Протокольная (рамочная) речь
К рамочным речам относятся те, которые не являются центром мероприятия, но обрамляют событие, берут в рамку. К ним относятся речи по поводу открытия, презентации, приветственные и благодарственные речи. При приветственной речи кратко представляются основной выступающий (при этом считается нецелесообразным слишком много в его адрес говорить комплиментов). Тот, кто предоставляет слово выступающему, должен помнить, что основную речь держит оратор, поэтому нельзя у него, как говорится, "отнимать хлеб". Открывая приветственную речь, необходимо соблюдать следующую последовательность: - открыть встречу, собрание и приветствовать слушателей; - поприветствовать или представить докладчика (докладчиков); - предоставить слово докладчику. Закрывая приветственную речь, следует: - сказать слова благодарности оратору; - кратко обосновать эту благодарность; - попрощаться со слушателями. Организатору таких собраний для демонстрации конструктивной коммуникации целесообразно: избегать стереотипов типа "мне выпала особая честь" или "аплодисменты показывают, что..."; тему выступления обрисовать двумя-тремя фразами (и то в случае необходимости), а не сообщать краткое содержание доклада; не использовать чрезмерные тирады с превосходными степенями в адрес выступающего, но вместе с тем вполне уместно кое-что сказать о личности докладчика, сделав это изобретательно, ярко, с юмором. Вообще уместны простые, деловые и в то же время сердечные слова. По завершении доклада его оценку также можно сделать двумя-тремя фразами по поводу самых существенных моментов. ТРАУРНАЯ РЕЧЬ Деловым людям иногда приходится говорить надгробную речь при уходе из жизни делового партнера, товарища по работе, друга.
В последнее время траурные речи все чаще основываются не на похвалах в адрес покойного, а на словах Библии с их упованием и утешением. Если надгробное слово посвящено ушедшему другу, то оно должно быть простым и очень достойным. Можно сказать о том, кем он был для вас, рассказать о достоинствах, но без чрезмерности, уместны в завершении речи стихотворные изречения или изречения из библии. Каким бы ни был покойник при жизни, говорящим о нем людям следует помнить древнее латинское изречение: De mortuis nihil nisi bene (о мертвых хорошо или ничего). ТОРЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ Торжественная речь - это, как правило, эмоциональное высказывание по торжественному поводу. Цель такой речи: создать праздничное настроение, согреть сердца слушателей, удовлетворить их ожидания. Для такой речи уместны красивые слова, эпитеты, художественные, образные высказывания, авансированная похвала, эмоциональная поддержка. Если речи говорят последовательно несколько ораторов, например на юбилее, тогда они должны быть непременно короткими и оригинальными. Речь по случаю юбилея заслуженного человека, например, может включать в себя следующие составляющие: - приветствие; - повод для произнесения речи; - перечисление важных моментов на жизненном пути юбиляра; - краткая характеристика наиболее существенных его черт; - акцент на положительных, хороших сторонах его личности; - приведение ярких примеров из его жизни; - рассказ о событиях, в которых выступающий лично взаимодейст - рассказ о значении юбиляра для организации (фирмы), в которой - выражение благодарности за участие, вклад во что-то значимое; - высказывание добрых пожеланий на будущее. В день своего рождения уже пожилой Конрад Аденауэр непринужденно констатировал: "Я сегодня услышал много прекрасных речей, но ведь я их заслужил".
