которому оратору позволялось произносить речь так долго, сколько он сможет говорить стоя на одной ноге.

КАК ВЫСТУПАТЬ С РЕЧЬЮ

Когда Нельсон Мандела совершал свой "Победный тур" по Со­единенным Штатам после двадцатисемилетнего тюремного заклю­чения в ЮАР, он и президент США Джордж Буш обменялись реча­ми, стоя рядом на лужайке перед Белым Домом.

Президент Буш выступал, как обычно в таких случаях, по гото­вому тексту, но получалось это у него естественно и чуть ли не не брежно. Мандела, которому было уже за семьдесят, говорил торже­ственно, но ни разу не опустил глаз, чтобы свериться с бумажкой. Его английский язык был безупречным, речь - четкой и поразитель­но искренней. Джордж Буш был поражен тем, что Мандела говорил, не прибегая к заранее подготовленному тексту. Когда они направи­лись к Белому Дому, параболические микрофоны прессы уловили его слова: "Отличная речь. И без бумажки. Просто удивительно".

Это всегда производит на людей впечатление - когда кто-то говорит гладко и четко, не заглядывая в бумажку. Но это возможно только в том случае, когда человек мысленно видит то, что говорит. Как правило, его речь течет так легко именно благодаря этой воображаемой картине. [Источник: Рон Хофф.Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М, 1996, с. 17].

Своеобразие речи состоит в том, что она воздействует на слуша­телей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столь­ко из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово НЕТ может быть сказано повелительно или равно­душно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.

На слушателей действует также обстановка, в которой произно­сится речь: помещение, состав слушателей, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое.

Речь воздействует через структуру и способ произнесения. Об этом свидетельствует Ницше: "Наиболее понятным в речи является не само слово, а тон, сила звучания, интонация, темп, в котором произ­носятся слова - короче, музыка стоящей за ними страсти: все то, что возможно описать". И по праву Ларошфуко полагает: "Зачастую в тоне голоса, в слезах и во всей атмосфере, которую оратор распро­страняет вокруг себя, так же много красноречия, как в выборе слова".

К сожалению, в реальной практике деловой коммуникации много таких выступающих, которые говорят перед аудиторией, не задумы­ваясь над тем, как они это делают. А. П. Чехов писал: "Лектор мед­ленно засыпал, аудитория намного его опередила".

Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз пом­нить о следующем:

1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.

2. Слушатели молча оценивают это обязательство ("Есть ли в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот человек?"). А после окончания речи публика, как правило, выносит приговор. Опытный оратор не допустит отрицательного ре­зультата, он хорошо подготовится к встрече и будет постоянно сле­дить за тем, как его выступление воспринимается аудиторией, по невербальным сигналам. Когда выступление не нравится, слушатели начинают менять положение тела, смотреть на часы, разворачивать ноги в сторону двери, поворачиваться к оратору боком, спиной, зе­вать, закрывать лоб руками, опираться головой на обе руки, разгова­ривать с соседом, всячески показывая нежелание слушать оратора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...