2. Период Шан–Инь (17-11 вв.до н.э) и Чжоу в Китае
Шан–Инь. По преданию, последний правитель династии Ся был жесток, чем восстановил против себя народ. В следствии чего Тан, предводитель одного из подчиненных династии Ся племен, восстал против тирана, сверг его и объединил Китай под своей властью, основав династию Шан, позже получивший название Инь. Шан является первым китайским государственным образованием, существование которого подтверждено археологическими находками и письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». По свидетельству С. Цаня племя шан неоднократно перемещалась по Среднекитайской равнине. Последнее переселение шанцев произошло при правителе Пань Ранэ в 14в до нэ, центром шанской территории стал район современного Аньяна. Здесь была основанная столица - Великий Город Шан. Результаты археологических исследований доказывают, что в первые годы господства эпохи Шан китайская цивилизация находилась на высоком уровне развития, свидетельство этому – обнаруженные надписи на черепашьих панцирях и костях животных, а также бронзовые изделия. Так же до нас дошли бронзовые ритуальные сосуды времен династии Шан. К настоящему времени на городище Шан-Инь уже обнаружены тысячи бронзовых сосудов, и среди них бронзовый треножник, богато орнаментированный сосуд " сымуу" (высота 133 см, вес 875 кг, длина 110 см, ширина 78 см) - крупнейший образец древнекитайской бронзы. Период правления династии Шан характеризуется развитием общества, основной социальной структуры которого была семья. В этот период китайцы уже умели выращивать шелковичных червей и знали шелковые ткани. Наибольшего могущества Шан-Инь достигло при ване У Дине (1250 -1192). При нем в городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.
После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран. Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать «чжоуское завоевание» (конец XI в. до н. э. ) Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что он являлся посредником между миром живых и умершими предками. Власть сначала, со времён У Дина до УИ, передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику. Начиная с вана УИ нормой стало передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, являлись родоначальниками кланов. Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Чжоу 1. Западное Чжоу(11-8), дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ. 2. Восточное Чжоу (8-3 вв до н. э.; периоды Чуньцу и Чжаньго), дом Чжоу утрачивает гегемонию, а территория Китая поделена между отдельными царствами.
Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских памятниках периода правления У Дина. В это время чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). К этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу.
Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. Предприняв поход на восток, У-ван («Воинственный правитель») нанес поражение иньскому войску (1027 г. ). Чжоусцы быстро усвоили важнейшие технические и культурные достижения побежденных, переняв прежде всего технику бронзолитейного производства. После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований». Сущность их заключалась в том, что родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Кроме того, такими владетелями (чжухоу) были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но во время завоевания Инь, поддержавших чжоусцев. Население, «жалуемое» тому или иному чжухоу, исчислялось количеством цзу, т. е. родоплеменных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время. Общее число вновь созданных или существовавших ранее признанных ваном наследственных владений составляло в XI в. до н. э. не менее 200—300. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|