РЕЧЬ В ДРУЖЕСКОМ КРУГУ В неформальном общении используются речи разнообразной формы. Это могут быть застольные речи (тосты по случаю) или речь руководителя предприятия во время торжественного мероприятия, например презентации новых товаров или услуг. При произнесении таких речей необходимо отражать следующие моменты: • приветствие и указание на смысл мероприятия; • ретроспективный обзор проделанной работы, остроумно приправленный упоминанием какого-либо происшествия; • выражение надежды на дальнейшее сотрудничество; • объявление программы и пожелание радостного времяпрепровождения. Высказывания, в которые заложен вышеперечисленный смысл, должны быть краткими, энергичными и целеустремленными. Тосты также могут представлять собой краткие речи, их необходимо тщательно обдумывать, они должны быть эмоционально насыщены, экспрессивны. X. Леммерман в учебнике риторики "Тренировка речи с упражнениями", приводит следующий пример. Композитора Хампер-динка во время праздничного обеда попросили произнести речь "между двумя блюдами"; он встал, дружески посмотрел на окружающих, откашлялся, потер руки и - сел опять. Один из гостей сказал, что это была лучшая речь из всех, которые он когда-либо слышал. Во время застолья деловых людей используются также развлекательные речи, их цель - развлечь и потешить слушателей. В такой речи уместны шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Это может быть связное повествование, а может быть дайджест из анекдотов. Юмор, кое-что личное, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения, шутливые выпады против той или иной группы, нападки на противоположный пол или отдельных людей и все это на дружественной ноте - это типичные составляющие развлекательной речи- Если речь не юмористическая, в ней должны быть новизна, конкретность, по возможности конфликтные, драматические моменты, контрасты, действие. В юмористической речи, наоборот: нелишни преувеличения в описании обычных ситуаций или личных качеств; уместен иронический показ оборотной стороны того, о чем говорит оратор; целесообразно прибегать к умолчанию и внезапной развязке, показывать людей в нелепом или неловком положении.
Таким образом, добрая шутка и благожелательный тон - это неотъемлемые черты речей в дружеском кругу, в неформальном деловом застолье. Главная характеристика таких речей - это лаконичность. В некоем африканском парламенте соблюдался обычай, по которому оратору позволялось произносить речь так долго, сколько он сможет говорить стоя на одной ноге. КАК ВЫСТУПАТЬ С РЕЧЬЮ Когда Нельсон Мандела совершал свой "Победный тур" по Соединенным Штатам после двадцатисемилетнего тюремного заключения в ЮАР, он и президент США Джордж Буш обменялись речами, стоя рядом на лужайке перед Белым Домом. Президент Буш выступал, как обычно в таких случаях, по готовому тексту, но получалось это у него естественно и чуть ли не не брежно. Мандела, которому было уже за семьдесят, говорил торжественно, но ни разу не опустил глаз, чтобы свериться с бумажкой. Его английский язык был безупречным, речь - четкой и поразительно искренней. Джордж Буш был поражен тем, что Мандела говорил, не прибегая к заранее подготовленному тексту. Когда они направились к Белому Дому, параболические микрофоны прессы уловили его слова: "Отличная речь. И без бумажки. Просто удивительно". Это всегда производит на людей впечатление - когда кто-то говорит гладко и четко, не заглядывая в бумажку. Но это возможно только в том случае, когда человек мысленно видит то, что говорит. Как правило, его речь течет так легко именно благодаря этой воображаемой картине. [Источник: Рон Хофф.Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М, 1996, с. 17]. Своеобразие речи состоит в том, что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово НЕТ может быть сказано повелительно или равнодушно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.
На слушателей действует также обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав слушателей, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое. Речь воздействует через структуру и способ произнесения. Об этом свидетельствует Ницше: "Наиболее понятным в речи является не само слово, а тон, сила звучания, интонация, темп, в котором произносятся слова - короче, музыка стоящей за ними страсти: все то, что возможно описать". И по праву Ларошфуко полагает: "Зачастую в тоне голоса, в слезах и во всей атмосфере, которую оратор распространяет вокруг себя, так же много красноречия, как в выборе слова". К сожалению, в реальной практике деловой коммуникации много таких выступающих, которые говорят перед аудиторией, не задумываясь над тем, как они это делают. А. П. Чехов писал: "Лектор медленно засыпал, аудитория намного его опередила". Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз помнить о следующем: 1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие. 2. Слушатели молча оценивают это обязательство ("Есть ли в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот человек?"). А после окончания речи публика, как правило, выносит приговор. Опытный оратор не допустит отрицательного результата, он хорошо подготовится к встрече и будет постоянно следить за тем, как его выступление воспринимается аудиторией, по невербальным сигналам. Когда выступление не нравится, слушатели начинают менять положение тела, смотреть на часы, разворачивать ноги в сторону двери, поворачиваться к оратору боком, спиной, зевать, закрывать лоб руками, опираться головой на обе руки, разговаривать с соседом, всячески показывая нежелание слушать оратора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|